ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ СБОРА:
Полковник Евгений КАМИНСКИЙ, заместитель председателя ЦС РОСТО (ДОСААФ) по Дальневосточному федеральному округу - председатель Хабаровского краевого совета РОСТО (ДОСААФ):
Традиционно готовим военных водителей, а также водителей-механиков БТР, аккумуляторщиков, электромехаников для инженерных войск. Несмотря на то, что в Хабаровске море не плещется, имеем морской цикл, где готовим специалистов для ВМФ по 4 специальностям - электромехаников, мотористов, сигнальщиков и водолазов. Понятно, поддерживаем теснейшие контакты с командованием Тихоокеанского флота. В эти дни встречались с офицером управления боевой подготовки Алексеем Астаниным. Алексею Климентьевичу наши проблемы известны, поэтому вопросы по оказанию практической помощи в оборудовании классов были решены в кратчайшие сроки, так, как рекомендовано Министерством обороны и Центральным советом РОСТО (ДОСААФ).
В прошлом году морская и объединенная техническая школы стали единым учебным заведением нашей оборонной организации, им командует полковник Ришат Кузяев. Сегодня его наградили Почетной грамотой Центрального совета РОСТО (ДОСААФ). Ришат Давлетович пришел в марте, но даже за этот короткий срок сделал немало.
Преподавательский состав в основном состоит из офицеров запаса, это наш золотой фонд. Каждый понимает, что с сокращением численности Вооруженных Сил задачи РОСТО неизмеримо возрастают. РОСТО (ДОСААФ) готово заменить военные учебные центры по подготовке младших специалистов армии и флота.
Как правило, отзывы из войск на наших воспитанников только положительные. Потому, что, помимо технических знаний, мы стараемся прививать подопечным чувство воинского долга. Через месяц-полтора обучающиеся у нас призывники в большинстве своем уже готовы стать в строй.
***
Полковник Семен ВЕКСЛЕР, председатель совета РОСТО (ДОСААФ) Еврейской автономной области:
В нашей автошколе в основном занимаются призывники из сельской местности. В течение нескольких лет подряд мы выполняем заказы Генерального штаба для силовых структур Российской Федерации на 100 процентов. Уверен, что при увеличении плана показатели не изменятся. Готовим военных водителей категории "В" и "С". Понятно, почему крестьянские парни не отказываются получить такую специальность - после службы в армейских и флотских подразделениях им не надо мучиться в поисках работы. Каждому найдется место в совхозах или частных сельских предприятиях. Школой руководит прекрасный специалист Иван Кривошеев. Иван Иванович вот уже более 35 лет трудится в оборонной организации, он имеет богатый опыт. Мальчишкам повезло: не зря в воинских частях ценят наших воспитанников, теоретически и практически они подготовлены лучше, чем другие.
***
Полковник Виталий СЕМЕНОВ, председатель республиканского совета РОСТО (ДОСААФ) Саха (Якутия):
В работе с призывной молодежью обращаем особое внимание на военно-патриотическое воспитание и спорт. Почему в нынешнее время молодежь не горит желанием стать на два года под ружье? Потому что упущено главное - интерес. Но если еще со школьной скамьи привлекать ребят к "Зарнице", знакомить с романтикой, которой в военной службе предостаточно, то результат получается другим. С будущим солдатом и матросом надо работать с детства, по себе знаю. Сам с 14 лет в ДОСААФ, там и родилась мечта стать военным. Я с восторгом принял предложение военкомата поступать в Благовещенское военное училище.
Нашей автошколой, которой уже исполнилось 50 лет, руководит Анатолий Быков. Готовим военных водителей. В своей работе очень тесно контактируем с районными военными комиссариатами и общеобразовательными школами. И выполняем еще одну нагрузку, обучаем специалистов для народного хозяйства - с учетом отдаленности - по 28 специальностям. 5 000 выпускников - это большое дело для Якутии, согласитесь.
Все громче заявляем о себе в дальневосточной зоне по мотокроссу и традиционно по стрельбе. Наш спортсмен Анатолий Мыреев занял на чемпионате Европы первое место по стрельбе из пневматической винтовки. Последователей у него предостаточно.
***
Николай КИРИЛЕНКО, начальник Кавалеровской автошколы Приморского краевого совета РОСТО (ДОСААФ):
Школа наша образовалась в 1978 году, а ее строительство началось со следующего года. Первые руководители, среди них Анатолий Дорфман, Николай Зубов, Сергей Стренадко, вывели ее в число одной из лучших в крае. Считаю, что особых моих заслуг нет, пришел в августе прошлого года. Четверть века назад окончил Томский инженерно-строительный институт, отслужил в строительных войсках офицером-двухгодичником, где больше занимался автопарком. Потом был заместителем директора техникума по учебно-производственной работе. Обучали многим специальностям, в том числе по техобслуживанию и ремонту автомобилей.
Меня пригласили в РОСТО с должности главного инженера транспортного предприятия. Пришел и сразу поверил в коллектив. Заместитель по учебно-производственной части Александр Сафронов, преподаватели Анатолий Лахонин, Виктор Ляшенко и уже больше десятка лет проработавшие Владимир Безверхий и Дмитрий Чиняев - с ними надежно. Учеников поставляют военкоматы, и они к нам приходят с удовольствием, потому что лично объезжаю Тернейский, Чугуевский, Ольгинский районы, поддерживаю связь с военкоматами, беседую с призывниками, рассказываю, кого мы готовим, какая у нас есть техника, и так далее.
Работы много. В июне начали ремонт общежития с заменой сантехники, полов, дверей. Восстанавливаем автодром. Естественно, за свой счет. Была мысль использовать заработанное за счет подготовки специалистов для народного хозяйства на текущие нужды, например, покупку запасных частей. Но вот побывал на сборах и утвердился в мысли, что правильно поступили. Хороший хозяин обязан жить не только сегодняшним, но и завтрашним днем.
***
Геннадий ПИРОЖКОВ, руководитель детского клуба картингистов г.Владивостока:
С ДОСААФ у меня связи с 1965 года, когда начал гонять на мотоцикле, увлекся автоспортом, стрельбой. Участвовал в чемпионатах на первенство России - за призовые места имею 64 медали и 34 медали завоевал на первенствах СССР. С этого же времени занимаюсь общественной работой, веду детский клуб, сначала работал в "Труде", потом в "Звездном". Наша команда до сегодняшнего дня является сильнейшей в крае. Правда, когда нас передали в отдел народного образования, стало похуже. Ну что такое для картингиста 100 литров бензина на год? Хочешь ездить сверх лимита - проси родителей доплачивать из собственного кармана. Поэтому всех желающих принять не могу, а их много, неприкаянно болтающихся пацанов. Не каждый папа имеет возможность обеспечить дороговатое увлечение ребенка. Да и картинги старые, уж мы их перебираем-перебираем, а куда деваться?
Я как-то подсчитал, по документам выходит, что с 1965 года через клуб картингистов прошли 5 860 человек. Многие окончили военные училища, 15 воспитанников дослужились до звания полковник. Значит, не баловством занимаемся, а нужным для государства делом.