АФИША
"12 друзей Оушена"
Появление этого фильма - очередное свидетельство отлаженности работы голливудского конвейера переделок. Четыре года назад Стивен Содерберг снял "11 друзей Оушена", собственную версию фильма Льюиса Майлстоуна 1960 года с участием Фрэнка Синатры. Ремейк еще не успели показать всему миру, как Стивена Содерберга уже замучили вопросами о продолжении истории про Дэнни Оушена. Тайны из планов о сиквеле режиссер не делал. Нетерпеливым Стивен Содерберг еще во время промо-тура "11 друзей Оушена" сообщил, что вторая часть появится, а ее действие будет перенесено в Европу.
Единственное, что до какого-то момента было неясно, - насколько реально снова собрать всех звезд из "11 друзей Оушена" для съемок сиквела. Но Содербергу повезло. В "12 друзьях Оушена" к Брэду Питгу, Джулии Роберте, Энди Гарсии, Джорджу Клуни и прочим актерам из первой части присоединились Кэтрин Зета-Джонс (она играет самоуверенную сотрудницу полиции Изабель Лаири) и Венсан Кассель (злодейски-элегантный аферист Франсуа Тулур, ворующий у шейхов яхты просто из спортивного интереса). В эпизодической роли отметился Брюс Уиллис.
***
"Электра"
"Электра" снята по произведениям знаменитой компании Marvel Comics, давшей жизнь Людям Икс и Человеку-пауку. Зрители, видевшие фантастический боевик "Сорвиголова", уже знакомы с Электрой Начиос. Там она была подружкой слепого супергероя, мстила убийцам своего отца и в конце фильма погибла в неравном бою. Действие нового боевика разворачивается через два года после этих событий. Электру воскрешает загадочная организация "Орден руки", готовящая наемных убийц. Кириги, лидер ордена, дает ожившей девушке первое задание - уничтожить Марка Миллера и его 13-летнюю дочь Эбби. Однако Электра оказывается слишком чувствительной - познакомившись со своими жертвами, она отказывается поднять на них руку. Теперь семья Миллера - под ее защитой, а главными врагами становятся бывшие наставники - бесчеловечные ниндзя. Исполнительница главной роли Дженнифер Гарнер готовилась к съемкам под руководством опытных каскадеров и мастеров боевых искусств. Уже после съемок "Сорвиголовы" педагоги Гарнер отмечали, что она дерется гораздо лучше мужчин. В "Электре" актриса практически все трюки исполняла сама (опыт каскадера она получила, снимаясь в шпионском сериале "Псевдоним"). Режиссером фильма стал Роб Бауман, создавший сериал "Секретные материалы" и фильм "Власть огня".
***
"Гонщики NASCAR 3D"
Подарок тем, для кого телевизионное завывание моторов "Формулы 1" - обязательный элемент воскресной программы. Фильм "Гонщики NASCAR", снятый в формате IMAX, в деталях воссоздает атмосферу стадиона, заставляет зрителя поверить в реальность происходящего на пятнадцатиметровом экране. "Гонщики NASCAR 3D" - огромное количество присущих этой кинотехнологии спецэффектов и двенадцать тысяч вольт чистейшего цифрового звука (единственная неприятность в том, что придется все-таки встать с дивана и отправиться в кинотеатр).
Помимо самих соревнований в фильме есть и история гонок NASCAR (National Association for Stock Car Auto Racing). В них участвуют гоночные автомобили, отличающиеся от обычных только начинкой. Обычный снаружи четырехколесный агрегат содержит сверхскоростной двигатель в 700 лошадиных сил, специальные пластины-рестрикторы, ограничивающие доступ воздуха в карбюраторы, и еще тысячу деталей с непонятными названиями. Каждый год в течение 38 недель 43 лучших гонщика Америки соревнуются в трековых автогонках на кубок Уинсона под эгидой Национальной ассоциации автомобильных гонок на серийных автомобилях. NASCAR появились в Америке в эпоху сухого закона, когда будущий легендарный гонщик Джуниор Джонсон занимался перевозкой контрабандного виски. Чтобы отрываться от преследования, контрабандисты специально переоборудовали свои машины - усиливали подвеску, форсировали двигатель. Теперь NASCAR - это бешеные скорости, опасные обгоны и столкновения десятков машин, несущихся впритирку друг к другу. Кроме зрелищной и азартной стороны гонок в фильме есть и многое другое. Например, лаборатории и мастерские ассоциации NASCAR, которые показаны так реально, что во время сварки искры летят прямо в зрительный зал. Немаловажная деталь - актер Кифер Сазерлэнд получил премию "Золотой глобус" за роль рассказчика в этом фильме.
