Щеголи в покрышках
В итальянской Вилла д'Эсте в 76-й раз выбирали самый красивый автомобиль
Что отличает шикарный автомобиль от замухрышки? Есть ли у них свои 90/60/90 и классические профили? Вот уже 76 лет об этом спорит самое авторитетное жюри на конкурсе автомобильной элегантности, который традиционно проходит в элитном итальянском курортном местечке.
Элегантные, но старомодные?
Конкурс элегантности в местечке Черноббио на территории гранд-отеля Villa d'Este на берегу озера Комо, что на юге Италии, считается одним из старейших и авторитетнейших автомобильных смотров. Он начал проводиться еще в 1929 году. Уже тогда производители поняли, что у хорошего автомобиля должен быть не только мощный мотор, но и презентабельный внешний вид.
Многие знаменитые дизайнерские авто были созданы специально для этого конкурса, ведь получить золотой кубок Villa d'Este для автомобильной компании середины прошлого века - все равно что стать победителем конкурса "Автомобиль года" для представителей современного автопрома. Некоторые победители этого именитого конкурса пожизненно сохраняли этот титул в своем названии: так было с автомобилем Alfa Romeo 6 С 2500 Villa d'Este, который имел большой успех в конце 1940-х именно потому, что несколько раз удостаивался этой почетной награды.
В наши дни конкурс Villa d'Este несколько утратил свою актуальность - теперь это скорее ностальгическое вспоминание о прошлом, чем любование нынешними достижениями мирового автомобилестроения. Сейчас в нем принимают участие коллекционеры редких классических машин, давая возможность окружающим почувствовать, каким изысканным, утонченным и элегантным был дизайн автомобилей прошлого и как его не хватает современным машинам.
Впрочем, с недавних пор устроители конкурса пытаются избавиться от репутации выставки реликтов: вот уже несколько лет в нем участвуют новейшие разработки автомобильных дизайнеров - в основном это концепт-кары, в которых наиболее ясно угадываются черты автомобиля будущего.
"Кенгуру" перепрыгнула "Птичью клетку"
Не исключением стал и конкурс Villa d'Este 2005 года. Помимо 54 исторических машин, в нем приняли участие 8 современных концепт-каров. И именно они, по словам организаторов конкурса, пользовались повышенным вниманием публики.
В этом году главный мировой смотр автомобильной элегантности проходил под знаком 75-летного юбилея одного из старейших и самых выдающихся кузовных ателье в истории мирового автопрома - компании Pininfarina. Она была создана еще в 1930-м году под именем S.A. Carrozzeria Pinin Farina и с тех пор знаменита во всем мире своими инновационными подходами в области автомобильного дизайна, получив бесчисленное количество наград и титулов на многочисленных конкурсах, автосалонах и фестивалях. В частности, модель Pininfarina Rossa стала главным победителем конкурса Villa d'Este 2003 года.
По случаю торжественной даты Pininfarina представила на конкурсе широкую экспозицию. В разряде классических автомобилей за приз боролись такие известные модели, как Cisitalia 202 выпуска 1947 года и Lancia Aurelia B24 S выпуска 1954-го. Ну а в разделе современных автомобилей Pininfarina представила одну из своих последних разработок - концепт-кар Birdcage ("Птичья клетка"), созданный на основе автомобиля Maserati.
Впрочем, несмотря на явное доминирование машин Pininfarina на конкурсе, первое место в этом году досталось уникальному автомобилю Alfa Romeo Canguru Coupe Bertone 1964 года выпуска, который сейчас принадлежит японскому коллекционеру Широ Касаке.
Эта уникальная модификация была выпущена для Парижского автомобильного салона 1964 года. Вообще, модель Alfa Romeo Canguru ("Кенгуру") считается одной из жемчужин мирового автомобилестроения. Она выпускалась в сотрудничестве с известным тогда итальянским кузовным ателье Bertone, в котором в начале 1960-х свою карьеру прославленного дизайнера начинал легендарный Джорджетго Джуджаро. Считается, что он лично приложил руку к созданию знаменитой "Кенгуру" - машине, которая, с одной стороны, была предназначена для спортивной езды и участия в автогонках, а с другой - отличалась комфортом, удобством, а главное - неповторимой выразительностью и оригинальностью форм. Про такие машины говорят: она едет даже тогда, когда стоит, настолько вид ее устремлен вперед. И вместе с тем в ней нет ничего от агрессивности современных спортивных автомобилей: ее плавно закругленные черты - образец изящества и тонкого юмора.
