Перейти к основному содержанию

Главная      НОСТАЛЬГИЯ ПО БУДУЩЕМУ

НОСТАЛЬГИЯ ПО БУДУЩЕМУ

27-28 мая в столице Азербайджанской Республики г. Баку прошло очередное XXII заседание Межправительственного совета дорожников СНГ. Руководители дорожных отраслей дружественных государств совместно с учеными профильных институтов проанализировали состояние автомобильных дорог, образующих, по сути, единую транспортную сеть всего экономического пространства стран содружества. Цель этого анализа очевидна: сделать сегодняшние дороги по качеству, пропускной способности, износостойкости дорогами завтрашнего дня. Поэтому обсуждение насущных вопросов носило ностальгический характер - чувствовалась тоска по неосуществленному.

СОЛНЕЧНОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО

Место заседаний МСД определяется инициативой отраслевого руководства государств. На этот раз желание принять у себя дорожников СНГ изъявили коллеги из Азербайджана. Основанием для этого, кроме традиционного гостеприимства, послужило то, что республика расположена на стыке крупнейших рынков Европы, Азии и Ближнего Востока. По ее территории проходил в древности самый разветвленный и потому наиболее оживленный участок возрожденного в наши дни Великого шелкового пути. Реконструкцию очередного отрезка этой автострады Аляты - Кази-Магомед (46,6 км) дорожники Азербайджана завершили незадолго до описываемого мероприятия. Движение по нему открывал Президент страны Ильхам Алиев. Так что, повторюсь, хозяевам было еще что, кроме гостеприимства, продемонстрировать участникам заседания МСД.

Однако и радушие стоит того, чтобы не оставлять его без внимания. Мы часто сосредотачиваем внимание на делах, приоритетно на успешных, и обходим вниманием людей. Достижения оказываются безымянными. Руководители дорожно-транспортной администрации принимающей стороны исключили такой подход. Почин сделал Министр транспорта Азербайджанской Республики Зия Мамедов. Во вступительном слове заседания Межправительственного совета дорожников, он рассказал не только о ходе возрождения азербайджанского участка Великого шелкового пути, но и об инициаторе этого грандиозного дела - национальном лидере государства Гейдаре Алиевиче Алиеве, сумевшем созвать в Баку в сентябре 1998 года Международную конференцию по налаживанию торговых связей между государствами Европы и Азии. В ней приняли участие президенты 32 стран. Ими и было принято решение о возрождении Великого шелкового пути.

~ Гейдар Алиевич, - сказал Мамедов, -привлек в Азербайджан инвесторов, взявшихся кредитовать предстоящие работы.

Гости изъявили желание почтить память этого выдающегося человека. Радушные хозяева предоставили им возможность посетить его могилу и возложить на нее цветы.

Радушие - это ведь не только внимание к гостям, но еще и открытость в общении с ними. И Зия Мамедов, говоря о завершенности формирования дорожной сети Азербайджана - все города, поселки и даже места отдыха граждан республики соединены автодорогами - не стал ничего преукрашивать, не скрыл их недостатки. Его заместитель, начальник департамента "Дортранссервис" Джавид Гурбанов определил это строкой великого азербайджанского поэта Низами: "Мы закрыли на ключ криводушия дверь".

Здесь уместно будет сказать еще вот о чем: дорожники Азербайджана пристрастны к искусству. Это проявилось в концертах, организованных для участников заседания МСД. Перед ними выступили лучшие музыканты, певцы, танцоры республики. Об их мастерстве и творческом потенциале можно судить по такому факту. В работе заседания МСД с азербайджанской стороны приняла участие ветеран дорожного дела Шафига Гочулу. Автомобильные дороги Алят - Гази-Мамед, Халдан - Шеки, Килязи - Алтьюгадж, Шемаха - Падарчол, Товуз - Апибейян, Барда - Истису - ее проектные работы. Удивительно, не правда ли? Трудовой путь Шафиги ханум восхитил заместителя председателя МСД, руководителя секретариата Бури Каримова, известного поэта, и он написал о ней стихотворение, которое и прочитал на вечернем концерте и даже напел повторяющуюся строчку: "Шафига, Шафига..." Музыканты тут же подхватили ее и почти экспромтом сделали стихотворение песней, и тут же исполнили ее...

Написал об этом и подумал: а стоило ли? Стоило! Свободное время - величина социальная. Хлеб добываем в поте лица, а освобождаемся для... саморазвития. Как же это - побывать в соседней стране и не освободиться от дел, хотя бы ненадолго, для познания ее национальных особенностей в музыке, песнях, танцах. А еще - увидеть памятники многовекового зодчества: Азербайджан - древняя страна. Спасибо за гостеприимство, Джавид Гамбар оглы! За то, что обогатили нас всех непреходящими национальными ценностями вашего народа -музыкой, песнями, танцами. И солнечным гостеприимством.

ДЕЛУ - ВРЕМЯ

Повестка заседания Межправительственного совета дорожников была актуальной. Намерения сделать сегодняшние дороги дорогами завтрашнего дня не вполне получают финансовое обеспечение. Потому и стал стержневым для Содружества независимых государств вопрос об организационном развитии и финансировании дорожного хозяйства. С докладом на эту тему выступил первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь - директор департамента "Белавтодор" , кандидат технических наук Александр Васильевич Минин.