***
"Авиатор"
Драматизм "Авиатора" - выполненного Мартином Скорсезе жизнеописания американского магната Ховарда Хьюза - заключается прежде всего в том, что его богатый и знаменитый герой, слишком большой во всех смыслах мужчина, которому все было "по колено", постоянно дрожал перед своими комическими мелкими фобиями, как слон перед мышами, и в конце концов сошел от этого с ума. В причины заболевания Скорсезе не слишком углубляется, но последовательно проводит красной нитью сквозь всю свою трехчасовую эпопею тему безопасности, которой был одержим Хьюз - как в повседневном обиходе, так и в самолетостроении.
Леонардо ди Каприо вызывает большое сочувствие в главной роли, воплощая ту инфантильность, которую, возможно, в облике реального Хьюза было и не различить. Тем не менее этому вечно юному "молокососу" (учитывая неизменный напиток героя) достаточно нахмурить брови вразлет, чтобы стало понятно, какой это был не только большой, но и тяжелый, с трудом выносимый человек. "Слишком много Ховарда Хьюза в Ховарде Хьюзе", - говорит о нем одна из его красавиц, которых он в изобилии покупал ролями в своих фильмах или ювелирными цацками, относясь к ним хозяйски, потребительски и едва ли ставя выше своих самолетов. Крушение всех личных отношений Хьюза выглядит суровым назиданием всякому эгоистичному плейбою - в итоге не только женщины бросают его, но и самолеты предают, отказавшись соответствовать его идее безопасного, застрахованного от падений воздушного транспорта.
***
"Крутая компания"
Комедия от создателя "Американского пирога" Пола Уайтца. Рассказав миру о проблемах подростковой сексуальности, режиссер на этот раз заинтересовался более серьезными предметами. В центре его внимания - корпоративная политика, отношения поколений и переживания человека, которому на старости лет грозит безработица.
Национальный спортивный журнал, в рекламном отделе которого трудится Дэн Форман, неожиданно вливается в состав могущественной корпорации. Работникам грозит сокращене. Это в первую очередь касается главного героя - ведь ему 51 год. Неприятности сыплются на Формана одна за другой: его понижают в должности, а боссом назначают 26-летнего Картера Дюруа. С первых дней знакомства у героев возникают конфликты: подчиненный никак не может смириться с тем, что им руководит мальчишка. Но Форману приходится терпеть - ему нельзя терять работу. У Картера тоже не все благополучно. Недавно от него ушла жена, с которой они прожили всего семь месяцев. Молодой босс нуждается в поддержке и изо всех сил старается подружиться с Форманом. Однажды шеф приходит к подчиненному на ужин и знакомится с его дочерью Алекс. Между молодыми людьми начинается роман, который они скрывают от Формана. Постепенно отношения босса и подчиненного становятся еще более запутанными.
Этот странный, мало подходящий для комедии сценарий написал сам Пол Уайтц. Он же выступил в роли продюсера фильма. Роли босса и подчиненного достались соответственно Тоферу Грейсу ("Улыбка Моны Лизы") и Дэннису Куэйду ("Послезавтра"), уже имевшим опыт совместной работы в картине "Траффик". Дочь Формана Алекс - очаровательную школьницу со скобами на зубах - сыграла Скарлетт Йоханссон.
***
"На обочине"
Эстет Майлз предлагает Джеку, который вот-вот должен жениться, холостяцкое приключение: поездку по лучшим виноградникам Калифорнии. Экологический маршрут объединяет двух совершенно разных по характеру компаньонов. Сорокалетний преподаватель английского Майлз после болезненного развода хочет только одного: попивать любимое пино нуар в тишине и покое. Не смыслящего в вине актера-неудачника Джека не оставляет мысль о том, что неделя на виноградниках - его последний шанс оттянуться на всю катушку. Постановщик картины Александр Пэйн находится в редком и неустойчивом положении человека, которого, с одной стороны, еще считают своим в кино независимом (именно "На обочине" открывала Роттердамский кинофестиваль, подчеркнуто воротящий нос от голливудской "дешевки"), с другой же - уже держат за своего в кино коммерческом и массовом. У "На обочине" есть две особенности: первая - нераскрученные актеры (главные роли достались малоизвестным Полу Джиаматти и Томасу Хэйден Черчу). Вторая - интонация, с которой Пэйн в фильме говорит о вине. Хотя есть большой риск, что эта интонация в не имеющей винной культуры России останется незамеченной.
