Город узнают по "Оке"
20 тысяч автомобилей в год сходят с конвейера завода
Не каждый провинциальный город может похвастать собственным автозаводом. В этом смысле Серпухову повезло. Но тут амбиции на последнем месте. Главный плюс - рабочие места для горожан, доходы от деятельности предприятия в местный бюджет. Ну и гордость за то, что суждено было стать крестным отцом поистине народного автомобиля, каким давно стала юркая "Ока".
Нынешним летом СЕАЗ(у) исполнилось 65. К дате этой завод пришел с солидным багажом: в год с его конвейера сходят 20 тысяч автомобилей.
Начиналось все с мотоколясок, детских велосипедов, деталей для мотоциклов. Но завод даже тогда жил мыслями об автомобиле.
В какой-то момент две параллели - одна, родившаяся в Министерстве автомобильной промышленности, другая - серпуховского происхождения - пересеклись. В 1979 году и было дано разрешение столичного отраслевого начальства начать изготовление опытных образцов автомобилей особо малого класса.
Стоит назвать имена людей, едва ли не полностью вручную собравших первые опытные образцы новичка в автосемействе. А. Попов, Н. Павлов, И. Ивенский, С. Шелестов... Впрочем, список этот получится внушительный. Не только конструкторы творили машину. Рядом все время были специалисты, рабочие, отобранные в группу.
Летом, а точнее 12 июля, 1981 года был представлен опытный образец. Но это была еще не "Ока" в нынешнем ее виде. Испытания показали, что машина техническому заданию соответствует.
Окончательной путевкой в жизнь для автомобиля стало Постановление Совета Министров СССР от 25 июня 1985 г. "О создании мощностей по производству новой модели легкового автомобиля особо малого класса на производственных объединениях "АвтоВаз" и "КамАЗ" и на Серпуховском мотозаводе Министерства автомобильной промышленности СССР". В нем оговаривалось, что завод в Серпухове должен приступить к выпуску автомобилей для инвалидов в объеме 10 тысяч штук в год. Вот это уже была "Ока", только предназначенная для людей, по разным причинам не имеющих возможность управлять иными автомобилями. Конструкторы разработали для тех, у кого одна здоровая нога "Оку-1102". Другая модель - "Ока 11101" предназначена для водителей без обеих ног. Со временем с конвейера стали сходить и обычные варианты "Оки", для любых желающих. Их сейчас можно встретить на дорогах России, ближнего и дальнего зарубежья.
"Ока" по сей день считается одним из самых экономичных автомобилей. При хорошо отрегулированном двигателе потребляет четыре литра бензина на 100 километров трассы и пять литров в условиях города. Любой человек, мало-мальски смыслящий в технике, сам способен устранять любые неполадки. Недаром именно "Ока" стала единственным автомобилем, соревноваться на котором решением Федерации автоспорта можно с 14 лет. А еще ее считают одной из самых безопасных в принципе. И за счет жесткой передней части, и за счет малых габаритов.
Наверное, поэтому российские спасатели тоже обратили на "Оку" внимание. Для них-то безопасность - не просто слово. И уже к нынешнему лету завод сделал им подарок - специализированную модель "Оки" с кузовом "пикап", в который запросто вмещается все самое сложное оборудование, необходимое при "разруливании" аварийных ситуаций.
В минувшем году директор "СЕАЗа" Игорь Кропачев завел на предприятии добрую традицию - дни открытых дверей. Это когда сюда может прийти любой желающий и поглядеть, как на современном конвейере из отдельных деталей рождается машина. Заводские этот день обожают. Главным образом из-за радости своих детей и внуков, с любопытством и гордостью разглядывающих, где трудятся их папы и мамы, дедушки и бабушки. Не один ребенок отсюда без шоколадки не уходит. А еще с твердой уверенностью: тоже буду строить автомобили. Ну, а Кропачев таких решений и добивается. У завода-то планы большие. Здесь идет разработка "Оки-2". Тоже малолитражки, но модернизированной, соответствующей всем современным нормам безопасности, экологии.
А пока Серпухов, поднимая престиж рабочих профессий, победителям конкурсов профмастеров дарит именно "Оку", ставшую символом города наравне с павлином, гордо раскинувшем хвост на городском гербе.