- В Республике Беларусь государственная дорожная политика базируется на следующих основных принципах: 1. Автомобильные дороги являются общественным достоянием, средством централизации государства, которое и несет основную ответственность за финансирование их содержания и развития. 2. Пользователи автомобильных дорог должны возмещать обществу и государству издержки, связанные с их строительством и поддержанием в состоянии, необходимом для проезда автотранспорта. 3. Все виды дорожных работ осуществляются субъектами хозяйствования различных форм собственности на конкурсной основе при четком определении обязанностей органов управления (заказчика) и подрядчика. 4. Все осуществляемые программы, используемые средства и результаты деятельности в дорожном хозяйстве открыты для правительства, парламента, пользователей дорог и общества в целом.

Республиканские дороги находятся на балансе 7 республиканских унитарных предприятий - "Автодоров" , которые выступают заказчиками работ по их содержанию, ремонту, реконструкции и строительству и находятся в непосредственном подчинении департамента "Белавтодор". Местные автомобильные дороги относятся к коммунальной форме собственности и находятся на балансе 6 коммунальных унитарных предприятий - "Облдорстроев". Эти организации являются заказчиками работ на местных дорогах и находятся в ведении областных органов исполнительной власти.

Данные ежегодной диагностики состояния сети дорог свидетельствуют о складывающейся тенденции снижения основных транспортно-эксплуатационных параметров, прежде всего несущей способности и ровности дорожных покрытий. Из многочисленных факторов, влияющих на это, следует выделить, как основные, два. Первый - недостаточно контролируемый проезд тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов. Второй - финансовое обеспечение дорожной деятельности. В условиях дефицита финансовых средств мы все же постоянно работаем над реализацией Протокола о международных автомобильных дорогах СНГ, Соглашения о межгосударственных автомагистралях, разрабатываем проект Государственной программы "Дороги Беларуси" на период 2006-2015 гг., в которой особое место отводится развитию магистральных дорог с высокой интенсивностью движения транспорта с учетом обеспечения пропуска по ним автотранспортных средств с нагрузкой 11,5 тонн на одиночную ось.

ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ

Финансовое обеспечение дорожной отрасли осуществляется в соответствии с принятым в 1991 году Законом "О дорожных фондах в Республике Беларусь". В 2003 году в республиканский и местные дорожные фонды поступили финансовые средства в объеме 384 млн долларов США, 264 млн - в республиканский, 120 млн - в местные. Основными источниками формирования республиканского дорожного фонда являются налоге продаж автомобильного топлива (50%), налог с пользователей автомобильных дорог- 1% выручки от реализации продукции, работ, услуг и 0,5% для сельхозпредприятий - (36%), налог на приобретение автотранспортных средств (3%), плата за проезд по платным дорогам (8%), сбор за проезд автотранспорта иностранных государств по дорогам общего пользования (1,2%), плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по республиканским дорогам (1%)... (Заметим здесь: опыт Беларуси важен, так как не во всех странах СНГ имеются дорожные фонды и источники их формирования вызвали понятный интерес.)

В условиях ограниченной обеспеченности республиканского дорожного хозяйства финансовыми ресурсами департамент "Белавтодор" ведет строгий контроль за экономным и целевым расходованием средств республиканского дорожного фонда. Этим удается в какой-то степени влиять на инфляционную составляющую стоимости дорожных работ: за 2003 год она составила 23%, хотя цены на потребительские товары выросли на 25% и на продукцию производственно-технического назначения -на 31%.

Департамент - подчеркнем это - "присматривает" за ценами на материалы, изделия и конструкции предприятий отрасли, благодаря чему подешевели барьерные ограждения из черного металла, мастика, нерудные материалы и ряд других, что привело к снижению стоимости выполненных работ на сумму около 2,5 млн долларов США.

И все же проблема обеспечения устойчивого финансирования дорожного хозяйства остается: нужны новые источники дорожных фондов, объективно отражающих зависимость их размера от степени воздействия транспортного средства на износ автомобильной дороги. Так, повышение ставки налога с продаж автомобильного топлива, как это сделали наши польские коллеги, позволило бы в значительной мере улучшить финансовое состояние дорожной отрасли. Еще ресурс: владельцы иностранных транспортных средств практически не участвуют в возмещении износа дорог, по которым осуществляют международные перевозки. Поэтому мы будем инициировать внесение соответствующих изменений в действующее законодательство...

Состояние дел в дорожном хозяйстве Беларуси побудило участников совещания к обмену информацией по затронутым вопросам. Сама собой возникла проблема, связанная с распространением накопленного опыта. Журнал "Автомобильные дороги" разве не служит этому?

Вел заседание сопредседатель МСД, начальник департамента "Дортранссервис" Джавид Гурбанов. Назовем здесь и еще одно важное мероприятие, прошедшее в рамках заседания - научно-практическую конференцию "Совершенствование нормативно-правового обеспечения межгосударственного сотрудничества в области автомобильных дорог".

Следующее заседание МСД состоится осенью в Казахстане.