***
"Она ненавидит меня"
Новая работа режиссера Спайка Ли посвящена отношениям между мужчиной и женщиной и по-прежнему волнующим общественность США проблемам сексуальных меньшинств.Выпускник Гарварда, обладатель ученой степени и диплома МВА Джек Армстронг остается без работы. Ни денег, ни идей, как их заработать, у специалиста по биотехнологиям нет. Счастливой картой для Джека оказывается встреча с бывшей подружкой. За время, прошедшее после разрыва, Фатима успела заработать кучу денег и сменить ориентацию: теперь она предпочитает женщин. Предложение экс-любовницы сделать ей ребенка (это единственное, чего Фатиме и ее сожительнице не хватает для счастья) поначалу застает Армстронга врасплох. На гонорар в $ 10 тыс. развеивает все сомнения "суррогатного отца". Слухи о сговорчивом мужике, готовом за вознаграждение оплодотворить чуть ли не всех желающих, вскоре расползлись по городу, и у дверей Джека выстроилась очередь. Сверхприбыльным бизнесом по продаже собственной спермы Джек поначалу занялся с энтузиазмом. Однако общение с жаждущими стать матерями лесбиянками оказалось процессом чересчур нервным. Особенно раздражает героя то, что все собирающиеся вынашивать его ребенка женщины воспринимают его всего лишь как автомат по производству сперматозоидов, а вовсе не как личность. В общем, работа племенным быком оказалась не такой легкой, как виделось вначале, - но вырваться из бизнеса по осеменению Джеку окажется гораздо труднее, чем туда влезть. Одним из несомненных достоинств комедии является участие Моники Беллуччи. И хотя главная актриса современного итальянского кино играет в фильме не главную роль, она украшает своим присутствием каждый кадр, в который попадает.
***
"Правила съема: метод Хитча"
Актер и рэпер Уилл Смит, неоднократно спасавший мир то от злых инопланетян ("Люди в черном 1-2"), то от роботов ("Я, робот"), снова позаботился о всем человечестве.В комедии "Правила съема: метод Хитча" его герой под видом свахи спасает людей от одиночества. Завязка картины Энди Теннанта ("Двое: я и моя тень", "Стильная штучка", "Анна и король") - та же, что и в ленте Самсона Самсонова "Одиноким предоставляется общежитие". Сводник Хитч, закоренелый холостяк, помогает другим неудачникам обрести счастье в личной жизни. У Хитча целый набор профессиональных тайн и уловок, он переженил уже пол-Нью-Йорка, но не хочет афишировать свой подпольный бизнес. Однажды, занимаясь делом стеснительного, безответно влюбленного бухгалтера Альберта, Хитч знакомится с журналисткой Сарой. Сводня тут же теряет голову от любви к Саре и разворачивает целую кампанию по охмурению девушки. Однако прожженная журналистка не поддается профессиональным уловкам Хитча - она собирается написать сенсационный материал о его брачном агентстве, тем самым погубив нелегальный бизнес и обеспечив себе славу.
Роль симпатичной латиноамериканки Сары, которую изначально должна была сыграть Джешшфер Лопес, досталась Еве Мендес, известной по фильмам "Двойной форсаж", "Однажды в Мексике" и "Застрял в тебе".
***
"Кукольник"
Как известно еще со времен оригинального "Звонка", самые качественные страшилки делаются на Востоке. Корейский "Кукольник" режиссера Джонга Юнг Ки (в России он известен благодаря своему предыдущему фильму "Бишунмо - Летающий Воин") - не исключение из этого правила. В рекламе обещают, что это будет "самый страшный фильм года", и после сеанса с этим утверждением согласятся многие зрители. Да и без просмотра один с чувством рассказанный на ночь сюжет фильма запросто способен вызвать бессонницу. Известная на всю страну мастерица по изготовлению кукол приглашает в свой особняк нескольких девушек и юношей из модельного агентства - попозировать, отдохнуть, а потом еще и получить за услуги щедрый гонорар. Но иначе чем странным оказанный прием не назовешь: хозяйка не выходит из своего кабинета, не общается с гостями и совсем не спешит приступать к работе. Предоставленная сама себе молодежь развлекается осмотром дома, полного диковинных кукол. Поразительно искусно сделанные, все они обладают пугающим свойством: стоит отвернуться, и спину тебе будто буравитчей-то злой взгляд. Через несколько дней очумевшие от страха гости уверены, что всех этих изображающих то вампиров, то мертвецов кукол мог сделать только убийца. Следующей жертвой каждый считает именно себя. Дальнейшие события разворачиваются согласно сценарию, придуманному еще Агатой Кристи в "Десяти негритятах". Приближение к ответу на вопрос о том, зачем кукольнице понадобилось творить все смачно показанные зверства, происходит постепенно, труп за трупом. Разгадка, впрочем, не приносит облегчения ни единственной оставшейся в живых скульпторше Хеми (ее играет знакомая по все тому же "Звонку" актриса Ким Ю Ми), ни зрителю.
