Перейти к основному содержанию

Главная      КОРОЛЕВСКИЕ ГОНКИ

КОРОЛЕВСКИЕ ГОНКИ

За рулем "Hispano-Suiza" сидел испанский монарх Альфонсо XIII

На открывшейся в мае 1913 года в Санкт-Петербурге IV Международной автомобильной выставке один из первых энтузиастов российского автопрома Иван Петрович Пузырев выставил сразу три своих машины. Одну с открытым кузовом Торпедо - на такой он годом раньше лично совершил пробег из Северной столицы в Париж Другая была полностью закрытым лимузином А вот третья Она представляла собой спортивное шасси без кузова и не имела ничего общего с конструкциями Пузырева. Главными новшествами были двигатель с четырьмя цилиндрами в едином блоке и верхнеклапанный механизм ГРМ. Но, что удивительно, на деталях и узлах этого шасси начисто отсутствовали клейма завода-изготовителя!

Досадный фальшетарт

Уроженец Женевы, выпускник Высшей школы искусств и ремесел Марк Биркигт несколько раз начинал свою карьеру Честолюбивый юноша получил диплом инженера-электрика - в конце XIX века многие верили, что следующее столетие станет веком электричества, - но в свои 20 лет не мог найти на родине достойного места. В чисто швейцарском духе ему пришлось сперва поработать часовщиком и даже оружейником.

Как и многим в те времена, судьба улыбнулась Биркигту в Париже, где в 1899 году друзья познакомили его с отставным майором испанской артиллерии Эмилио де Ла Квадра Год назад тот основал в Барселоне фабрику, выпускавшую под маркой "La Cuadra" электрические омнибусы, а теперь хотел попробовать делать автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Компаньоны ударили по рукам, и Марк переехал в Барселону, сразу "взлетев" там па должность главного инженера. А вскоре появились и первые изготовленные по его чертежам вуатюретки с одноцилиндровым (4,5 л.с) и 2-цилиндровым (7,5 л.с.) моторами - они стали первыми испанскими автомобилями. До декабря 1903 года успели изготовить 6 машин, затем фирма разорилась .

Попытка - не пытка

Дело спас банкир X. Кастро, перекупивший фирму. А все потому, что успел оценить Марка как перспективного инженера. Именно тогда в новом названии предприятия впервые появилось сочетание Hispano-Suiza (Испано-Швейцарская) - барселонская фабрика стала называться "J. Castro Fabrica Hispano-Suiza de Automoviles" Для нее Биркигт разработал модели 10 HP с двухцилиндровым (1,873л, 10 л.с.) и 14 HP с четырехцилиндровым (2,535 л, 14 л с) моторами. Последняя получила революционные по тем временам Т-образное расположение клапанов силового агрегата и карданную передачу вместо цепной Но в 1904 году и это предприятие потерпело фиаско

Однако и на сей раз явились ангелы-спасители - испанские финансисты Дамиан Матеу и Франсиско Сейо. В результате 14 июня 1904 года, то есть сто лет тому назад, в Барселоне была основана фирма "La Hispano-Suiza Fabrica de Automoviles S.A.", в которой Марк Биркигт занял кресла одновременно генерального директора и главного конструктора С этой поры четырехцилиндровые модели марки "Hispano-Suiza" разделились на два направления: легкие "вуатюретки" с силовыми агрегатами 12-15 л с. и тяжелые "турен-вагены" 20 л.с , на которые устанавливали по заказу дорогущие помпезные кузова с зеркальными стеклами и бронзовыми фонарями.

МНОГОЛИКИЙ И всемогущий

Марк слыл дотошным инженером. Тщательно выполненные чертежи он считал не концом работы, а только ее началом. Сам придумывал технологии изготовления деталей и конструировал станки. Но главной его страстью были моторы - каждый год он создавал в этой области что-то новое

В 1906 году четырехцилиндровые Hispano-Suiza впервые показали на Парижской автомобильной выставке, и среди них была модель 40 HP с 7,440-литровым двигателем, способная развивать скорость 100 км/ч! А в 1907-м появились две шестицилиндровые модели 60/75 HP с моторами объемом 6,2 и 10,4 л!

Вдобавок Биркигг оказался еще и талантливым бизнесменом Понимая, что лучшей рекламой его продукции могут быть автогонки, он с самых ранних этапов существования марки "Hispano-Suiza" стал выставлять свои модели на самые престижные соревнования Испании и Франции

В частности, на серию "Coupe de Voiturette" ("Кубок вуатюреток"), которой лично покровительствовал молодой и горячий испанский монарх Альфонсо XIII И с 1909 года автомобили Биркигта начали там побеждать!

А в 1910-м он построил прототип самой удачной своей спортивной модели Тур 45 с 2,6-литровым 45-сильным четырехцилиндровым моноблочным мотором с Т-образным расположением клапанов -гонщик заводской команды Поль Цукарелли победил на ней в Болонье-сюр-Мер, преодолев дистанцию 466 км за 5 часов 4 минуты 50 секунд. А неуемный Биркигт уже начал экспериментировать с четырехцилиндровым мотором с верхним расположением головки с двумя распредвалами... Но в 1911 году чертежи этого революционного двигателя похитили его ближайшие сподвижники Эрнст Апри и Поль Цукарелли и передали в "Peugeot". Марк разъярился, но не пал духом и упорно продолжал совершенствовать свой Тур 45. Объем мотора он увеличил до 3,6 л, а его мощность - до 65 л.с., благодаря чему двухместная машинка смогла развивать невиданные для того времени 135 км/ч. В 1912-м в гонке Сан-Себастьян - Мадрид машину опробовал за рулем сам король Альфонсо XIII и пришел в полный восторг, достигнув рекордной средней скорости прохождения трассы.

Разумеется, Биркигт, всегда державший нос по ветру, тут же дал "гражданскому варианту" этой модели имя "Alfonso XIII". Ее шасси стали выпускать в двух вариантах: с колесной базой 2640 мм и 3000 мм для установки четырехместного кузова.

Л. ШУГУРОВ