Четыре колеса устойчивее ног?
Я сидела в оцепенении и смотрела, как елочка вдруг резко наклонилась в сторону лобового стекла, а потом медленно-медленно распрямилась. "Слава богу, - подумала я, - не сломалась". Вышла и стала осматривать небольшое повреждение на деревце. Зарастет. А рядом, разрывая тишину ночи, неслось: "Ты что, совсем не соображаешь? Ты чего в руль вцепилась мертвой хваткой? Смотри - бампер... прямо посередине!"
Это был мой первый опыт вождения автомобиля. Тогда я думала, что и последний. Прошло тридцать лет. Деревце с тех пор превратилось в огромную раскидистую сосну (это была вовсе не елочка). А мне все эти годы методично внушали, что "женщина за рулем - потенциальный преступник" , поскольку она (т.е. я) не способна оценить нормально ситуацию, впадает в панику и вообще ведет себя нелогично. Нелогично, с точки зрения мужчины. Это я теперь поняла, когда все-таки преодолела взращенный за эти годы комплекс и, сказав себе: "Я все могу" - стала водить автомобиль. Но, ох как не прост был к этому путь.
В те самые, далекие 70-е годы прошлого века женщина за рулем - явление было довольно редкое. Шли годы. На дорогах появилось столько машин, что эти самые дороги вынуждены были расширяться, подниматься, перестраиваться, закручиваться серпантином. И стала я замечать, что женщин-то за рулем становится все больше, отнимают они у мужчин эту привилегию. А если задуматься, и правильно это. Кому как не ей, хрупкой и нежной, чаще всего требуется средство передвижения и средство доставки? Сколько дел нужно успеть сделать с утра до вечера, сколько груза перетаскать на пределе последних дамских сил? Об этом знают только женщины, мужчины, как правило, не догадываются. Потому и "женщина". А понятие "леди" появится позже. Тогда, когда у нее появится помощник - автомобиль.
То, что правила дорожного движения давались легко, рассказывать не стану. Все зачеты и экзамены по теории - с первого раза. Установила дома на компьютер программу и решала экзаменационные задачки себе в удовольствие. Между прочим, друзья-автомобилисты, по большей части мужчины, не дотягивали процент правильных ответов и до 50. А один так прямо и сказал: "А чего их учить? Помни о помехе справа и при левом повороте пропусти всех". Во как!
А коль остальные правила не закон, может, потому серьезные ДТП и совершаются этими уверенными в себе мужчинами. Это не женщина за рулем 40-футовой фуры позволяет себе среди бела дня почти напротив краевой ГИБДД пролететь на красный свет, едва не сбивая пешеходов. И вечером на
ул. Большой устраивают автогонки, игнорируя светофоры, тоже не женщины. А скорости такие, что авто, словно птицы, перелетают через трамвайные пути. А пьяных леди за рулем вы часто видите? Так почему же наши в обычной жизни такие галантные мужчины позволяют себе так пренебрежительно отзываться о нас, когда видят леди за рулем?
Если честно, то уроки вождения мне никак не давались. Комплекс вечной пассажирки порождал панический страх перед дорогой, машиной и рулем, который никак не хотел возвращаться в исходное положение. А как решить такую математическую задачу: имея две ноги, управлять тремя педалями? Как, имея только две руки, одна из которых постоянно должна находиться на рукоятке переключения коробки передач, умудряться рулить, включать и выключать повороты, а если дождь, чем-то еще запустить дворники. И все это надо проделать одновременно, ничего не перепутав. Каждый раз, устраиваясь на водительском месте учебного автомобиля рядом с инструктором, лихорадочно начинаешь вспоминать, что там вначале жать: газ, сцепление или тормоз. А когда пятый раз кряду глохнет двигатель, хочется все бросить и уйти...
На вопрос инструктора: "Как ты собираешься въезжать в свой гараж, если на пятачке развернуться не можешь?" - я, помнится, отвечала: "Да мне не надо разворачиваться. В мой гараж можно въезжать с разгону - по прямой метров сто". Правда, такое удобное расположение гаража не помешало мне впоследствии снести фонарь поворота.
Как бы ни было, а права я получила. Хотя, как говорил один человек, права мои записаны в Конституции. Просто наступил такой чудесный майский день, когда заветная карточка водительского удостоверения согрела прохладой "ламинанта" мою ладонь. И можно, кажется, ехать. Вот так сесть за руль своего автомобиля и двигаться среди этого постоянно движущегося, такого жутко пугающего потока. Страшно. Не будет теперь рядом инструктора... И тогда я сказала себе: "Ты все знаешь сама. Садись и поезжай. Без помощников и подсказчиков". Садилась и ехала. Выезжала пораньше, выбирая маршрут попроще, поменьше левых поворотов. Ехала по первому ряду, плетясь в хвосте какого-нибудь автобуса, ползущего еще медленнее моей старенькой "Тойоты". Терпеливо выжидала, когда он отползет от остановки, чтобы лишний раз не перестраиваться и не вздрагивать от криков хозяев крутых "Лэнд Краузеров": "Куда лезешь? На телеге тебе ездить!" - и сигналящих тебе от нетерпения.
Я училась. Училась водить, училась следить за дорогой. Училась сдерживать злость на этих "асов"-водителей, которые, похоже, родились за рулем. Училась быть спокойной, чтобы не совершать ошибок. Чтобы не раздражать мужчин-водителей, сняла со стекла букву "У" и не стала цеплять ни "лист зеленый" , ни "туфлю". Только с недавних пор стала вот замечать, что и меня стали раздражать... хамы на дороге. Ну, не могу я понять своей женской логикой, почему считается нормой сигналить нетерпеливо у светофора, как только загорится желтый свет. Почему считается высшим шиком "подрезать" перед самым бампером моего автомобиля? Или сигналить "уступи дорогу" , видя, что мне деваться некуда? Это они так показывают свое превосходство? Тогда почему им не нравится, когда "молодая девчонка за рулем какого-нибудь джипа" делает то же самое. Она просто "играет" по их правилам. Только делает она это осторожнее, женственнее.
Не спорю, и по вине "автоледи" случаются ДТП. Но взгляните правде в глаза, что это за ДТП? Фонарь разбит или бампер поцарапан. Вот и ГИБДД это подтверждает. Лидерство в печальной статистике занимаем не мы, а водители-лихачи 20-25 лет, на долю которых приходится более 60 процентов происшествий на дорогах. Так за что такая нелюбовь к женщине за рулем? Почему нам отказывают в праве любить то, что любят мужчины?
Мы тоже любим наши "ласточки" за то, что дают они нам свободу, возможность везде успеть. Уже исчезли комплексы и страхи. И руль стал послушным и повинуется легкому движению руки, которую, к слову сказать, больше не надо вытирать поминутно о колено. И больше не меняешь "шпильки" на тапочки, всякий раз садясь в машину. А маршрут выбираешь покороче, пусть и сложнее. И не холодеет в груди от одной мысли: "Скоро стемнеет, а тут как назло дождь". И, оказывается, ездить по дороге зимой проще, чем ходить - четыре колеса устойчивее, чем две ноги. А ведь совсем недавно даже представить себе такое страшно было. И уже подумываешь: "А не пора ли поменять свою старенькую машину?". Жалко, правда, с ней расставаться...