Перейти к основному содержанию

Главная      Необязательные ошибки

Необязательные ошибки

Состояние автомобильных покрышек - характеристика для безопасного и надежного движения архиважная. По сути, от нее зависит жизнь всех людей, находящихся в машине. Тем не менее многие автовладельцы смотрят на факт износа резины или плохую балансировку колес сквозь пальцы. А зря.

Неудачный выбор

Некоторые автовладельцы до сих пор так и не знают, что шины бывают летними, зимними и всесезонными. Эксплуатировать летом транспортное средство, обутое в зимние покрышки, а зимой - в летние, очень опасно. В жару резина зимних вариантов становится очень мягкой, потому быстро стирается при малейших боковых (в поворотах) и продольных (при торможении, разгоне) нагрузках. Это сопровождается скольжением, т.е. значительным снижением сцепных свойств. В результате увеличивается тормозной путь, ухудшаются устойчивость и управляемость автомобиля.

Летний протектор не имеет ламелей и, кроме того, на морозе "дубеет". Данное обстоятельство также отрицательно сказывается на сцепных свойствах как с асфальтобетонным, так и с обледенелым и заснеженным покрытием. Вероятно, многие обращали внимание, что ассортимент любой торговой марки состоит из нескольких моделей шин. Они отличаются как рисунком протектора, так и конструкцией "начинки" и составом резиновой смеси, потому максимально допустимые скорость и нагрузка у них разные.

Исходя из этих особенностей обувку для серийных легковушек можно условно разделить на три класса - эконом (стандарт), премиум и спорт. Представители эконом-класса предназначены в основном для невысоких скоростей (до 190 км/ч). Премиум-класс ориентирован на более высокие скорости (до 240 км/ч). При создании таких покрышек особенно много внимания уделяется конструкции протектора, брекера и корда, отвечающих за устойчивость и управляемость автомобиля.

Спорт-класс - для серийных спорткаров и "заряженных" модификаций массовых хэтчбеков и седанов. Для профессионального автоспорта они мало пригодны - там в основном используют специальные покрышки, созданные для конкретных дорожных покрытий.

Неправильный монтаж

При изучении ассортимента шин можно заметить: существует несколько разновидностей рисунка протектора - обычный, т.е. симметричный и ненаправленный, а также направленный и асимметричный. Последние интересны тем, что в одних канавки сделаны в форме ели (под определенным углом к продольной оси беговой дорожки), а в других рисунок по обе стороны от той же продольной оси отличается.

Направленный рисунок помогает повысить эффективность удаления воды из пятна контакта, но только при правильной установке шин. При кручении в обратную сторону поток выдавливаемой воды в канавках направляется навстречу движению, в направлении набегающего потока. В результате вода из пятна контакта удаляется намного хуже, и колесо "всплывает" при меньшей скорости и меньшей глубине лужи. Избежать ошибок поможет стрелка на боковине c надписью Rotation, указывающая направление вращения колеса.

Асимметричный рисунок способствует улучшению управляемости и устойчивости автомобиля при скоростном маневрировании и прохождении поворотов. Обеспечивает это более жесткая наружная часть беговой дорожки, которая при перераспределении веса во время маневров меньше деформируется. Стоит также отметить: асимметричные направленные шины можно менять местами только по одной стороне машины.

Рабочее давление

Не менее важный фактор, серьезно влияющий на безопасность, - величина давления в шинах. При его повышении покрышка становится более жесткой. Но самое главное - уменьшается площадь пятна контакта. Это отрицательно сказывается на сцепных свойствах и характеристиках демпфирования резины, что в итоге может привести к увеличению тормозного пути. При пониженном давлении ухудшается управляемость автомобиля, растет сопротивление качению (следовательно, и расход топлива), а также появляется угроза разбортировки шин в крутых виражах и при резких маневрах.

Большая опасность подстерегает водителя и пассажиров в том случае, если давление в левых и правых колесах разное: при интенсивном торможении даже ABS в таком случае не всегда помогает сохранить курсовую устойчивость. В процессе эксплуатации давление может изменяться по многим причинам. Основная - разница температур. При ее перепадах давление может как увеличиваться (при потеплении), так и уменьшаться (при похолодании) в диапазоне до 0,3 бар.

Следует помнить еще об одном нюансе - для более безопасной эксплуатации и сохранения ресурса "обувки" величину давления в них перед дальними поездками необходимо корректировать в зависимости от степени загрузки и планируемой скорости движения. Во многих машинах есть специальные таблички, где указывается рекомендуемое число при различном количестве пассажиров и весе багажа.

Углы установки

От правильности углов установки колес зависит ресурс шин - эту прописную истину знают даже новички. А вот то, что данные параметры влияют на безопасность, известно не многим. Так, неправильные углы схождения и развала могут стать причиной увода автомобиля в сторону. К другим негативным последствиям приводит неправильный развал - нарушается геометрия пятна контакта, что вызывает изменения (не в лучшую сторону) сцепных свойств протектора с дорогой.

Балансировка

Если кто-то думает, что балансировка колес не влияет на безопасность, он глубоко заблуждается. Качение неотбалансированного колеса по дороге сопровождается циклическими изменениями давления в зоне пятна контакта протекторного слоя с дорожным покрытием. При этом постоянно изменяются и сцепные свойства. Не стоит удивляться, если при интенсивном торможении на однородной дороге автомобиль начнет уводить в сторону.

Негативно влияет на безопасность дорожного движения и то, что при передаче на руль и кузов вибраций водитель устает намного быстрее. В результате его реакция замедляется. Шины, которые эксплуатируются на наших далеко не идеальных дорогах с "наждачным" покрытием, следует балансировать гораздо чаще, чем рекомендуют автопроизводители (при каждом ТО). Специалисты советуют делать это каждые 8-10 тыс. км с летними покрышками и каждые 4-5 тыс. км - с зимними.

Время замены

Все водители знают Правила дорожного движения, в которых указано: остаточная глубина рисунка протектора шин легковушек должна составлять не менее 1,6 мм. У производителей шин свои требования - летнюю и всесезонную резину следует менять при остаточной глубине рисунка протектора 2 мм, а зимнюю - 4 мм.

У летних и всесезонных покрышек от данного показателя зависит эффективность выдавливания воды из пятна контакта - чем меньше глубина, тем раньше машина будет "всплывать" при езде по воде. У зимних вариантов при глубине протектора менее 4 мм блок-шашечки практически не деформируются и кромки ламелей не оголяются, поэтому фрикционные свойства протектора на скользком покрытии снижаются в несколько раз.