АВТОСТОПНЫЙ БЛЮЗ
Когда-то, давным-давно, когда я была юна, наивна и считала себя неформалкой, мы с друзьями любили ходить по трассе. Автостопом или "стопой", как говорили мы. И вот в минувшие выходные пришлось вспомнить былые навыки.
Уездный город N
Мы с другом решили съездить в гости к его родственникам в славный райцентр Сычевка Смоленской области. О самом городке распространяться не буду - каждый, кто хоть раз в жизни бывал в уездных городах средней полосы России сможет себе его представить: танк на постаменте при въезде, россыпь изб за высокими заборами, трехэтажные "высотки" в количестве трех (кажется) штук, клуб с колоннами при входе, разваливающийся кинотеатр, доска почета на главной (и единственной площади) перед местной управой и почти полное отсутствие транспортной связи с внешним миром. Это нас и "сгубило": как оказалось, выехать утром из Сычевки цивилизованным способом, не имея собственной машины, практически невозможно. Ждать автобуса несколько часов нам не хотелось. А тут еще, как назло, дождь пошел. В общем, мы решили: "Идем на трассу!" И ни дождь, ни слякоть нас остановить не смогли...
Юра с "девяткой"
Первой попуткой, которая подобрала нас в паре-тройке километров от города, стала старая, раздолбанная "девятка". Водитель Юра - тридцатилетний житель Вязьмы, возвращающийся домой после того, как отвез жену с детьми в деревню - согласился довезти нас до Минского шоссе...
Если бы мы знали, на что соглашаемся, прошли бы все 80 километров пешком! Ошалев от неожиданной свободы, Юра выжимал из своей "старушки" все, что мог. Представляете, картинку: дождь как из ведра, скользкая двухполосная дорога районного масштаба с колдобинами и ямами. И по этой самой дороге со скоростью от 100 до 150 километров в час "летит" "девятка" со сломанными дворниками, "во-он то "Вольво" догоняет". Как оказалось, импровизированные автогонки между Сычевкой и Вязьмой - дело обычное. Местные жители таким образом недостающую порцию адреналина получают. "А что такого? Почему бы с ветерком не прокатиться? Я на этой дороге, можно сказать, каждую ямку знаю!" - удивился Юра, когда я спросила часто ли он ТАК ездит.
Впрочем, в поездке с лихачем Юрой был свой плюс - на трассе мы были минут через сорок, если не меньше.
Минское шоссе - одна из главных транспортных магистралей России. Оно идет из Москвы в западную Европу. По федеральной классификации "Минке" присвоено имя М-1, по европейской Е-30. Машины - и легковые, и грузовые -несутся по ней днем и ночью. "Минка" - одна из самых загруженных автодорог нашей страны.
На этой трассе всего в 225 километрах от Москвы мы застряли на час. Впрочем, водителей личных авто можно понять: мокрые, грязные "стопщики" явно не вызывали у них никакого доверия. Дальнобойщики, возможно, и взяли бы нас, но... как правило, они ездят по двое
- места в кабинах грузовиков для нас с другом просто не оставалось.
Медленно брели мы вдоль обочины, голосуя, а мимо стремительно проносились машины... И вдруг (я даже не поверила своим глазам) впереди затормозил "Мерседес" исполинских размеров - над двумя продрогшими россиянами сжалился польский дальнобойщик.
Заграница нам поможет
Грузовой "Мере", скажу я вам, это что-то неописуемое! Из его кабины самый "навороченный" джип кажется горбатым "Запорожцем". Но больше всего меня поразило, как он оборудован средствами связи. В машине оказалось два мобильника, рация и телефон спутниковой связи. Как пояснил наш "хозяин" Анджей, "без хорошей связи в дороге никак, вдруг что случится
- как я тогда помощь вызову?"
Анджей живет в небольшом польском городке (название, хоть убейте, повторить не смогу!), что в 80 километрах от белорусской границы. В дальнобойщиках "ходит" всего два года. За это время поляк объездил пол-Европы (в Россию, например, он ехал из Венгрии), но чаще всего его отправляют в Москву. Из-за хорошего знания местной специфики, наверное. До того как стать дальнобойщиком, он работал в строительной фирме, которая возводила здания в Москве и Подмосковье. "Я в вашей столице несколько лет прожил, у меня там даже любимая женщина есть, Катюша, я с ней каждый свой приезд встречаюсь. Вот и сейчас, разгружусь в "Шереметьево" и к ней поеду", - пустился в воспоминания Анджей. Его прервала ожившая рация. Пообщавшись с кем-то по-польски, дальнобойщик чертыхнулся (по-русски) и сообщил: "Мне только что сказали, что на 161 километре гаишники стоят, дань собирают".
Особенность любви к "зелени"
По словам Анджея, российские сотрудники ГИБДД для иностранных дальнобойщиков - страшная напасть: "общение" с ними стоит от 50 до 100 баксов. И попробуй не заплати! Причем, посетовал Анджей, придираются ко всему.
"Помню, остановил меня один ГИБДДешник под Москвой: "Мужик, у тебя проблемы...". Что остается делать? Достаю купюру: "Какие проблемы?". "Теперь никаких!"
В Европе прекрасно осведомлены об этой российской особенности: водителям, как рассказал Анджей, едущим в Россию, командировочные выдают "с запасом". На взятки.
Впрочем, собирая деньги с водителей, гаишники не гнушаются и российскими рублями, "снятыми" с отечественных водителей. Поэтому среди дальнобойщиков (и наших, и "импортных") очень развита взаимовыручка. Проезжая мимо "залегших в кустах" сотрудников ГИБДД, они обязательно предупредят по рации товарищей: мол, осторожнее, стоит, ждет...
Для Анджея на этот раз предостережение коллег было как нельзя кстати: "подбирая" нас, он, в общем-то, нарушал правила - кабина "Мерса" рассчитана на двух седоков. Брать третьего на "спальник" (полка внутри кабины, где дальнобойщики спят во время остановок) категорически запрещено. Да и средняя скорость грузовика Анджея была несколько выше дозволенных 80 километров. Самое интересное: то, что автомобиль, груженый "под завязку", движется со скоростью 90, а то и 100 километров в час было незаметно. "Мере" шел очень плавно, а из-за закрытых окон практически не было слышно шума трассы. Я в очередной раз посочувствовала нашим дальнобойщикам, вынужденным испытывать радости дороги на "КамАЗах". Каждый камешек, случайно попавший под колеса, их водители чувствуют собственным телом. Но это так, лирическое отступление.
Кстати, нам повезло. Польскую машину на всем протяжении пути не остановил не один постовой.
Беда не в дорогах
Будем справедливы. Не только работники ГИБДД любят "поживиться" за счет иностранных дальнобойщиков. "Чтобы пройти таможню быстро и без нервотрепки, я должен заплатить таможенникам, - говорит поляк. - Чтобы не ждать в Москве неделями растаможки -тоже. И ведь каждому выложи 40-50 долларов. Причем, что самое странное, никто и не скрывает, что берет взятки! Мне иногда даже кажется, что этим гордятся. В Европе, такого даже представить невозможно".
И все-таки в России, в Москве Анджею нравится. "Люди у вас хорошие, открытые. И город красивый. Я, когда груз сдам, сначала к Катюше поеду, а потом, вместе с ней, по Москве гулять. На Арбат схожу, на Красную площадь. Я ведь специально машину гнал днем и ночью, чтобы в России было время погулять".