***
"Заложник"
Новый боевик с участием Брюса Уиллиса снят по одноименному роману Роберта Крайса. Герой Уиллиса Джефф Тэлли был специалистом по переговорам с террористами. После неудачной операции, в результате которой погибли маленький ребенок и его мать, мучимый чувством вины Тэлли уехал из Лос-Анджелеса и устроился в полицию провинциального городка. Однако и новое место работы оказалось небезопасным. Трое преступников захватывают в заложники семью: отца и двух его детей. Сложность ситуация усугубляется тем, что глава семейства - бухгалтер крупного мафиози Сонни Бенца, и, следовательно, в его доме хранится документация преступников. Джефф Тэлли, взявшийся за переговоры, попадает в ужасный переплет: он должен не только освободить заложников, но и уничтожить все секретные материалы мафии - иначе убьют его собственную семью, которая уже в руках у мафиози. Любопытно, что ребенка главного героя сыграла настоящая дочь Уиллиса - Румер Уиллис. Это первая значительная работа девушки - до этого ей приходилось играть лишь в эпизодических ролях: "9 ярдов", "Стриптиз", "Тогда и сейчас". Женой героя Уиллиса в этой картине стала актриса Сирена Скотт Томас, известная по фильму "И целого мира мало".
***
Кинофестиваль "Лики любви"
Пропагандирующий традиционные ценности (в правилах "Ликов" особо отмечено, что к участию допускаются лишь фильмы, посвященные любви между мужчиной и женщиной) фестиваль стартует аккурат в Международный женский день. На открытии будет показана самая раскрученная из картин-участниц - "У моря", где Кевин Спейси выступил в качестве режиссера-постановщика, актера, сценариста и продюсера. Моде этого года на биографическое кино, начатой "Авиатором" Мартина Скорсезе, "Волшебной страной" Марка Форстера и "Рэем" Тейлора Хакфорда, фильм "У моря" вполне соответствует. Мелодрама посвящена жизни певца Бобби Дарина (его и играет Кевин Спейси). Невероятной популярности Дарин достиг не столько благодаря благосклонности судьбы, сколько вопреки обстоятельствам. То, что проживет он максимум лет до пятнадцати, страдавшему от ревматизма и проблем с сердцем мальчику врачи пояснили еще в детстве. Помешанный на эстраде Бобби сумел не только побороть болезнь, но и превратиться в кумира тысяч слушателей. Поклонникам Спейси будет небезынтересно узнать, что за своего героя художественный руководитель лондонского театра Old Vic в фильме честно поет сам. Получивший "Оскара" за "Красоту по-американски" актер, как оказалось, обладает еще и недурными вокальными способностями и даже подумывает о том, чтобы издать саундтрек к "У моря" в виде компакт-диска.
Будет что посмотреть и в другие дни "Ликов", в программе которых найдется фильм про любовь почти на любой вкус. Модники наверняка отправятся на новый фильм англичанина Майкла Уинтерботтома "9 песен" (на фото). Его герои - студентка Лайза и ученый Мэтт, чередующие занятия сексом с посещениями лондонских рок-концертов. Ценителям хотя бы частичной исторической достоверности адресован спецпоказ фильма "Казанова". Отправной точкой мелодрамы немецкого режиссера Рихарда Бланка становится эпизод заточения Джакомо Казаковы в темницу Дворца дожей. Оказавшись по не объясняемым зрителю причинам за решеткой, великий соблазнитель предается воспоминаниям о бесчисленных романах. Одну из ролей в фильме играет российская актриса Екатерина Стриженова.