На конкурсе прекрасно сохранившаяся модель Canguro Coupe (а по условиям выставки машина должна не только безупречно выглядеть, но и двигаться, так как проверяется и внешний вид, и динамические качества каждого экспоната) произвела столь сильное впечатление, что помимо главного она получила еще и приз прессы - Trofeo Corrado Milano, который присуждается приглашенными журналистами специализированных изданий.
Вторым по значимости экспонатом выставки стал другой уникальный автомобиль - Ferrari 212 Export Spider Vignale 1951 года выпуска. Эта модель выпускалась в течение всего двух лет - с 1951 по 1952 год. И именно она стала одной из первых машин в истории автомобилестроения, чья посадочная формула была создана по принципу "четырехместного купе", или "2+2", то есть передние два места очень комфортны, а задние - не очень, так как используются в очень редких случаях. Помимо этого Ferrari 212 Export оснащалась выдающимся для своего времени 12цилиндровым двигателем мощностью 150 л.с., а максимальная скорость достигала завидных для большинства современных ей машин 180 км/ч. Именно эти характеристики позволяли этой модели участвовать в многочисленных гонках и завоевывать множество престижных призов.
Что касается других заметных участников конкурса, то приз за самый элегантный кузов в этот раз завоевала модель Pegaso Z102ВТ Coupe Touring выпуска 1955 года. Другой приз - Trofeo Rolls Royce, традиционно вручаемый за самый элегантный кузов на базе автомобиля Rolls Royce, был присужден родстеру Rolls Royce Phantom I Picadilly выпуска 1927 года. Ну а приз за лучше всех сохранившийся автомобиль достался родстеру BMW 507. Он сошел с конвейера почти 50 лет назад - в 1957 году и до сих пор поражает публику своим безупречным состоянием.
Не перевелись еще франты
Что касается наград в номинации современных автомобилей, то в этом году главный приз конкурса достался разработке прошлого года - концепт-кару Peugeot 907, который был представлен на автосалоне в Париже осенью прошлого года. В Италию новинку привез сам Роберт Пежо - потомок основателя концерна Peugeot.
Технические данные у Peugeot 907 поистине выдающиеся, ведь под ее капотом - новый 48-клапанный двигатель V12 с рабочим объемом 5,9 л и мощностью 500 л.с. Но не это, как вы понимаете, является определяющим для жюри конкурса красоты - его больше поразили эстетическая харизма новинки и смелые дизайнерские решения, воплощенные в этом концепт-каре. Например, идея компоновки кузова автомобиля, который как бы состоит из двух перетекающих объемов: лобовое стекло плавно переходит в прозрачную крышу, а надкапотный фонарь совершенно неожиданным образом "забирается" снаружи внутрь машины и становится частью передней консоли. При этом у машины приземистый, хищный и одновременно элегантный силуэт, который недвусмысленно намекает окружающим и на недюжинную мощь автомобиля, и на его аристократическое происхождение.
Помимо смелости дизайна Peugeot 907, судьи оценили его преемственность. Это особенно хорошо заметно в экстравагантной комбинации приборов, в которой гармонично сочетаются нарочито классические и нарочито футуристические элементы. Таким, наверное, представляли себе автомобиль будущего участники первых конкурсов Villa d`Este.
Впрочем, на тему преемственности элегантного дизайна машин прошлого и будущего на конкурсе Villa d'Este была развернута настоящая дискуссия, в которой приняли участие самые именитые дизайнеры ведущих мировых автоконцернов и кузовных ателье. Вдоволь покритиковав современные авто за отсутствие шарма, критики все же признали, что способность создавать машины технически совершенные и эстетически привлекательные автопромом еще не утрачена. А значит, конкурс красоты Villa d'Este не последний.