Перейти к основному содержанию

Главная      ДАЖЕ НЕСЧАСТЛИВЫЙ "ДАКАР" СТАЛ ДЛЯ НАС СЕРЕБРЯНЫМ

ДАЖЕ НЕСЧАСТЛИВЫЙ "ДАКАР" СТАЛ ДЛЯ НАС СЕРЕБРЯНЫМ

Вчера в столице Сенегала финишировал 29-й ралли-рейд "Дакар", второе место в котором в классе грузовиков занял российский экипаж КамАЗа в составе Ильгизара Мардеева, Айдара Беляева и Эдуарда Николаева.

ДИКИЙ НРАВ МАРАФОНА

Несколько штрихов к портрету этой сложнейшей гонки: 185 легковых автомобилей, 245 мотоциклов и 85 грузовиков, трасса, проложенная одним из самых опытных участников "Дакара" и неоднократным его победителем Пьером Лартигом, 15 этапов, на каждом из которых каравану приходилось преодолевать несколько сотен непростых километров, один день отдыха, посвященный восстановлению техники... Выдержали это испытание от силы пятьдесят процентов тех, кто вышел на старт в Лиссабоне. Из россиян, бросивших вызов самому знаменитому внедорожному ралли-рейду, до финиша добралась тоже почти половина. В спортивном режиме в Дакар прибыли легковые автомобили Сергея Шмакова, Леонида Новицкого, Павла Логинова и Ярослава Соловьева, грузовики Ильгизара Мардеева и Сергея Решетникова. Не сбылись надежды на подиум у берегов Розового озера мотоциклиста Павла Федорова, Алексея Беркута, Андрея Иванова и Бориса Букатова. Но, пожалуй, больше всего не хватало в столице Сенегала КамАЗа Владимира Чагина, Семена Якубова и Сергея Савостина.

На "Дакаре" может случиться все что угодно и когда угодно, поэтому начеку нужно быть до последних километров и даже метров дистанции. Нынешний марафон продемонстрировал свой дикий нрав на все 100 процентов: лидировавшие в трех категориях Владимир Чагин, Гинель Де Вильерс и Марк Кома до Дакара не доехали...

ГРУЗОВИКИ - ОТКРЫТЫЙ КЛАСС

Сначала - техническая предыстория, без которой, на мой взгляд, невозможно понять масштаб нынешнего достижения КамАЗов. Прошлым летом я встретилась с бывшими тогда проездом в Москве из Парижа с совещания по проблемам технического регламента Якубовым, Чагиным и Фирдаусом Кабировым. Обычно бодрый и оптимистичный, Семен Семенович Якубов выглядел мрачнее тучи. Как выяснилось, организаторы ралли-рейда поставили класс грузовиков в слишком уж непростые условия.

Вся каша заварилась из-за того, что оказалось под вопросом участие в гонке автомобилей DAF команды семейства Де Рой. Причина - несоответствие регламенту многих деталей и узлов этих грузовиков, что отдаляло их от серийных машин и максимально приближало к спортпрототипам. Официально об этом было объявлено в сентябре 2006-го. Но еще в 2005-м по той же причине у Ханса Бекса, выступавшего на DAF, отобрали второе место в общем зачете. Де Роев тогда почти не проверяли, так как они не претендовали на призовые места. Однако конкуренты голландцев, прекрасно осведомленных о существующих проблемах, но демонстративно прибывших на технические проверки "Дакара"-2006 в Лиссабон, были уверены, что тем все-таки удастся продавить свое участие в африканском рейде. Тогда не вышло. Не смогли руководители гонки пойти на открытый конфликт со всеми "недафовскими" командами. Однако на следующем "Дакаре" организаторы очень хотели видеть у себя DAF, видимо, полагая, что бесшабашный Герардус Де Рой сможет потеснить с лидирующих позиций семикратных победителей супергонки пилотов КамАЗа, и ради этого предложили ввести своего рода класс грузовиков-прототипов. Ничего подобного нет ни в категории мотоциклов, где много лет на вершине КТМ, ни в категории легковых автомобилей, в котором на гегемонию "Мицубиси" и скромные попытки "Фольксвагена" и БМВ отодвинуть японских автостроителей от руля "Дакара" хозяева гонки смотрят снисходительно.Все месяцы до старта "Дакара"-2007 поклонников КамАЗа и сторонников четкого следования техническому регламенту, без которого в автоспорте воцарится анархия, преследовала тревога.