Ну а если похождениям знаменитого итальянского повесы вы предпочитаете что-то более современное, но не менее захватывающее, как вариант можно рассматривать поход на "Виллу "Паранойя"" (на фото). Главная героиня драмы датчанина Эрика Клаусена - безработная 24-летняя актриса Анна. На съемках рекламного ролика девушка случайно встречается с бизнесменом по имени Йорген. Новый знакомый предлагает перебивающейся случайными заработками артистке ухаживать за своим немощным отцом. Поначалу перспектива возиться с сумасшедшим стариком Анну только путает. Реальность совсем не совпадает с ожиданиями: ее подопечный оказывается прекрасным зрителем, готовым терпеть нескончаемые репетиции актрисы. Через некоторое время шокированные Йорген и Анна обнаруживают, что считать старика сумасшедшим можно в такой же степени, как и их самих, - но раскусила притворщика пара слишком поздно.
Подробное расписание на странице 47
***
"Близость"
Элис (Натали Портман), переходя дорогу, попадает под колеса автомобиля. Свидетель происшествия писатель-неудачник Дэн (Джуд Лоу) везет девицу к врачу - Элис слишком хороша, чтобы упускать шанс познакомиться поближе. Общение пары оказалось довольно плодотворным: Дэн наконец-то написал книгу. Прообразом героини стала Элис, которой литератор целый год хранил верность. Мысли о плюсах разнообразия в голову Дэну начинают лезть после знакомства с экспрессивным фотографом Анной (Джулия Робертс), но флирт так ничем и не заканчивается. Дэн знакомит Анну с Ларри (Клайв Оуэн), и скоро любовный треугольник превращается в квадрат.
Режиссера "Близости" Майка Николса вдохновила пьеса англичанина Патрика Марберга. В год премьеры нашумевший спектакль посмотрела и Джулия Роберте - правда, тогда "Близость" звезде совершенно не понравилась. Сделать над собой усилие и пересмотреть отношение к пьесе самая высокооплачиваемая голливудская актриса смогла лишь спустя семь лет. Из драмы по пьесе Патрика Марберга стареющая героиня "Красотки" выжала как минимум возможность не сдерживаться в произнесении надрывных реплик и обрамить себя в титрах другими звездными фамилиями.
***
"Турецкий гамбит"
Шпионский детектив, снятый по мотивам одноименного романа Бориса Акунина. "Турецкий гамбит" - вторая книга, идущая вслед за детективом "Азазель". Если экранизация этого романа понравится зрителям так же, как недавний сериал "Азазель", "Первый канал" (главный продюсер обеих картин) продолжит сотрудничество с Акуниным, и, возможно, со временем на экране появятся все части цикла о Фандорине. Предполагается, что исполнитель главной роли будет меняться, чтобы имя героя не ассоциировалось с именем одного актера.
В "Турецком гамбите" Фандорина сыграл артист МХТ и "Табакерки" Егор Бероев (на фото), известный по фильмам "Пятый угол", "Игра в модерн", "Папа". Роль его главного противника, безжалостного турка Исмаилбея досталась Гоше Куценко. Роли лихих русских воинов Гриднева и Зурова исполнили Марат Башаров и Дмитрий Певцов.
Режиссер фильма Джаник Файзиев, известный своими телевизионными проектами "Старые песни о главном-2", "Остановка потребованию 1-2", "Властелин вкуса", заботился в первую очередь о том, чтобы как можно более точно был воссоздан исторический антураж времен русско-турецкой кампании 1877-1878 годов. Съемки проходили в местах, где велись боевые действия, - в Болгарии. Костюмы и реквизит были воссозданы по образцам, сохранившимся в болгарских музеях. Каждая деталь вплоть до ружья и очков коварного шпиона Анвара Эфенди соответствует предметам того времени. В итоге долгой кропотливой работы получилась многосложная картина, жанр которой даже режиссер не может определить одним словом. Свой "Турецкий гамбит" господин Файзиев называет одновременно историческим, приключенческим, шпионским, детективным и романтическим кино.
***
Патрисия Каас и Ванесса Мэй с концертами в Кремле
Певица Патрисия Каас только что выпустила концертный диск "Toute la Musique...", записанный по следам прошлогоднего студийного альбома "Sexe Fort". Там есть две новые песни - на итальянском и немецком языках. И, боюсь, эта информация не слишком взволнует публику, которая устремится 5 марта на концерт в Кремль. Потому что Патрисия Каас - совсем не та певица, от которой здесь ждут нового. За два года до сорокалетия самая популярная в России французская исполнительница пребывает здесь в статусе безусловного ретро. И уже не первый год. После рубежа 80-90-х, когда романо-германская красавица устроила французской эстраде (во всяком случае, ее поклонникам в зоне вещания "Европы Плюс") нешуточный ренессанс, ничто из сделанного ею не смогло так глубоко пробить сердца местных жителей, как "Mademoiselle Chante le Blues" и "Scene de Vie". Концерт в Москве - часть турне Патрисии Каас по 20 городам СНГ, которое, в свою очередь, вписано в гигантский Sexe Fort Tour, начавшийся год назад в Лилле и финиширующий в мае пятью концертами в китайских городах. О сегодняшней музыке Патрисии Каас вам, повторюсь, знать неинтересно и необязательно. Важно только то, что Патрисия Каас всегда играет очень хорошие концерты. Этот факт капризам моды неподвластен.
