Перейти к основному содержанию

Главная      ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ДЕЛАМ ОБ УГОНАХ И КРАЖАХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ДЕЛАМ ОБ УГОНАХ И КРАЖАХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Пермский филиал "Академии права и управления"

По делам об угонах и кражах автотранспортных средств следователь в соответствии со ст. 195 УПК РФ, признав необходимым назначение судебной экспертизы, выносит об этом постановление (об использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве, ремесле). От своевременности и правильности назначения судебных экспертиз нередко зависят результаты расследования. Анализ следственной практики показывает, что по делам о преступлениях, связанных с угоном автотранспортных средств, наиболее распространены следующие виды экспертизы: трасологическая, химическая и автотехническая. Кроме того, иногда возникает необходимость в проведении и других экспертиз (товароведческой, технологической, физико-технической и т. д.). По делу могут быть назначены одна или несколько судебных экспертиз, либо комплексная судебная экспертиза. Обратимся к примеру.

Из гаража пригородного совхоза неизвестные лица угнали грузовой автомобиль ЗИЛ-164. При осмотре места происшествия установлено, что преступники подъехали к гаражу на легковом автомобиле и проникли в гараж, разбив оконное стекло. На осколках выявлены отпечатки пальцев рук и бурые пятна, похожие на кровь.

В ту же ночь на шоссе был обнаружен травмированный К., который, не приходя в сознание, скончался в больнице. Угнанный автомобиль удалось разыскать на следующий день в 50 км от совхоза. При осмотре выявлено, что у автомобиля деформирован передний крюк борта. На крюке обнаружено бурое пятно, похожее на кровь, и ворсинки темного цвета.

Следователь выдвинул версию, что угон автомобиля ЗИЛ-164 связан с наездом на потерпевшего К. Для ее проверки были назначены экспертизы:

судебно-медицинская - с целью установления причины смерти К., механизма образования повреждений на его теле, исследования пятен крови, обнаруженных в гараже и на бортовом крюке угнанного автомобиля;

судебно-криминалистическая (комплексная) - с целью определения механизма образования повреждений на оконном стекле гаража, идентификации следов пальцев рук на стекле гаража и рулевом колесе автомобиля, исследования и идентификации ворсинок, изъятых с бортового крюка автомобиля и одежды потерпевшего.

Согласно заключениям судебных экспертиз смерть К. наступила в результате тяжелой черепно-мозговой травмы. Группа его крови совпала с группой крови, обнаруженной на крюке борта автомобиля. Ворсинки, изъятые с автомобиля, оказались одинаковыми по химическому составу с мехом шапки К. Следователь получил возможность объединить уголовные дела. После задержания подозреваемых он дополнительно назначил криминалистическую и судебно-медицинскую экспертизы. Их проведение позволило установить, что следы пальцев рук на оконном стекле гаража и рулевом колесе автомобиля оставлены подозреваемым П., а группа крови подозреваемого П. совпадает с группой крови, оставленной на осколках стекла, разбитого в гараже, из которого угнан автомобиль.

Таким образом, оба преступления удалось раскрыть прежде всего благодаря своевременному проведению комплекса судебных экспертиз(1).

При расследовании преступлений, связанных с угоном автотранспортных средств, назначаются и другие экспертизы. Например, по делу об угоне автомобиля ГАЗ-52 из гаража лесхоза 'Л убийстве П. проведена судебно-почерковедческая экспертиза. Ее результаты позволили изобличить несовершеннолетнего Г., оставившего на трупе сторожа записку(2).

В случае столкновения или опрокидывания угнанного автотранспортного средства назначается автотехническая экспертиза, которая включает в себя: исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, исследование технического состояния автотранспортных средств, исследование следов на транспортных средствах и места дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика), автодорожную экспертизу.