- Технический комиссар по грузовым автомобилям Фабьен Кальве прямо сказал нам: дескать, мужики, вы же знаете, что я у каждой машины всегда найду проблемы и "срежу" вас с гонки, если вы не согласитесь со всеми предложениями. Для нас это было как обухом по голове, - рассказывал победитель "Дакара"-2005 Фирдаус Кабиров. который на старт "Дакара"-2007 не вышел из-за проблем со здоровьем. - Мы думали, что разъедемся по домам с конкретными правилами, а вместо этого всем предложили контактировать по электронной почте. И такое тут началось! TATRA и MAN тоже были против. Мол, что это за прототипы такие? Нужна серийность, а не ситуация, когда каждый изобретает черт знает что. У DAF еще никогда не было полноприводных автомобилей с независимой подвеской всех четырех колес и какое же они имеют право на таком грузовике в "Дакаре" выступать? Когда же началось конкретное обсуждение новых требований, потому что хоть какие-то технические рамки все-таки необходимо было обозначить, выяснилось, что сделать это фактически невозможно. Организаторы сломались под таким натиском и решили в этом году ничего не менять.

Тем не менее класс грузовиков на "Дакаре"-2007 стал, можно сказать, открытым, поскольку и нелегальный DAF образца 2006 года, и нынешний GINAF, а это дочерний завод DAF, тоже стояли на старте вместе со всеми. "КАМАЗ-Мастер" отправился в путь практически на таком же автомобиле, что и в 2006-м, но, естественно, усовершенствованном, более технологичном, с упрощенным доступом к агрегатам, дабы в условиях гонки можно было быстрее отремонтировать машину. "Посмотрим, кому улыбнется удача", - сказал перед стартом Якубов.

АВАРИЯ ЧАГИНА

Начало "Дакара"-2007 оказалось для первого экипажа "КАМАЗ-Мастер", пятикратных победителей ралли-рейда Чагина, Якубова и Сергея Савостина удачным. К тому же не оправдались слова Якубова о том, что сегодня 20 - 30 грузовиков могут реально претендовать на победу. После двух этапов по португальской земле стало ясно: на сей раз соперничать за лидерство будут Чагин и голландец Ханс Стейси на MAN. Почти сразу выбыл из претендентов на высокий результат голландец Ханс Беке, были сложности у Томаша Томечека на TATRA. Йоханнеса Де Роя на пресловутом GINAF тоже с первого дня преследовали поломки, и в итоге он схлопотал многочасовой штраф. Окончательно, как тогда казалось, сформировалась пара кандидатов на победу Чагин - Стейси после схода с дистанции амбициозного Герардуса Де Роя. Удивительно, но, несмотря на обилие специальных тренировок и тестов в Марокко, хваленый GINAF оказался не в состоянии пройти гонку до конца. Сердце грузовика - мотор - грелся так, что плавились цилиндры!

Первые два африканских этапа - Надор - Эр-Рашидия и вдвое более длинный Эр-Рашидия - Варзазат, - казалось, окончательно утвердили болельщиков в мысли о том, что в 2007-м Стейси будет хотя и опасным, но все-таки не конкурентом, а преследователем Чагина. Стейси и Де Рой-младший взвинтили темп до предела, но мастерство Чагина и кропотливая работа команды над ходовой частью КамАЗа позволили россиянам выиграть оба этих этапа и довести свое преимущество до 20 минут.

И тут доселе благосклонный к россиянам "Дакар" взбрыкнул. Все перевернул 5-й этап. Поломка топливной системы, починка которой заняла около 20 минут, плюс знание того, что за допущенную накануне вынужденную ошибку - в результате полета и жесткого приземления Якубов сильно повредил руку и несколько минут КамАЗ двигался с превышением скоростного режима - последует небольшой временной штраф, заставили Чагина ехать почти на пределе. Сотни раз в карьере и десятки раз уже на этом марафоне Владимир почти вслепую обгонял джипы и грузовики, оставляющие за собой длинный пылевой шлейф, но 10 января на пути его грузовика оказалась куча камней высотой метра в три. Подброшенный вверх КамАЗ перевернулся несколько раз и упал на левый бок. Кабина искорежена, Чагин, Якубов и Савостин зажаты в ней - такую картину увидел Бекс, пришедший на помощь. Увы, "Дакар"-2007 для его лидеров был закончен. И чтобы поговорить с Чагиным, нужно было звонить уже не в Африку, а в Испанию и Германию.

