Перейти к основному содержанию

Главная      68 МИНУТ ЦИРИЛА СВОБОДЫ

68 МИНУТ ЦИРИЛА СВОБОДЫ

О ЧЕМ ПИСАЛИ "ИЗВЕСТИЯ" В ЭТОТ ДЕНЬ В 1977 ГОДУ

Неужели Голливуд упустил эту историю? Неужели чешское кино упустило эту историю? Хорошо, хоть "Известия" не упустили. И рассказали - в материале своего собкора в Чехословакии Г. Устинова.

Цирил Свобода, пятикратный чемпион Чехословакии по автогонкам, в 1977 году заканчивал спортивную карьеру. На излете ее возникла ситуация, в которой по всем законам сюжета в один узел увязалось все: и гонки, и чемпионство, и самая оправданная в жизни цель. В больнице чешского города Градец Кралове предстояла сложная хирургическая операция. Сложность была не только в самой операции, но и в том, что "отделенную скальпелем живую ткань требовалось без промедления доставить по двум адресам: в экспериментальное отделение известной столичной (пражской. - Ред.) больницы на Карловой площади и в Институт микробиологии, чтобы изготовить вакцину". Вопрос решался бы без проблем, если бы удалось задействовать авиацию. Но - нелетная погода. И врачи обратились к тому единственному человеку, чье мастерство за рулем наверняка гарантировало успех. - к лучшему в стране автогонщику. "Автомобильная инспекция пообещала ускорить путь, устроить "зеленую улицу" на всем его протяжении. "Фиат" гонщика был оборудован световыми и звуковыми сигналами. На капоте вместо стартового номера ярко выписали белый круг с красным крестом. Вслед за Цирилом ехал его давний товарищ, пражский таксист Вацлав Гавелка, который должен был продолжить эстафету, если бы с первой машиной произошло что-либо непредвиденное. Вот то, чего они опасались с самого начала, - дорожное происшествие прямо у них на пути.

Люди, машины... Но автоинспекция уже действовала. Свобода проскочил вперед (...). И снова на спидометре 170 километров. Впереди виднеется Прага. На окраине города милиция сделала все, что смогла. Однако ближе к центру - обычное дневное столпотворение: машины, автобусы, люди. До столицы они доехали всего за 43 минуты, но тут можно все растерять. Немыслимые виражи, гонка по трамвайным рельсам и, наконец, снова запланированная "зеленая улица". Через 68 минут самый трудный рейс Цирила Свободы был закончен.

Когда он передал в больницу и институт свой редкий груз и вышел из машины, ноги у него подкашивались, а голова кружилась. "Ноги - от усталости, а голова - от счастья", - сказал он мне".

...Небольшое послесловие. Лев Михайлович Шугуров, известный автомобильный обозреватель, которому мы позвонили, чтобы уточнить некоторые подробности этой истории, как оказалось, помнит Цирила Свободу. По словам Льва Михайловича. Свобода в автомобильном мире был известен не только как великолепный раллист. Уйдя из большого спорта, он профессионально занялся пожарно-спасательным обеспечением автогонок. Свобода сделал специальный автомобиль, на котором имелись пожарное оборудование, гидравлические ножницы, комплекты для первой медицинской помощи... Автомобиль сопровождал гонку, а если случалась авария - Свобода на нем вырывался вперед к месту происшествия. Сейчас спасательные работы организованы иначе, тогда же это было почти "ноу-хау". В качестве спасателя Свобода обслуживал, в частности, гонки на Кубок дружбы социалистических стран - тогда Лев Михайлович его и запомнил: чуть выше среднего роста, поджарый, с редеющими волосами, грубоватым лицом. Было Цирилу Свободе тогда лет 55. На гонку он пригнал две свои спасательные машины, одну вел сам, вторую - жена.

С 1990 года гонки на Кубок дружбы соцстран не проводятся, так что, как сложилась дальнейшая судьба Цирила Свободы, собеседник не знал.