Автотехническая экспертиза дает возможность установить механизм дорожно-транспортного происшествия, действия лица, управляющего автомобилем, наличие неисправностей и т.д. Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) осуществляет проведение автотехнической экспертизы, используя фактические данные о техническом состоянии автотранспортных средств, механизме дорожно-транспортного происшествия, дорожной обстановки и действиях участников движения, а также об обстоятельствах, способствующих возникновению дорожно-транспортного происшествия. В процессе осуществления экспертизы он проводит исследование технического состояния автотранспортных средств с целью установления фактических изменений (повреждений) отдельных деталей, узлов, агрегатов, систем и дополнительного оборудования, причин, их вызвавших, в результате дорожно-транспортного происшествия или посторонних внешних воздействий (попадания различных предметов, атмосферных явлений и т.п.). Определяет сложность и характер изменений (повреждений) автотранспортных средств, возникших в результате воздействия на них различных факторов, а также технологию и методы ремонтно-восстановительных работ. Обосновывает необходимость применения специального контрольно-диагностического оборудования и приборной базы, требующихся для восстановления поврежденных транспортных средств, в соответствии с техническими требованиями и требованиями государственных и международных стандартов, а также нормативных документов заводов-изготовителей транспортных средств, действующих на момент проведения экспертизы. Устанавливает причины и время возникновения повреждений и технических неисправностей транспортных средств. Анализирует возможности обнаружения технической неисправности до момента наступления дорожно-транспортного происшествия, причинную связь между обнаруженной неисправностью (повреждением) транспортного средства и событием происшествия, а также возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия (наезда, столкновения, опрокидывания, возгорания и т.д.) при определенном техническом состоянии транспортного средства в момент происшествия и обстоятельства, связанные с техническим состоянием автотранспортного средства, которые способствовали или могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия. Исследует обстоятельства, характеризующие механизм дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы (фазы), в целях определения скорости и направления движения транспортного средства, тормозного остановочного пути, направления действия сил между столкнувшимися транспортными средствами, их взаимное положение в различные моменты дорожно-транспортного происшествия. Определяет время преодоления транспортными средствами определенных участков пути, момент возникновения опасности для движения, требующий принятия экстренных мер по предотвращению происшествия. Проводит необходимые расчеты, моделирование дорожной ситуации и эксперименты (взаимного положения транспортных средств и препятствий в момент, когда водитель имел возможность предотвратить происшествие), а также исследование действий участников дорожно-транспортного происшествия в целях установления правил поведения водителей в сложившейся дорожной обстановке для обеспечения безопасности дорожного движения (какие действия водителя по управлению транспортным средством, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами дорожного движения Российской Федерации, предотвратить дорожнотранспортное происшествие).

На основе использования технических данных и учета объективных закономерностей проводит исследование обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия для определения значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов (коэффициенты сцепления, замедления, сопротивления качению и т.д.), условий видимости и обзорности с места водителя в момент дорожно-транспортного происшествия (по данным о дорожной обстановке и результатам проведенного осмотра), обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке, перед дорожно-транспортным происшествием, которые способствовали или могли способствовать его возникновению. Определяет техническую возможность предотвращения дорожно-транспортного происшествия не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по данным, полученным расчетным путем, в том числе по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из представленных материалов. Обеспечивает научную обоснованность, полноту и доказательность проводимой автотехнической экспертизы, а также решение других вопросов, связанных с безопасностью движения и эксплуатацией транспортных средств (автотранспорта, городского электротранспорта и иных самоходных механизмов). На основе изучения отечественной и зарубежной специальной литературы, а также компьютерных баз данных проводит исследование и дает рекомендации по обоснованности исковых требований, правильности расчетов восстановительной стоимости ремонта транспортных средств, определению размера имущественного ущерба, причиненного в дорожно-транспортном происшествии.

Успешное производство судебноавтотехнической экспертизы во многом зависит от правильного оформления и полноты представляемых для исследования материалов и вещественных доказательств. В постановлении (определении) о назначении экспертизы должны быть указаны фактические исходные данные:

длина следов, оставленных колесами автотранспортного средства и их характер;

месторасположение остатков стекол, осыпавшейся грязи и т.д.;

положение автотранспортных средств, потерпевших, предметов по отношению друг к другу на месте происшествия;

данные о том, применял ли водитель экстренное торможение, и если применял, какое расстояние прошло автотранспортное средство в заторможенном состоянии до момента наезда (столкновения) или после наезда на пешехода.