Еще одна ретро-девушка выйдет на кремлевскую сцену 7 марта. Ванесса Мэй, англичанка сингапурского происхождения, завладела сердцами местных жителей где-то в середине 90-х. Пик ее популярности приходится на 1996 год, причем ее оценили не только на "одной шестой части суши", но и в империи, диктующей поп-моду, - в Великобритании. Ванессе Мэй дали Brit Award, причем она была первым лауреатом этой награды, исполнявшим классическую музыку. И дело было даже не в том, что скрипачка-вундеркинд лихо справлялась со сложнейшими каноническими произведениями. Просто продюсеры, что называется, "нарыли фишку": поп-классика под ритмы вошедшего в моду техно плюс симпатичная азиатская мордашка. Диск 1997 года "Storm" с одноименным хитом стал лишним доводом в пользу этой формулы. 26-летняя артистка хорошеет год от года и продолжает выпускать альбомы, последний - "Choreography" - вышел полгода назад. Вундеркиндом нельзя оставаться вечно, единожды сработавший трюк не обеспечил ей гарантированного места в чартах на всю оставшуюся жизнь, однако, что называется, "на жизнь хватает". Этой весной в ее графике нашлось место всего для четырех концертов на территории бывшего СССР. После Питера и Москвы "Танец с саблями" Хачатуряна в ее исполнении услышат Самара и Екатеринбург.
***
Классические концерты недели
5 марта в БЗК выступит один из самых таинственных молодых пианистов - Константин Лифшиц (на фото). Господин Лифшиц любит устраивать публике настоящие испытания - например, играть "Хорошо темперированный клавир" Баха по целому тому за вечер. Но весеннее настроение, видимо, не обошло и его - на этот раз вместе с Московским симфоническим оркестром под управлением Владимира Зивы Константин Лифшиц исполнит невинный Концерт N16 для фортепиано с оркестром Моцарта. Впрочем, не удивляйтесь, если в беззаботной музыке Моцарта вам вдруг почудится что-то зловещее-глобальное. Это просто стиль у пианиста Константина Лифшица такой.
Впрочем, если постигать тайны мироздания вам не захочется, стоит пойти в этот же день, 5 марта, в Камерный зал ММДМ. В рамках абонемента "Гармонии стиха неведомые тайны" арии и романсы русских и зарубежных композиторов исполнят сопрано Хибла Герзмава (на фото) и пианистка Екатерина Ганелина. Одна из лучших московских сопрано, госпожа Герзмава работает солисткой Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, а в свободное от романтических ролей время любит порадовать публику обаятельными сольными программами, в которых есть даже номера из оперетт. Обладая чудесным голосом, кошачьей пластикой и умением изображать на сцене непошлое и притягательное сладострастие, Хибла Герзмава доводит публику до восторженных визгов, например элегантно бросая в зал цветок в финале песни "Букет цветов из Ниццы".В концерте "Весеннего абонемента Российского национального оркестра" примет участие известный саксофонист Игорь Бутман (7 марта. Концертный зал им. Чайковского). На этот раз музыкант выступит не с джазовой программой, а с непривычным для себя классическим репертуаром - он исполнит Концерт для саксофона с оркестром Александра Глазунова. Это не первый опыт академических выступлений звезды отечественного джаза - пару лет назад Игорь Бутман музицировал на пару со своим другом альтистом Юрием Башметом. Концерт Александра Глазунова для саксофона с оркестром не принадлежит к числу перворазрядных классических шедевров, но и совсем неинтересной эту музыку тоже не назовешь. Не говоря о том, что послушать этот концерт стоит хотя бы из-за его дефицитности в программах.
8 марта в Доме музыки выступят сразу две звезды академической сцены - скрипач Дмитрий Ситковецкий и пианист Мишель д~ Алъберто. Господин Ситковецкий давно живет в США, в Москву он приезжает крайне редко. А француз Мишель д'Альберто в России последний раз был много лет назад, да и слышали его лишь в ансамбле с оркестром. На этот раз музыканты представят публике самую что ни на есть классическую камерную программу - сонаты для скрипки и фортепиано Моцарта, Бетховена, Сергея Прокофьева, Клода Дебюсси.