- Лас-Пальмас - ближайшее к "Дакару" цивилизованное место, - рассказал он. - Здесь располагается госпиталь, в который свозят всех, кто травмировался в гонке. Провели мы в больничной палате на Канарах несколько дней, и все это время у нас не смолкали телефоны. Очень многие звонили, чтобы поддержать нас. Мы с Сергеем лишний раз убедились: то, чем мы занимаемся, нужно не только нам самим, но и заводу, стране. Конечно, мы сделаем все, чтобы поскорее вернуться в строй и еще не раз порадовать успехами тех, кто за нас болеет и переживает.

Саму аварию плохо помню. Была сплошная пыль. Неожиданно перед нами оказалась какая-то преграда, в которую мы врезались и перевернулись. От кабины практически ничего не осталось. Мы уцелели лишь благодаря отличному камазовскому каркасу безопасности.

Сразу после аварии я еще ходил, даже сам поднимался по трапу самолета, но в госпитале стало хуже и передвигаться самостоятельно уже не мог. Кости целы, но, как говорят врачи, ноги были сильно пережаты. В Берлине попал в руки квалифицированных немецких специалистов, они и поставили меня на ноги.

- Трудно, наверное, было Ильгизару Мардееву принять на себя бремя лидера "КАМАЗ-Мастер"?

- Трудно. Но такой опыт необходим, и Ильгизар справился со своей задачей.

- Первые африканские этапы вы проехали так, что многие были уверены: в этом году вас ждет очередная победа.

- "Дакар" настолько коварен, что до последнего километра дистанции нельзя быть ни в чем уверенным. Что, собственно, и доказывает наш пример. К тому же Стейси ехал отнюдь не медленно, в нашем темпе, и напряженностью борьбы с ним отчасти и объясняется наша авария. Он очень сильный, достойный уважения соперник, с которым интересно сражаться.

Оказался за бортом гонки и руководитель российской команды Семен Якубов, который как участник гонки мог передвигаться в рамках "Дакара" только в автомобиле, к которому приписан. "Надо уметь не только побеждать, но и встречать неудачи. Мы ведь не проиграли гонку мы ее не выиграли - так будет правильнее. Верим, что это лишь случайность и впереди у КамАЗа еще много хороших дней", - так смотрит на ситуацию Якубов.

ВТОРОЙ СТАРТ

"Дакар"-2007 для "КАМАЗ-Мастер" как бы стартовал заново. Но исходная позиция была уже иной. Тут-то и аукнулись и не слишком высокий стартовый номер автомобиля Мардеева, и неудачи начальных этапов, которые отодвинули второй экипаж "КАМАЗ-Мастер" назад. Но тогда все выглядело вовсе неплохо, ведь впереди был Чагин, да и Мардеев потихоньку подтягивался к тройке лучших, заняв в итоге хорошую позицию для поддержки своего лидера.

Сразу вспомнились и проблемы с порядком старта, утвержденным на нынешнем "Дакаре", согласно которому грузовики независимо от занятого ими места стартовали позади джипов. Все участники требовали от организаторов пересмотра этого пункта. Ведь каждый обгон на узкой трассе (тогда караван ехал по территории Марокко) чреват огромным риском. Грузовики лидеров были вынуждены подчас обгонять целые группы медленных джипов. В катавасии первых дней и пострадал Мардеев, вынужденный обгонять десятки авто, некоторые из которых оказались довольно неуступчивыми. Были и "собранные" в этой пыли пеньки, и проколы колес, и, как итог, отставание, которое можно сократить только за счет технических проблем у соперников.

Да что там говорить - удивителен сам факт участия Мардеева в "Дакаре"-2007. Ведь в августе 2005 года в результате тяжелой аварии, случившейся даже не в гонке, а на "гражданке", у него был серьезно поврежден позвоночник.

Стейси же силен и очень спортивен. К этому ралли-рейду ему подготовили на заводе специальный автомобиль. На "Дакар" он приехал с огромным желанием победить и был на голову выше, чем в прошлом году когда с ним справился Чагин.

Так что второе место Ильгизара - замечательный результат. Он сумел найти в себе силы, чтобы после тяжелой травмы восстановиться и физически, и психологически, вышел на старт труднейшего ралли-марафона и по праву может считать себя одним из его главных героев.