При расследовании угонов автотранспортных средств, совершенных с целью использования их в дальнейшей преступной деятельности, судебные эксперты предоставляют следователю информацию, которая позволяет объединить разрозненные, на первый взгляд, действия преступников. Проанализируем наиболее типичные ситуации.

Ситуация 1. На месте угона автомобиля обнаружены следы обуви преступников; на месте совершения другого преступления (кражи, разбойного нападения, убийства) - следы обуви и следы колес автомобиля.

В данной ситуации экспертным путем можно решить: принадлежат ли одному и тому же лицу следы обуви, обнаруженные на месте угона автомобиля и на месте совершения другого преступления; идентичны ли следы колес автомобиля, оставленные на месте совершения кражи, разбойного нападения или убийства, следам колес угнанного автомобиля. Для выяснения указанных обстоятельств назначается трасологическая экспертиза.

Если следы обуви тождественны, можно предположить, что к совершению расследуемых преступлений причастно одно и то же лицо. Если следы колес, обнаруженные на месте кражи, разбойного нападения или убийства, идентичны следам колес угнанного автомобиля, напрашивается вывод об использовании его при совершении иных преступлений.

К примеру, по делу об угоне автомобиля следователь осмотрел место происшествия (сарай), обнаружил и изъял следы обуви, а также следы колес угнанного автотранспортного средства. Вскоре после угона была совершена кража из продовольственного магазина. Преступник не установлен. Около магазина найдены и зафиксированы следы обуви преступника и колес автомобиля. Эксперт-трасолог пришел к выводу, что следы колес угнанного автомобиля тождественны следам колес около магазина, как и следы обуви, обнаруженные в местах совершения угона и кражи. В дальнейшем заключение трасологической экспертизы успешно использовалось при выдвижении перспективной версии и допросе подозреваемого(3).

Протокол дорожно-транспортного происшествия обязательно дополняется планом-схемой, на котором указывается расположение обнаруженных следов; фотографирование следов транспортных средств является составной частью фотографирования места происшествия или транспортного средства. На узловых снимках необходимо запечатлеть признаки, позволяющие судить о маневре и других особенностях движения. На детальных фотоснимках фиксируются отдельные следы, отображающие общие и частные идентификационные признаки.

При детальной съемке следов колес необходимо выбирать такие участки, где наиболее полно и четко отобразилась беговая часть при полном обороте колеса. В целях избежания перспективных искажений съемку следует проводить методом линейной панорамы. Для изъятия в целях экспертного исследования выбираются участки следов колес, где наиболее полно и четко отобразились частные идентификационные признаки. Поверхностные следы фиксируются методом фотографирования, с объемных следов после их фотографирования изготавливаются гипсовые слепки.

Ситуация 2. На осколках разбитого оконного стекла гаража найдены следы пальцев рук преступников; на месте совершения краж - следы колес угнанного автомобиля; на рулевом колесе автомобиля, оставленного преступниками, - следы пальцев рук.

Трасологическая экспертиза позволяет установить: принадлежат ли одному и тому же лицу следы пальцев рук, обнаруженные в гараже и на рулевом колесе оставленного преступниками автомобиля; тождественны ли следы колес автомобиля, обнаруженные на месте совершения кражи, следам колес автотранспортного средства, оставленного преступниками.

При осмотре гаража на осколке оконного стекла найдены четкие следы пальцев рук. Около дома, из которого совершена кража, следователь обнаружил следы колес. Трасологическая экспертиза установила, что они тождественны следам колес угнанного автомобиля. Дактилоскопическая экспертиза дала заключение об идентичности следов рук, обнаруженных на месте совершения угона и на рулевом колесе угнанного автомобиля. Как оказалось, оба преступления совершил Б., ранее привлекавшийся к уголовной ответственности за квартирные кражи. В данном случае заключения экспертиз являлись важнейшим средством изобличения преступника.

Ладонная сторона пальцев и кистей рук, а также подошва ног человека покрыты гребешковой кожей и существенно отличаются от других покровных структур. Рельеф кожи рук и ног человека хорошо отображается на различных поверхностях, признакам узора свойственна ярко выраженная индивидуальность, что наряду с другими важными свойствами (восстанавливаемость, относительная неизменяемость, удобство классификации) определяет использование результатов изучения структур рельефа кожи пальцев, ладоней и стоп человека в криминалистике, судебной медицине, генетике и антропологии.

