Перейти к основному содержанию

Главная      Тянут резину

Тянут резину

Наказание клиентов "Мишлена" отложено до сентября

Скандал, разразившийся в "Формуле-1" во время Гран-при США, когда семь команд отказались выйти на старт и в течение полутора часов по знаменитой "Старой кирпичнице" под улюлюканье зрителей катались всего шесть болидов, должен был разрешиться вчера в Париже на заседании совета Международной автомобильной федерации (ФИА). Слушания прошли, решение принято, но оно не расставило все точки над i.

Когда в 2001 году в "Формулу-1" после длительного отсутствия вернулся французский концерн "Мишлен" , поставляющий для команд комплекты автомобильной резины, то его соперничество с японским конкурентом "Бриджстоуном" довольно быстро окрестили "шинными войнами". Но понятие "шинные войны" поначалу носило чисто технологический характер. Ведь именно борьба технологий позволила командам довольно быстро скинуть с времени на круге по несколько секунд! Французы с их новыми идеями заставили японцев держать ухо востро. И хотя Михаэль Шумахер в течение этого времени по окончании каждого чемпионата неизменно оказывался на верхней строчке итогового протокола, пропасть между "Феррари" и соперниками стремительно уменьшалась.

Настал 2005 год, и чаши весов все увереннее стали склоняться в сторону клиентов "Мишлена". Да, французские шины и раньше вели себя лучше на жарких трассах, чем продукция соперников. Но постепенно "формулический" караван перебрался в Европу, затем в Америку, а на победу по-прежнему реально претендовали только "Рено" , "Макларен" и даже "БАР" и "Тойота" , но никак не "Феррари".

В знаменитом американском Индианаполисе вскрылся нарыв всех противоречий современной "Формулы-1". "Мишлен" забил тревогу, распространив официальную информацию, что он не может гарантировать своим клиентам безопасность во время длительной гонки. Износ левых задних колес не позволял выдерживать полностью всю дистанцию. Французские шинники попытались найти компромисс с ФИА, настаивавшей на неуклонном сохранении правила одного комплекта колес на всю гонку. Но все попытки оказались тщетными.

За многомиллионный урон, нанесенный весьма прибыльному коммерческому предприятию, по идее должен отвечать "Мишлен". Французы прилюдно покаялись, постаравшись при этом выставить себя жертвой обстоятельств. Однако довод о том, что тесты в США в отличие от множества других европейских трасс в несоревновательное время не проводятся, что не дало возможности подобрать подходящий состав резины, президент ФИА Макс Мосли решительно отмел: "Разве вы не были в состоянии привезти резервные безопасные комплекты шин на всякий случай? Поворот номер 13 существует на этой трассе почти сто лет. Неужели "Мишлен" не имел возможности провести все необходимые вычисления и смоделировать ситуацию?"

Предложение "Мишлена" компенсировать моральный ущерб зрителям и выдать 20 тысяч бесплатных билетов на Гран-при США 2006 года в обмен на соответствующие документы образца нынешнего года вроде бы нашло в ФИА одобрение. Щекотливость ситуации заключается в том, что "Мишлен" как таковой неподотчетен ФИА. Он лишь является одним из поставщиков команд, которые уже в свою очередь и подчиняются автофедерации. Собственно, на слушание в Париже представителей французского концерна и не пригласили. "ФИА не имеет никаких отношений с "Мишленом" , таким образом, мы не можем наложить не него какой-либо штраф" , - пояснил Мосли.

Пока решение относительно наказания семи команд, не вышедших на старт Гран-при США, так и не принято. Президент ФИА подчеркнул, что "Макларен" , "Рено" , "Уильяме" , БАР, "Тойота" , "Заубер" и "Ред Булл" должны будут ждать вердикта внеочередной встречи Всемирного совета по автоспорту 14 сентября. По словам Мосли, Всемирный совет хотел бы для начала увидеть, как "Мишлен" будет выдавать компенсацию болельщикам. Пока же семь "забастовщиков" были признаны виновными по двум из пяти пунктов обвинения. Во-первых, признано, что безопасные шины все-таки в природе существовали, а во-вторых - что команды отказались стартовать в "нерегламентированной" форме.