Внедорожный ралли-рейд Дакар-2007. 14-й этап. Тамбакунда - Дакар. 576 км (в том числе 225 км СУ). Мото. 1. Де Азеведу (Бразилия, КТМ) - 2:37.46. 2. Жахор (Польша, КТМ) - отставание 2.05. 3. Винтерс (Латвия, КТМ) - 5.05. 4. Блэйз (США, КТМ) - 5.12. 5. Депрэ (Франция, КТМ) - 7.03. 6. Касто (Франция, КТМ) - 10.16.

Итоговый зачет. 1. Депрэ - 51:25.49. 2. Касто - 52.01.58. 3. Блэйз (США) - 52:18.50. 4. Уллевалсетер (Норвегия, КТМ) - 53:06.01. 5. Родригеш (Португалия, "Ямаха") - 53:58.27. 6. Винтерс - 54:12.32.

Авто. 1. Сайнс/Перен (Испания, Франция, "Фольксваген") - 2:21.02. 2. Де Вильерс/фон Зитцевиц (ЮАР/Германия, "Фольксваген") - отставание 0.07. 3. Соуза/Шульц (Португалия/Германия, "Фольксваген") - 0.45. 4. Аль Аттия/Геннек (Катар/Франция, БМВ) - 1.52. 5. Гордон/Грайдер (США, "Хаммер") - 1.54. 6. Миллер/Питчфорд (США/ЮАР, "Фольксваген") - 2.02. 7. Альфан/Пикар (Франция, "Мицубиси") - 4.22. 8. Кляйншмидт/Тернер (Гемрания/Швеция, БМВ) - 5.38. 9. Шлессер/Деброн (Франция, "Шлессер") - 5.58... 11. Петерансель/Коттре (Франция, "Мицубиси") - 8.21... 13. Масуока/Мэмон (Япония/Франция, "Мицубиси") - 11.23... 15. НОВИЦКИЙ/ТЮПЕНКИН (Россия, "Мицубиси") 16.28... 21. ШМАКОВ/МЕЩЕРЯКОВ (Россия, "Багги") - 19.51... 47. СОЛОВЬЕВ/ЖИЛЬЦОВ (Россия, "Мицубиси") - 35.25... 49. ЛОГИНОВ/КУЗЬМИЧ (Россия, "Ниссан") - 36.54.

Итоговый зачет. 1. Петерансель/Коттре - 45:42.45. 2. Альфн/Пикар - 45:50.01. 3. Шлессер/Деброн - 47:19.09. 4. Аль Аттия/Геннек - 47:46.01. 5. Миллер/Питчфорд - 47:54.13. 6. Масуока/Мэмон -48:28.16... 9. Сайнс/Перен - 53:11.38... 14. ШМАКОВ/МЕЩЕРЯКОВ - 55:54.46. 15. Кляйншмидт/Тернер - 56:13.38... 20. НОВИЦКИЙ/ТЮПЕНКИН - 58:07.15... 53. СОЛОВЬЕВ/ЖИЛЬЦОВ 69:53.26... 65. ЛОГИНОВ/КУЗЬМИЧ - 75:50.23.

Грузовики. 1. Жакут/Алькараз/ван Генугтен (Франция/Франция/Голландия, Man) - 2:53.44. 2. Лопрайс/Гилар (Чехия, Tatra) - отставание 4.33. 3. Де Азеведу/Джусту/Мартинек (Бразилия, Tatra) - 9.32. 4. Стэйси/Готлиб/Дер Киндерен (Голландия/Бельгия/Голландия, MAN) - 10.28. 5. Бекс/Виллемс/Маэссен (Голландия/Голландия/Бельгия, DAF) - 13.37. 6. МАРДЕЕВ/БЕЛЯЕВ/НИКОЛАЕВ (Россия, КамАЗ) - 15.53... 12. РЕШЕТНИКОВ/МОКЕЕВ/КУПРИЯНОВ (Россия, КамАз) - 25.28.

Итоговый зачет. 1. Стэйси/Готлиб/Дер Киндерен - 53:52.15. 2. МАРДЕЕВ/БЕЛЯЕВ/НИКОЛАЕВ - 57:00.30. 3. Лопрайс/Гилар - 58:38.04. 4. Ван Гинкель/Тийстерман/Де Роой (Голландия, GINAF) - 58:43.31. 5. Де Азеведу/Джусту/Матинек - 59:08.16. 6. Жакут/Алькараз/Ван Генугтен - 59:52.58. 7. РЕШЕТНИКОВ/МОКЕЕВ/КУПРИЯНОВ - 61:39.43.