9 марта в "Геликон-опере" покажут "Кофейную кантату" Баха. Шуточный спектакль был написан Бахом в качестве рекламы нового тогда напитка и поставлен "геликоновцами" легко, остроумно и с заботой о чувствах публики. Будьте уверены, облизываться, слушая рассказы персонажей о достоинствах напитка, вам не придется, ведь публика участвует в спектакле в качестве жертв рекламы: артисты театра угостят вас кофе.
***
Театральная программа "Weekend на Страстном"
Театральный центр "На Страстном" совместно с Центром поддержки русского театра за рубежом СТД начинает программу "Weekend на Страстном". Это не реклама издания, которое выдержите в руках, это "реклама" одного из городов бывшего Советского Союза, то есть, говоря современным языком, одного из городов "единого культурного пространства". На Страстном будут представлять спектакли, фильмы, концерты и выставки из столиц ближнего зарубежья - не всякие, конечно, а те, которые являются "фактами русской культуры". Первый такой "Weekend на Страстном" посвящен Таллину, городу, который в советские времена был воплощением европейского уюта и почти что синонимом свободы. Откроется мероприятие выставкой молодых художников, продолжится концертом трио "Романс" и циклом документальных фильмов об истории православия в Эстонии. Но основная программа - театральная. На Страстном будут показаны два спектакля - монопьеса "Семен Захарыч из "Преступления и наказания"" (на фото) в исполнении таллинского актера Вячеслава Рыбникова и танцевальное шоу "Любовь" театра "Королевский жираф". Кроме того, пройдет встреча с таллинским театром "Русский берег Балтийского моря", в программе которого - видеофильм о театре, фрагменты из спектаклей, выступления студентов московских театральных вузов, которые в будущем пополнят труппу этого театра.
***
"Вся жизнь впереди" в театре на Литейном
"Вся жизнь впереди" - новый спектакль Анатолия Праудина, одного из самых серьезных режиссеров Петербурга. Пьесу по роману Эмиля Ажара написал для театра на Литейном Александр Гетман. На самом деле никакого Эмиля Ажара, как все помнят, не было. Этот отмеченный Гонкуровской премией автор - плод мистификации другого обладателя Гонкуровской премии, Ромена Гари.А роман "Вся жизнь впереди" - история парижских униженных и оскорбленных второй половины XX века, у которых не так-то много поводов для оптимизма. В одном из эмигрантских кварталов Парижа живет старая еврейка мадам Роза. Мадам содержит пансион для детей проституток, ее дом полон малышами разных национальностей и цветов кожи, и каждого она воспитывает в духе их религии и культуры. Роза прошла через Освенцим, безнадежно больна и, конечно, одинока, но в своем приюте она наконец находит по-настоящему близкого человека - арапчонка Момо. Роль мадам Розы отдана одной из лучших петербургских актрис Ольге Самошиной (на фото). Можно поручиться, что спектакль выйдет любопытным.
***
"Дама с камелиями" в "Современнике"
Галина Волчек давно мечтала завести в репертуаре своего театра "Даму", да все не было случая. Но тут театру понадобился спектакль, в котором можно было бы занять молодежь - только что принятых в труппу выпускников Щепкинского училища, и тогда приглашенный на постановку Юрий Еремин вспомнил про знаменитую историю Александра Дюма-сына. Режиссер не стал ставить собственно пьесу. Она слишком старомодна (пышные монологи и душераздирающие сцены в сегодняшнем театре будут выглядеть несуразно) и заиграна ("Дама" выдержала рекордное число постановок, переложений и экранизаций, начиная с вердиевской "Травиаты" и заканчивая фильмом Бэза Лурмана "Мулен Руж"). Юрий Еремин решил обратиться к роману Александра Дюма, который лег в основу пьесы. Там меньше мелодраматизма, зато больше любопытных персонажей и сюжетных линий, а построен роман в форме воспоминания, так сделан и спектакль.
Действие происходит в квартире уже умершей Маргариты, где распродается ее имущество. Арман приходит на торги - каждая вещь вызывает в нем воспоминания. Пользуясь кинематографическим термином, можно сказать, что спектакль состоит из серии флэш-беков, в которых оживает чувственный и красочный мир Франции XIX века. На сцене - большие зеркала, настоящий антиквариат, яркие цвета восточных тканей, которые тогда входили в моду. А посреди всей этой роскоши - совсем юные существа, переживающие свое первое большое чувство. Обычно Маргариту Готье играют умудренные опытом 30-40-летние актрисы, но в исполнении молодых ребят - Клавдии Коршуновой и Антона Хабарова - эта история становится совсем иной, светлой и трогательной.