На местах происшествий нередко обнаруживаются латентные следы рук, не пригодные для дактилоскопического исследования, - нечеткие, в виде сплошного пятна, следы перчаток, следы участков рук, не содержащих папиллярные узоры (тыльной стороны пальцев и ладоней) и другие. Такие следы по экспертным оценкам составляют до 40% всех обнаруживаемых следов рук. Некоторая часть их все же подвергается криминалистическому исследованию. Для этого используются методы биологического исследования потожирового вещества, фалангометрические исследования, идентификация по особенностям перчаток, отобразившихся в следах.

По результатам исследования латентных следов рук составляется письменное заключение эксперта. Содержание и форма заключения определены Уголовно-процессуальным кодексом РФ и ведомственными инструкциями.

Заключение состоит из вводной части, исследовательской части, выводов и иллюстраций. Во вводной части указываются наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу, сведения об эксперте (экспертах), дата поступления материалов на экспертизу, основание для производства экспертизы, наименование, способ доставки и вид упаковки исследуемых объектов, ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, заявленные экспертом, результаты их рассмотрения; обстоятельства дела, имеющие существенное значение для дачи заключения; вопросы, поставленные на разрешение эксперта.

В исследовательской части описываются процесс исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам. Излагается состояние объектов экспертного исследования, примененные методы исследования, данные о литературных источниках, использовавшихся при проведении исследования, экспертная оценка результатов исследования.

Выводы эксперта излагаются в виде ответов на поставленные вопросы. Заключение подписывается экспертом, проводившим экспертизу, что удостоверяется печатью экспертного учреждения. К заключению прилагаются фототаблицы с изображениями следов и экспериментальных отпечатков пальцев и(или) ладоней рук, при идентификации снимки сопровождаются разметкой совпадающих особенностей.

Заключение и приложения к нему составляются в двух экземплярах, один из которых направляется органу, назначившему экспертизу, а другой остается в экспертном учреждении. При производстве экспертизы в суде результаты ее оформляются по таким же правилам. В случае недостаточной ясности или полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, поручаемая другому эксперту или экспертам.

Ситуация 3. На оконном стекле гаража, из которого угнан автомобиль, обнаружены пятна крови, на дверях - глубокая вмятина; около магазина, из которого совершена кража, найдены следы колес автомобиля, на дверях магазина - вмятина, похожая на обнаруженную в гараже; при обыске у подозреваемого изъят лом; около найденного в лесу тайника, где были спрятаны похищенные ценности, выявлены и изъяты следы колес автомобиля и обуви преступников; с сиденья оставленного преступниками автомобиля изъяты волокна ткани.

Назначение судебных экспертиз в этой ситуации позволяет установить: совпадает ли группа крови подозреваемого с группой крови, обнаруженной на месте происшествия; тождественны ли следы колес автомобиля на месте совершения кражи следам колес около тайника, а также следам колес конкретного автомобиля; сделаны ли вмятины на дверях магазина и гаража ломом, изъятым у подозреваемого; оставлены ли следы, обнаруженные около тайника обувью, изъятой при обыске в квартире подозреваемого; тождественны ли волокна ткани, обнаруженные на сиденье автомобиля, волокнам ткани одежды, изъятой у подозреваемых.

Эффективность использования специальных знаний путем проведения судебных экспертиз при расследовании преступлений обусловлена наличием как идентифицирующих, так и идентифицируемых объектов в их совокупности.

Одна из важных задач доказывания по уголовному делу - это установление характера и размера ущерба, причиненного преступлением (ст. 73 УПК РФ). По делам об угонах автотранспортных средств имущественный ущерб может быть причинен вследствие дорожно-транспортного происшествия, разукомплектования автомобиля, хищения инструментов, отдельных деталей и т.д. Размер ущерба обычно складывается из стоимости поврежденных деталей (узлов) автомобиля и восстановительного ремонта. Этот размер определяют компетентные работники станций технического обслуживания автомобилей (спецавтоцентров). В смете (калькуляции) подробно перечисляются подлежащие замене или ремонту детали, указываются соответствующие параграфы действующих прейскурантов на автомобили, запасные части и принадлежности к ним.

