Перейти к основному содержанию

Главная      БИТВА ЗА БЕДУИНА

БИТВА ЗА БЕДУИНА

ЗНАЙ НАШИХ

Ралли "Дакар" (более известное раньше как "Париж - Дакар") - это ежегодный профессиональный ралли-рейд, открытый для любительских команд, которые обычно и составляют подавляющее большинство участников.

По сути, "Дакар" - это настоящая гонка на выживание. Местность, которую преодолевают участники, изобилует сложными участками, а используемые автомобили - настоящие внедорожники, оснащенные по последнему слову техники. Маршрут этапов, или "спецучастков", проходит по зыбким песчаным дюнам, бескрайним солончаковым болотам в горной и скалистой местности. Причем дистанция, пройденная за день, может варьировать от нескольких десятков до полутысячи и более километров.

Гонка была основана в 1979 году, через год после того, как французский мотогонщик Тьери Сабин потерялся в пустыне и, пораженный невероятной красотой окружающих пейзажей, решил, что эти места были бы хорошим местом для проведения марафонского ралли. Январь был не случайно выбран для проведения гонки. Именно в этот период ярких событий на спортивном горизонте не предвиделось. Объявление ралли стало удачным информационным поводом для СМИ, что явилось одним из гарантов успеха.

Первоначально маршрут ралли пролегал от Парижа до Дакара, столицы Сенегала, и прерывался переправой через Средиземное море. Но по политическим причинам и ряду других маршрут, место старта и финиша варьировались в разные годы.

Последний супермарафон из Парижа в Дакар был организован в 1994 году. Это единственный случай в истории, когда ралли прошло от Парижа до Дакара и обратно. Впоследствии из-за жалоб мэра Парижа финиш был перенесен с Елисейских Полей в Евро Диснейленд. До 1989 года ралли проходили через Алжир. Но из-за сложной внутриполитической обстановки в стране маршрут пришлось прокладывать через Ливию или Марокко.

Сейчас на "Дакаре" существуют три основных класса: мотоциклы, автомобили (от багги до внедорожников и небольших грузовиков) и грузовики. А в далеком 1979 году в зачете были лишь мотоциклы. В последующие годы марафон стал набирать все большую популярность, количество участников росло, среди них все чаще начали появляться представители элиты автоспорта и культуры, а техника с каждым новым ралли демонстрировала новаторство конструкторов, поражая незаурядными характеристиками. Супермарафон стал отличным плацдармом для отработки новых технологий и проверки машин и механизмов в тяжелейших условиях африканского бездорожья.

Изначально в гонке доминировали европейские марки -Land Rover, Range Rover, Toyota, Mercedes-Benz и Pinzgauer. Другие производители, такие как Rolls Royce, Citroen и даже Porsche представляли свои полностью переделанные варианты стандартных моделей. Жан Луи Шлессер построил серию специализированных багги и несколько раз занимал на них лидирующие позиции. Среди грузовиков соревновались КамАЗ, Tatra, Hino, DAF, MAN и Mercedes-Benz Unimog. В 1980-х годах сильная конкуренция между DAF и Mercedes-Benz привела к оснащению машин двойными двигателями с суммарной мощностью более 1.000 лошадиных сил. Позднее приоритет в гонках заслужили КамАЗ, Tatra и Perlini.

В настоящий момент главные соперники в классе легковых автомобилей - это Volkswagen, Mitsubishi и Nissan, в классе мотоциклов - - КТМ и Yamaha Motor Corporation. BMW выпускал модель мотоцикла "Dakar", но прекратил участие из-за жесткой конкуренции. После 2000 года возобновилось соперничество у грузовиков между DAF, Tatra, Mercedes-Benz и КамАЗом.

1990-е годы начались битвой трех марок: Citroen, Mitsubishi и "Лада". "Лада-Самара-ТЗ", несмотря на название, не являлась отечественной машиной. Ее постройку субсидировала фирма "Пок", французский импортер "Лад", а спроектировала для участия в ралли-рейдах компания "Орека". И поэтому неудивительно, что в основу прототипа вошли узлы и агрегаты полноприводного "Порше". Автомобиль дебютировал на ралли-рейде "Париж Дакар" в 1990 году. Бывший гонщик "Формулы-1" бельгиец Жаки Икс занял на нем седьмое место. "Дакар" 1991 года принес "Ладе-Самаре-ТЗ" и финишировавшему на ней французу Дидье Ориолю пятое место. Двигатель мощностью 300 л.с. с рабочим объемом 3.598 см3 позволял машине весом 1.375 килограммов развивать скорость до 220 км/ч.

Дебют отечественных КамАЗов с советскими гонщиками на ралли 1990 года не принес успеха - все автомобили сошли с дистанции. Зато в 1991 году специально подготовленные машины КамАЗ-4310 показали себя очень хорошо. Два заводских экипажа финишировали в категории грузовиков на втором и третьем местах.

Первый большой успех к команде "КамАЗ-Мастер" пришел в 1996 году, когда экипаж под руководством Виктора Московских завоевал первое место в классе грузовиков и 14-е в абсолютном зачете. Российские гонщики шли на машине КамАЗ-4326, оснащенной 300-сильным дизелем с турбонаддувом.

В 1999 году экипаж в составе Виктора Московских, Сергея Якубова и Владимира Чагина на КамАЗе занял второе место в ралли "Гранада - Дакар". В 2000 году команда завоевала первое и третье места в классе грузовиков. Следующие четыре года в актив команды стабильно добавлялся очередной бронзовый бедуин - символ победителей ралли "Дакар".

Успехом можно считать и финиш в нынешнем Дакаре-2006 одного из четырех экипажей команды "Russian Team", выступавшей в этом году единым фронтом на джипах Nissan и Mitsubishi.

После того, как гонщики команды "КамАЗ-Мастер" побили рекорд чешской Tatra, став в нынешнем году 7-кратными триумфаторами "Дакара", заговорили о возможном участии в будущих супермарафонах по африканскому бездорожью и других отечественных команд, таких как "Лада" или УАЗ. Но, видимо, это дело не ближайшего будущего. У отечественного автопрома нынче и без того нелегкий период...