РЕШЕНИЕ ОТ ОБРАТНОГО
Погоня за скоростью: не форсирование мотора, а сокращение массы
Казалось, бесполезное занятие - подвергать тюнингу "Honda S 2000". Стараться сделать японский родстер быстроходнее, динамичнее... Ведь из его небольшого двухлитрового двигателя и без того выжато почти все возможное. Поэтому специалисты московского тюнингового ателье "9000 RpM" решили идти от обратного: если нельзя повышать мощность, надо сокращать массу. Благодаря их стараниям "Honda S2000", выражаясь языком спортсменов, перешла из среднего веса в суперлегкий. И характер автомобиля стал не только более динамичным, но и более утонченным.
ОТ СВОЕГО серийного прообраза эта "Хонда" отличается так же, как профессиональная обувь для спринтеров мирового уровня от обычных кроссовок "Adidas": назначение в принципе то же, но класс изделия совсем другой... Автомобиль притягивает взгляды окружающих благодаря изобилию кузовных деталей из карбона. Этот легкий и прочный материал позаимствован миром тюнинга у мира автогонок. Из него изготовлены двери, капот, передние крылья, бамперы и другие кузовные детали. Карбон царствует и в интерьере. Например, стандартные внутренние панели дверей заменены на карбоновые, которые легче в два с лишним раза. В результате этих и других ухищрений автомобиль сбросил примерно 100 кг. Теперь его снаряженная масса составляет около 1.150 кг, что можно считать весьма недурным показателем для четырехцилиндрового спорткара. Если внешние различия между тюнинговой и серийной"Хондами"очевидны, то выявить разницу в поведении этих двух машин на дороге не так просто. Разве что, как говорится, столкнуть их лбами в поединке на одной трассе. Впрочем, это можно сделать и мысленно.Представьте раскаленное под солнцем кольцо гоночного трека. На стартовой черте - две "Хонды". Одна стандартная, другая от ателье "9000 RpM". И вот они синхронно помчались вперед по глади трассы.
Впереди - поворот. Серийная "S2000" начала оттормаживаться, а тюнинговая еще продолжает набирать скорость. Думаете, пилот первой "Хонды" раньше нажал на тормоза из перестраховки? Или водитель второго автомобиля в азарте переоценил свои возможности и сейчас его машина вылетит на гравий зоны безопасности? Ни то ни другое. Оба нажали педаль тормоза денно в тот момент, когда надо. Но родстер от 9000 RpM" войдет в поворот, опережая соперника этак на полкорпуса. Ведь он тормозит гораздо эффективнее - автомобиль снабжен огромными передними дисками диаметр - 324 мм) с шестипоршневыми суппортами "Endless" и спортивными колодками, способными выдерживать многократные резкие замедления. Их рабочая температура -800° С (на обычных колодках она в три раза ниже). Вдобавок более легкий родстер обладает заметно меньшим моментом инерции - это тоже сокращает тормозной путь. По аналогии: короткая пригородная электричка останавливается быстрее и легче, чем огромный товарный состав в полсотни вагонов.
Как выиграть время в повороте
НА ДУГЕ поворота доработанная "Honda" тоже отыграет несколько метров -за счет более высокой скорости прохождения виража. Хотя и серийная машина показывает себя здесь великолепно. Как-никак по развесовке она близка к центрально-моторному суперкару: двигатель хотя и расположен спереди, но чуть смещен назад, за переднюю ось. Таким образом, мотор стоит в пределах колесной базы, что обеспечивает заднеприводной машине надежно-нейтральный характер в поворотах.
Что помогло тюнинг о-вой "Хонде" пройти вираж чуть быстрее? Во-первых, ее шасси "заточено" под более резкое вождение: свою роль сыграли регулируемые амортизаторы и спортивные пружины от японской фирмы "Mugen". А во-вторых, и здесь сказывается уменьшенная масса машины. Центростремительная сила, действующая на автомобиль в повороте и грозящая выкинуть его с трассы, на легкой тюнинговой "Хонде" меньше, нежели на стандартной. Недаром даже при работе над подвеской велась борьба за снижение веса. Скажем, стабилизаторы поперечной устойчивости автомобиль получил не только более жесткие, но и более тонкие: 24, 4 мм в диаметре против стандартных 25. Облегченные колесные диски на 17 дюймов тоже весят меньше обычных того же размера.
S-образные связки родстер от "9000 RpM" тоже проходит чуть быстрее. Увереннее и энергичнее менять направление движения помогают растяжки, повысившие жесткость кузова.
И на выходах из поворотов тюнинговая "Honda" ускоряется немного резвее, чем серийная. Одну из причин вновь надо искать в меньшей массе: двигатель быстрее раскручивается благодаря облегченному (с 6, 9 кг до 3, 8) маховику коленвала.
Садясь за руль машины от "9000 RpM", волей-неволей овладеваешь искусством поддержания высоких оборотов частыми и своевременными переключениями скоростей. В любой момент вы можете заставить мотор "выстрелить" до спортбайковских 9.000 об/мин, получив волну бешеного ускорения. Однако не получите никакой "волны", если позволите оборотам упасть ниже 5.000-6.000 об/мин. Именно в этом режиме хондовская система изменения фаз газораспределения VTEC переходит на "городской" режим работы, и весь будоражащий спортивный запал двигателя сникает... Двигатель обзавелся и новой выпускной системой, состоящей из полированного коллектора, пламегасителя вместо катализатора и двух глушителей. Этот выпуск опять-таки на 11 кг легче серийного. Система впуска, кстати, тоже прелюбопытная. Воздух к фильтру пониженного сопротивления поступает не из-под капота, а забирается прямо с улицы. Все эти ухищрения, вместе взятые, и помогли повысить отдачу стандартного 240-сильного мотора на полтора-два десятка "лошадок".
Улучшению динамики разгона помогают и иные передаточные соотношения в трансмиссии. Быстрые и резкие переключения передач - без вреда для технического здоровья машины - обеспечивает прочное спортивное сцепление с трехлепестковым ведомым диском.
... Если продолжить мысленное соревнование двух "Хонд"
- серийной и тюнинговой, - то первый круг родстер от "9.000 RpM" завершит на несколько секунд раньше. Затем разрыв между двумя автомобилями будет увеличиваться в геометрической прогрессии, поскольку система охлаждения мотора и тормоза тюнингового родстера лучше приспособлены для длительных максимальных нагрузок. Как видите, высокой скорости можно добиться не только форсированием мотора.