***
"Пер Гюнт" Роберта Уилсона в Det Norske Teatret
Одна из главных театральных премьер зимы, новая постановка Роберта Уилсона прошла в Осло, городе, который даже с большой натяжкой сложно отнести к числу европейских театральных столиц. Но вряд ли только театральной провинциальностью норвежцев можно объяснить то, что "Пер Гюнт" Ибсена в уилсоновской режиссуре местные газеты объявили событием национального масштаба.
Спектакли Роберта Уилсона всегда впечатляют - светом, сценографией и виртуозностью пространственных решений (посидеть в трансе на его "Игре снов" зрители и в Москве собирались огромными толпами). Останется ли сцена голой или будет создан сложный серого цвета рельеф, похожий на волны и на скалы одновременно, - уже в этом можно искать интерпретацию сказочного сюжета Ибсена. А в кульминационный момент темно-синий задник вдруг превратится в нежно-голубой - и целый зал одновременно вздохнет полной грудью. Роберт Уилсон любит направить луч холодного света на персонажей, выводя их из привычной бытовой среды в искусственно созданное, очищенное от всего лишнего пространство. Потому так близок ему "Пер Гюнт" - ведь в нем ибсеновский герой оказывается в мире, наполненном троллями, бедуинами, обманутыми женихами и загадочными героями вроде пуговичных дел мастера - а к таким фигурам Уилсон питает особо нежную любовь. Но сам Пер Гюнт у Ибсена мыслями и поступками являет собой скорее буржуа конца XIX столетия - современный и живой, а не героизированный образ. Игра Роберта Уилсона как раз строится на столкновении обывательского и мещанского со стихией скандинавской мифологии. В спектакле у него участвуют аж три Пер Гюнта, символизирующие три возраста героя - юный, зрелый и старость. Эти персонажи сами преображаются из мещан в сказочных героев под космическим светом, падающим на них, и действуют, находясь как будто в гипнотическом сне.
Det Norske Teatret (Осло), 4, 5, 8-11, 15-18 марта, заказ билетов - (+47) 22 42 43 44
***
Свен Гундлах в "Е.К. АртБюро"
"Е.К. АртБюро" продолжает показывать новые произведения главных "арт-старз" 80-х годов. На этот раз пришла очередь Свена Гундлаха, участника "Мухомора", одной из самых ярких московских художественных групп конца 70-80-х. Вместе с коллегами Свен Гундлах неустанно скандализировал общественность своими выходками, пока был отправлен на перевоспитание в армию. Затем Гундлах, уже с другими художниками, создал симулятивно-музыкальный проект "Среднерусская возвышенность", названный Артемием Троицким лучшей группой всех времен и народов. Сегодня Гундлах и его дочь Кристина приглашают посетить новую инсталляцию "Утроба мечты". За этим пугающим названием скрывается волшебная избушка, в интерьер которой художник превратит один из залов галереи. Ее стены покрыты пряниками, с потолка сыпется соль, а в окнах, вызывая головокружение, вихрем крутится заснеженный среднерусский лесок. Мечта, которую мы себе представляем в некотором отдалении и наблюдаем с фасада, откроется нам с изнанки со своими пряниками и солью (метафоры, которые несложно разгадать. Также будут представлены несколько ранних серий работ художника на бумаге.
***
Сергей Волков и Лаврентий Бруни в Fine Art
С наступлением весны выставочный зал галереи Fine Art заполняет живопись на женскую тему - на этот раз "за весну" отвечают художники Лаврентий Бруни и Сергей Волков. Их совместное творчество - девушки в разных позах и ракурсах, красно-зеленая гамма и соответствующие названия работ: "Отдых", "Весна", "Спящая". Конечно, эти картины апеллируют не к уму, а к сердцу и глазу. Да и интрига этой выставки вовсе не в работах, а в том, что их авторы - совсем непохожие художники. Лаврентий Бруни - декоративный, отчасти салонный художник, сначала он рисовал цветы, а потом перешел на ню. Сергей Волков относится к отряду "актуальных" художников - он выходец из знаменитых мастерских в Фурманном переулке, существовавших в конце 80-х годов. Последнее время Сергей Волков рисует мелом на обычных школьных досках классические картины, доказывая, что актуальный художник умеет не только думать, но и рисовать.