Перейти к основному содержанию

Главная      ЕКА хочет заработать на трансфере технологий

ЕКА хочет заработать на трансфере технологий

Космические технологии должны найти широкое применение в гражданских отраслях экономики, считают эксперты Европейского космического агентства (ЕКА).

В этой связи ЕКА ставит непростую цель: космические материалы и приборы на 90% должны находить применение в обычной "земной" технике. Фирмы, которые берутся за решение этой проблемы, могут рассчитывать на кредит ЕКА, который подлежит возвращению только после получения прибыли. При этом и само ЕКА рассчитывает на часть прибыли от реализации наработок космической науки в гражданской сфере. "Если кто-либо с помощью наших технологий станет вторым Биллом Гейтсом, ЕКА должно получить свою долю", - заявил руководитель программы трансферта технологий ЕКА Пьер Бриссон.

15 лет назад, когда ЕКА предприняло первые шаги по трансферту космических технологий, разработчики не спешили делиться своим высокотехнологичными продуктами. Сегодня же ежегодно ЕКА поддерживает от 30 до 50 подобных проектов с совокупным бюджетом в 6 млн евро. А европейский пул экспертов по вопросам адаптации космических технологий к "земным" потребностям оценивается в 63 тыс. человек.

Мощный импульс этому процессу придал конгресс представителей космической отрасли и автомобилестроения, который состоялся в ноябре 2002 года в южногерманском Дармштадте, где расположен Центр управления космическими полетами ЕКА.

Наиболее перспективными сферами применения космических ноу-хау, помимо автомобилестроения, эксперты называют машиностроение и производство медицинского оборудования. В частности, здесь уже нашли применение жаропрочные композитные материалы и датчики, используемые при создании космических аппаратов.

Трансферт космических технологий - задача противоречивая. Ученым и инженерам необходимо соединить воедино две противоположности. В космической сфере материал или прибор разрабатывается для одноразового использования с высокой степенью надежности. И цена его является соответственно высокой. А в массовом производстве требуются дешевые и надежные компоненты для длительного применения.

"Естественно, космическая отрасль создала немало прекрасных материалов и приборов для работы за пределами земной атмосферы, - заявил представитель БМВ Райнер Хоппшток. - Однако для нас важна прежде всего возможность их оплатить".

Не случайно космические технологии пока используются в первую очередь в престижных автогонках "Формулы-1", где затраты не играют определяющей роли. И лишь потом они в "удешевленном" варианте приходят в серийное автомобилестроение.