Автоконцерны переписывают формулу
В воскресенье на автодроме Suzuka стартовавший с 17-го места Кими Райкконен выиграл гонку Гран-при Японии. Впрочем, гораздо важнее победы финна, уже не влиявшей на исход борьбы за чемпионский титул, были другие происходившие в минувший уикенд в Японии события: переговоры по изменению регламента главной гоночной серии, а также заявление главы ассоциации автопроизводителей, владеющих пятью командами «Формулы», по поводу организации в 2008 году альтернативного чемпионата.
Заявление члена совета директоров BMW Буркхардта Гешеля, возглавляющего Grand Prix Manufacturers Association (GPMA), в которую входят концерны BMW, DaimlerChrysler, Renault, Toyota и Honda, было приурочено к японскому Гран при и опубликовано во многих СМИ. GPMA давно уже обнародовала планы по организации в 2008 году своего чемпионата — в том случае, если не будут пересмотрены ключевые положения истекающего в конце 2007 года так называемого «Договора о согласии». Если, например, не будет выработана система более справедливого, по мнению владельцев, распределения прибылей, получаемых «Формулой 1». Сейчас на долю команд приходится менее половины средств, поступающих от продажи прав на телетрансляции гонок, и ничего от реализации билетов и рекламных контрактов. Большая часть доходов, таким образом, достается владеющему коммерческими правами на серию холдингу SLEC и его главе Берни Экклстоуну. Заявление господина Гешеля было сделано в тот момент, когда уже пошли разговоры о том, что влияние GPMA, лишившейся свернувшего свою деятельность в «Формуле 1» Ford, потерявшей Ferrari (самая титулованная гоночная команда, как и Jordan с Red Bull, заранее согласилась продлить контракт до 2012 года), постепенно слабеет и вот вот, если подтвердится информация о готовности отказаться от раскольнических идей у Williams BMW и Toyota, сойдет на нет. Но на прошлой неделе члены группы провели встречу в Мюнхене, подписав, как они его назвали, «обязывающее соглашение», в котором пообещали друг другу «участвовать только в таком соревновании, которое проводилось бы на условиях открытости и равенства возможностей». Теперь — чтобы, видимо, мюнхенская встреча не выглядела чем то формальным — Буркхардт Гешель сказал о том, что ситуация достигла, на его взгляд, «точки невозвращения», и решение, определяющее будущее автоспорта, «должно быть принято в течение ближайшего года». «Нас — пять автопроизводителей. У каждого — команда в ”Формуле“. Мы владеем технологиями»,— добавил господин Гешель. В общем, все это уже очень похоже на ультиматум.
Реакция тех, кто вовлечен в процесс, была разной. Известный тем, что давно знаком с Берни Экклстоуном, Пол Стоддарт, которому в роли владельца Minardi осталось отработать всего одну гонку (c 1 ноября аутсайдер переходит в собственность Red Bull), высказался в том духе, что раскол неминуем: «К сожалению, все идет к тому, что будут две серии. Я, по крайней мере, не вижу, чтобы автопроизводители хотели идти на какие то уступки. И не вижу, чтобы Макс Мосли (президент Международной федерации автоспорта, FIA.— ”Ъ“) хотел пойти на какие то уступки». Президент Ferrari Лука ди Монтедземоло, напротив, заметил, что, по его мнению, единый чемпионат сохранится. Шеф McLaren Рон Деннис (40% акций команды принадлежит входящему в DaimlerChrysler, а следовательно, в GPMA Mercedes) попросил не драматизировать события. Но на вопрос, не кажется ли ему показательным, скажем, отказ того же Williams присоединяться к «обязывающему соглашению», ответил, что вообще то команды — ни Williams, ни его McLaren — и не должны эти договоры подписывать, поскольку это прерогатива исключительно автоконцернов.
FIA и Берни Экклстоун предпочли официально не реагировать на слова Буркхардта Гешеля. Однако вряд ли следует считать случайным совпадением тот факт, что накануне Гран при Японии пожелавший остаться неназванным источник в федерации сообщил, что в «Формулу1» желают влиться четыре новые «конюшни». Иными словам, FIA уже как бы готова к тому, чтобы не дать «раскольникам» уничтожить «Формулу 1».
Нельзя считать случайным совпадением и то, что все десять команд получили электронные письма с предложениями федерации по поводу изменений регламента гонок в следующем сезоне. Дело в том, что GPMA выражала недовольство отнюдь не только принципами перераспределения доходов от проведения серии, но и правилами. Причем, если верить тому же Рону Деннису, все недооценивают, насколько велик «вес» именно вопросов регламента в конфликте. По его словам, с точки зрения «открытости и равенства возможностей» они, не исключено, даже перевешивают чисто коммерческие проблемы. В принципе, реформы, предлагаемые FIA, держатся в секрете. Но некоторые положения уже известны. Это и разрешение вновь менять резину по ходу гонки (босс Williams Фрэнк Уильямс говорит, что сам по себе процесс ее замены во время pit stop был неотъемлемой частью шоу, и потом, запрет на нее снизил скорости), и запрещение использовать запасные и третьи автомобили в пятничной предварительной квалификации, и — это уже практически решено — переход с десяти на восьмицилиндровые двигатели объемом 2,4 литра. Последние предложения направлены на уравнивание возможностей команд, повышение таким образом конкуренции и надежности машин. Основная дискуссия развернется, по всей видимости, вокруг формата квалификации, который в его нынешнем виде — одной единственной субботней сессии — многим не нравится. FIA хочет ввести «нокаут систему». Сначала — две 15 минутные сессии, после каждой отсеиваются по пять худших машин. Потом — 20минутный superpole с участием десяти быстрейших. В федерации считают, что такая квалификация будет более зрелищной и более справедливой.
Что думают по этому поводу гонщики и менеджеры, станет понятно 24 октября, когда соберется комиссия «Формулы 1» — рабочий орган, не созывавшийся уже больше года. Решение о его созыве Пол Стоддарт, кстати, счел чуть ли не самым главным итогом уикенда, поскольку все разногласия, как он уверен, можно разрешить только путем прямого диалога.