Размер имущественного ущерба можно установить путем назначения и производства судебно-товароведческой или технологической экспертизы. Перед экспертом целесообразно поставить вопросы: каковы характер и объем повреждений автомобиля, полно ли отражены повреждения автомобиля в смете (калькуляции) на восстановительный ремонт, правильно ли составлен наряд-заказ на ремонт автомобиля, соответствуют ли действующим прейскурантам указанные в смете и наряде-заказе цены на запасные части, детали и принадлежности автомобиля, а также расценки на его ремонт.

Оценка экспертного заключения и определение его значимости в совокупности с другими доказательствами по делу - завершающий этап работы следователя. Экспертное заключение, являясь судебным доказательством, оценивается следователем наравне с другими фактическими данными.

Судебные экспертизы выполняются в специализированных экспертных учреждениях, относящихся к системам министерств юстиции, внутренних дел, здравоохранения, обороны, службы федеральной безопасности Российской Федерации. Несмотря на разветвленную сеть экспертных учреждений и наличие в них значительного количества специалистов различного профиля, они все же не могут в полной мере удовлетворить потребности следственных органов в проведении экспертных исследований.

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения или сомнений в его правильности, а также, если установлены некомпетентность эксперта, нарушение уголовно-процессуального закона, выход за пределы компетентности эксперта, противоречия между выводами эксперта и другими доказательствами. Нередко первичные, а также вторичные экспертизы являются комиссионными, то есть выполняются несколькими экспертами одной специальности. Разновидностью комиссионных являются комплексные экспертизы. В состав комиссий в этом случае входят эксперты различных специальностей, которые совместно решают один и тот же вопрос (вопросы).

Назначение экспертизы по делам об угонах и кражах автотранспортных средств, как и любое другое следственное действие, начинается с подготовки. Она во многом обусловлена криминалистической характеристикой соответствующего вида преступления, результатом анализа всех обстоятельств дела, выдвинутыми версиями, методикой расследования, а также научным уровнем развития конкретного вида экспертизы. Подготовка к экспертизе включает:

а) подготовку объекта исследования;

б) получение сравнительных образцов (проб) в случае проведения идентификационной экспертизы и иных материалов;

в) формулирование вопросов эксперту;

г) определение последовательности назначения экспертиз и выбор экспертного учреждения или эксперта;

д) вынесение постановления (определения - для суда) о назначении экспертизы.

Заключение эксперта, как правило, состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

Во вводной части заключения указываются:

экспертное учреждение; уголовное дело, по которому проводится экспертиза; орган, назначивший экспертизу; даты представления материалов и дачи заключения; вопросы; перечень полученных материалов и состояние упаковки; данные об эксперте (должность, специальность, ученая степень, звание, экспертный стаж); кто присутствовал при проведении экспертизы. Эксперт может по своей инициативе поставить дополнительный вопрос (он также указывается во вводной части) и привести соответствующую аргументацию полученных результатов.

Выводы эксперта должны быть обоснованными, понятными для всех участников процесса и содержать прямые ответы на поставленные вопросы.

По форме выводы могут быть однозначными или альтернативными, условными или безусловными, утвердительными или отрицательными. Они могут излагаться в категорической или вероятной форме.

Оценка заключения эксперта как доказательства осуществляется следователем (судом) на общих основаниях. В ходе ознакомления с заключением выясняются следующие вопросы: достаточно ли представленных материалов, удовлетворены ли запросы эксперта, полно и объективно ли исследовались представленные материалы, достаточно ли эффективны примененные при исследовании методики, на все ли вопросы получены ответы и соответствуют ли они установленным результатам. Далее следователь (суд) сопоставляет выводы эксперта с другими собранными по делу доказательствами, определяет место и значение каждого установленного факта в системе доказательств и оценивает заключение в целом.

***

1 Архив суда Пермского района Пермской области за 1980 год.

2 Архив Чусовского городского суда Пермской области за 2001 год.

3 Архив Гойского районного суда Оренбургской области за 1999 год.