Перейти к основному содержанию

Главная      СОБЫТИЯ

СОБЫТИЯ

* Галилео Галилей в 1610 году открыл четвертый спутник Юпитера, который назвал Каллисто.

* В 1703 году (2 января по старому стилю) в Москве стала регулярно выходить первая русская печатная газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах". Тираж "Ведомостей" колебался от 200 до 4000 экземпляров, и печатались они затем попеременно в Москве и Петербурге.

* В журнале Scientific American появилась первая реклама, призывавшая приобретать радиоприемники Telimco по цене семь с половиной долларов. Случилось это в 1906 году.

* В 1869 году в России впервые открыта подписка через почту на периодические издания.

ТРУДНАЯ ДОРОГА В ОБЛАКА

Сергей Уточкин был замечательным пловцом и яхтсменом, фехтовальщиком и боксером, конькобежцем и бегуном, но особенно прославился как велосипедный гонщик. С велосипеда Уточкин пересел на автомобиль, участвовал в автогонках, ставил рекорды скорости. Потом Сергей увлекся воздухоплаванием. Со своим воздушным шаром он отправился в Египет и летал над древними пирамидами и пустыней Сахарой.

Когда родилась авиация, Уточкин только и думал о том, как научиться летать на крылатой машине. К счастью, в Одессе был самолет - биплан Фармана. И вот в один прекрасный день Уточкин сел в него, похожего на огромный коробчатый змей, взлетел и совершил полет без всякого инструктажа - редкий случай в истории авиации. Он стал вторым русским пилотом. С тех пор у него началась новая и очень напряженная жизнь.

Конечно, ему не раз приходил ось переживать смертельно опасные минуты.Но роковая авария произошла в июле 1911 года во время перелета Петербург - Москва. Это был первый в России дальний и крайне трудный полет. В нем приняли участие девять авиаторов, но долетел лишь один - Александр Васильев.

"Еду в Москву чай пить! " - озорно прокричал Уточкин, взлетая. Однако попить чаю в Первопрестольной ему не удалось. Он уже миновал Новгород и подлетал к Крестцам, когда пропеллер разлетелся на куски! Надо было идти на посадку. Спуск вышел неудачным: самолет врезался в крутой берег реки. Уточкин успел выпрыгнуть из машины, но был задет крылом и без чувств упал в воду. Его спасли крестьяне. Увечья, полученные им, оказались серьезными: переломы ноги, руки, ключицы, тяжелые ушибы грудной клетки и головы.

Больной, изувеченный, он вдруг остался один, без гроша в кармане и даже без крыши над головой. В личной жизни авиатора также случилась драма. Любимая женщина, жена, оставила его и ушла к богатому одесскому финансисту и заводчику.

Еще в больнице, дабы умерить у изувеченного авиатора ужасные боли, врачи впрыскивали ему морфий, давали кокаин. Выйдя из лечебницы, Уточкин уже не расставался со шприцем и баночкой с кокаином.

Переехав в Петербург, Уточкин безуспешно пытался найти работу. Ночевал у знакомых, а часто и просто на улице, голодал.

В 1913 году по городу пошли слухи о признаках сумасшествия у прославленного пилота. И в самом деле - утром 26 июля 1913 года сильно возбужденный Уточкин ворвался в подъезд Зимнего дворца и потребовал от швейцара доложить самому государю Николаю И о приходе знаменитого авиатора.

По распоряжению смотрителя Зимнего дворца авиатора доставили в психиатрическую больницу св. Николая Чудотворца на Мойке. Поправлялся Уточкин медленно. Стараниями друзей его вскоре перевели в больницу на Петергофском шоссе, в отдельную палату. Расходы на содержание и лечение авиатора взяла на себя городская управа.

Зима 1915 года в Петербурге выдалась морозной и снежной. Друг Уточкина, А.Г.Алексеев, встретил бывшего авиатора на Невском проспекте. Полуголодный, плохо одетый Уточкин был простужен. Вскоре с воспалением легких его отправили в ту самую психиатрическую больницу, куда он впервые попал летом 1913-го. Там он и умер 13 января 1916 года. "Забытый всеми, - писала "Петроградская газета", - недавний герой толпы скончался от кровоизлияния в легкие". Шел тогда Уточкину всего сороковой год...

Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры неподалеку от могил других русских авиаторов, погибших в авиакатастрофах.