КОРОЛЬ "ГАЗ"а
Любовь к технике, к автомобилю, автоспорту сыграла в судьбе полковника в отставке Василия Васильевича Дурницына, можно сказать, решающую роль. В 50 - 60-х годах его имя гремело не только по Вооруженным Силам, но и в масштабе страны.
Впервые заменив в 1948 году за баранкой ГАЗ-51 по рекомендации ротного капитана Михаила Трушина заболевшего сослуживца на окружных соревнованиях по кроссу, рядовой Дурницын со своим напарником-механиком сразу занял первое место. Команда доселе неизвестного НИИ-21 Минобороны (в те годы новый институт только-только получил прописку в подмосковных Бронницах), за которую к тому же выступали в прошлом известные мастера своего дела полковник Моржецкий и подполковник Бескудников, стала популярной.
Впоследствии Василий Дурницын шесть раз подряд будет уверенно держаться в верхней строчке чемпионата Московского военного округа. В 1950 году молодой автогонщик занимает второе место на первенстве Москвы, а на следующий год ему нет равных во всех Вооруженных Силах. Через шесть лет он повторит свой результат. К тому времени, после окончания Волховской автошколы и заочного обучения в МАДИ, Василий в звании лейтенанта попадает в армейскую сборную по автомотоспорту к заслуженному тренеру полковнику Михаилу Кедрову, который и приводит талантливого спортсмена в 1958 году к званию чемпиона СССР. Позже свою "коронную" машину - ГАЗ-51, как ее с любовью окрестил Василий Васильевич, способную выжимать на пересеченной местности большую по тем временам скорость до 100 километров в час и преодолевать на горках в полете до двух метров, ему пришлось сменить на более тяжелую ГАЗ-69, но это была уже не его техника. Однако вплоть до увольнения в запас в 1976 году он неоднократно в качестве старшего институтской команды вывозит ее на соревнования различного уровня.
И, разумеется, не случайно в 1960 году командование доверило старшему лейтенанту Дурницыну выполнять ответственнейшее задание, направив его в зарубежную командировку в Ирак. Там, в стране древнего Вавилона, не так давно освободившейся от британского влияния, под руководством уполномоченного Главного инженерного управления ГКЭС генерал-майора авиации Владимира Даничева ему довелось возглавлять команду советских военных специалистов по автомобильной технике. Дело это было не из легких. Ведь Ирак, определявшийся в своем пути развития, наводнила масса иностранных военных инженеров, предоставивших богатейшему нефтяными ресурсами государству свои вооружение и боевую технику. Не отставал от других и СССР, безвозмездно передавший иракской армии партию истребителей МиГ-17, танков Т-34, а также .300 танковых тягачей ЯАЗ-214 Ярославского автозавода. Большинство же местных генералов и офицеров, прошедших обучение в западных военных колледжах, с нескрываемым недоверием относилось к советскому вооружению. Что и проявлялось, когда нужно было решать, поставкам из какой страны отдать предпочтение. Но русские не были бы русскими, если бы не предложили иракскому генералитету открытые состязания тягачей. Правила были просты. Американцы, французы и англичане выставляли по три своих трейлера, груженных британскими танками "Валентайн". Наши - три ЯАЗ-214 с тридцатьчетверками. За баранки тягачей сели Василий Дурницын и его товарищи из Одесского военного округа. Предстояло совершить 400-километровый пробег Багдад - Басра по пустынной местности при 40 - 50-градусной жаре.
Вот когда Василию Васильевичу пригодился весь его жизненный, служебный и особенно фронтовой опыт. Не раз он добрым словом вспомнил своего батьку Василия Павловича - первоклассного сибирского кузнеца, вызванного на работу в столицу самим наркомом Серго Орджоникидзе. Взросление в многодетной семье проходило быстро. С 14 лет помогая отцу на заводе N 1 Наркомата обороны, Василий сел за рычаги трактора С-60. С началом войны бесстрашно подвозил снаряды на передовую, к деревне Крюково. Ударно работал под Нахабино на посевной, за что был премирован 1,5 тонны зерна и награжден орденом Трудового Красного Знамени. С ноября 1943 года и до окончания войны - в рядах Красной Армии. Воевал в 1021-м артиллерийско-самоходном полку 14-й отдельной истребительно -противотанковой бригады РГК. Ровно за месяц до долгожданного Дня Победы при штурме Кенигсберга в тяжелейшем бою получил опасное ранение в голову, но, проявив мужество и отвагу, вместе с сослуживцами спас 4 подбитые самоходки, за что был отмечен орденом Красной Звезды...
Памятный автопробег по иракской пустыне русские конечно же выиграли, на целых 4 часа обставив хваленые заокеанские "Даймонды" и "Маки". Иракцы были в восторге. Авторитет же Дурницына среди них возрос еще более, когда на их глазах он легко управился, введя в строй купленные и "загубленные" ими наливняки МАЗ-200, а также отрегулировал двигатель бронированной легковушки ЗИС-115 для самого президента страны генерала Абдель Керима Касема. С тех пор к русскому офицеру прочно приклеилось арабское прозвище "кулизем саяра" (отличный специалист по автомобилям. - А. П.). На память же о родине наследников вавилонцев Василий Васильевич сохранил купленный на багдадском рынке ковер да цивильный костюм, сшитый местным кутюрье за 4 динара и 200 филсов. Его-то до сих пор по праздникам с орденами, медалями и знаками отличия носит ветеран, готовящийся встретить свой 80-й день рождения.