Звезды с неба для Советов
После Второй мировой войны стране-победительнице срочно требовались рекорды в автоспорте, но настоящих гоночных автомобилей - обтекаемые кузова на облегченных серийных шасси не в счет - в СССР тогда еще не строили!
Трофейные гоночные автомобили - Auto-Union, BMW 328, Wanderer B25K и др. - дали нашим конструкторам богатую пишу для размышлений: передовые технологии на советских автозаводах относились к середине 20-х годов. Однако инженер Александр Иванович Пельтцер, брат известной актрисы Татьяны Пельтцер, предложил построить машину для побития мировых рекордов скорости в самом малом классе - до 350 куб. см. Как раз такой мотор стоял на трофейных гоночных мотоциклах DKW-WL350.
Самое лучшее
Проектирование началось в апреле 1946 года прямо в московской квартире Пельтцера на улице Хмелева. Позже его инженерную группу прикрепили к ЦКБ Главмотовелопрома СССР. Машина, которую решили назвать "Звезда", должна была получиться легкой и с отменной аэродинамикой. Специалисты ЦАГИ, "продув" макет ее алюминиевого кузова с ровным днищем в аэродинамической трубе, помогли снизить коэффициент Сх до 0,138. Подвеску выбрали независимую: переднюю - пружинную от "Москвича-400", заднюю - на поперечной рессоре с качающимися полуосями. Двигатель с четырехступенчатой КП разместили поперечно за задней осью (воздух к радиатору поступал через проем кокпита). Крутящий момент передавался цепью на главную передачу от автомобиля Mercedes-Benz 170V. Но специальных шин не было, и пришлось применить стандартные мотоциклетные 19-дюймовые, отлив их из дефицитного натурального каучука. Грубый рисунок протектора (литьевые формы на заводе "Красный треугольник" были только одного типа), чтобы не отслаивался на высоких скоростях, "утончили" на токарном станке. В основу конструкции легла "плоская" стальная рама из хромоникелевой стали (хромансиля). В итоге "Звезда" длиной 4200 мм и с колесной базой 2000 мм получилась тяжеловата (609 кг). Поэтому большие надежды возлагали на мотор DKW (346 куб. см). В этом "двухтактнике" воплотились идеи немецкого инженера А. Цоллера: четыре цилиндра, у каждой пары - общая камера сгорания. Один поршень "заведует" впускным, другой - выпускным окном. Выпускные окна закрываются с опережением, что позволяет осуществлять наддув топливной смеси поршневым нагнетателем (0,7 атм). Система охлаждения - жидкостная термосифонная. Развивал мотор 30,5 л.с., но Пельтцер собирался достичь с ним скорости 160 км/ч, что до войны удалось в СССР всего дважды: на ГАЗ ГЛ-1 и ЗИС-101А "Спорт" со 100- и 140-сильными двигателями!
Все выше и выше
Октябрьские праздники было принято отмечать трудовыми успехами. 5 ноября 1946 года обледенелый 42-й км Минского шоссе огласил сухой свистящий рев мотора "Звезды". Место за рулем занял сам главный конструктор проекта. Средний результат двух заездов на 1 км (туда и обратно) со стартом с хода тогда составил 139 км/ч (ниже рекорда итальянца А. Чеккини 1939 года на автомобиле Moscerino - 146,9 км/ч). Правда, на испытаниях Пельтцер показал 148 км/ч, что позволяло надеяться на скорое побитие международного рекорда. Но случилась беда: Александр Иванович в тот день сильно простудился, и из-за осложнения у него отнялись ноги.
Однако он героически продолжил работу над машиной: для улучшения аэродинамики сместил силовой агрегат вперед, в базу, частично закрыв проем кокпита обтекателем, а радиатор заменил водяным баком - заезд на дистанцию 1 км занимал всего полминуты. Применив лопаточный нагнетатель, форсировал мотор (43 л.с. при 6000 об/мин). И вот 2 октября 1947 года теперь уже гонщик Андрей Никитович Понизовкин установил на "Звезде-2" мировой рекорд в классе, показав на 1 км с хода скорость 159,645 км/ч. Но фортуна снова ускользнула: в том же году Д. Лурани на автомобиле Nibbio-Guzzi развил 169,17 км/ч.
В ответ на это через год Пельтцер построил по принципу А. Цоллера собственный двигатель ЗП (342 куб. см, 47 л.с. при 7000 об/мин), разместив его в базе машины продольно. Четырехступенчатую КП он взял от мотоцикла ИМЗ-М72, главную передачу - от "Москвича-400". Подвеска всех колес стала независимой пружинной, а сами колеса - облегченными 16-дюймовыми от того же "Москвича-400". Так родилась "Звезда-3", сохранившая лишь прежний кузов. Весила она 550 кг, и в 1949 году Понизовкин прошел на ней километр с хода со скоростью уже 172, 827 км/ч. Это было выше рекорда Д. Лурани, но СССР еще не был членом F1A, и в международную таблицу результат не попал.
Все-таки можем!
После 1951 года, когда КБ Пельтцера перевели в НАМИ, Александр Иванович стал соперничать с Эдуардом Осиповичем Лорентом, шагнувшим в классе до 350 "кубов" за отметку... 256 км/ч. Для "Звезды ЗМ-НАМИ" Пельтцер, помимо ЗП, разработал еще два аналогичных взаимозаменяемых мотора: 2П (246 куб. см, 43 л.с.) и 5П (480 куб. см, 64 л.с.), что позволило установить на этой машине девять мировых рекордов в разных классах и на различных дистанциях, в том числе 50 и 100 км. Для "Звезды-5" кузов изготовили из пресс-шпона, а двигатели еще форсировали (48, 68 и 97 л.с.), но... начали прогорать поршни, открывавшие-закрывавшие выпускные окна, - этой машины хватало на "километровку" только в одну сторону, что противоречило правилам.
Наконец, в узкой сигарообразной "Звезде-6" гонщик размещался полулежа... Лучше всех управлял этими машинами испытатель НАМИ Алексей Павлович Амбросенков, тонко чувствовавший "капризные" моторы.
Летом 1958 года на "Звезде-6" на дистанции 1 км с хода в классе до 250 "кубов" Амбросенкову удалось превысить заветные 200 км/ч. Это было ниже всесоюзного рекорда Лорента, но выше официального международного. По счастью, Центральный автомотоклуб СССР тогда уже входил в состав FIA.