Перейти к основному содержанию

Главная      Шинная рулетка

Шинная рулетка

фото автора

По горному серпантину едет Subaru Impreza. Вдруг автомобиль резко тормозит до полной остановки, потом разгоняется "в пол". После очередной связки поворотов Impreza опять тормозит - водитель открывает дверь и... гладит рукой асфальт. Парень не в себе? Вовсе нет - работа у него такая. Это разведчик, который за три часа до старта первого этапа ралли Монте-Карло проезжает скоростной участок, фиксируя состояние дороги. А в команде в это время ломают голову - какие же все-таки выбрать шины? Зимние или псевдослик? С шипами или без? Побывав в технической зоне Pirelli, я увидел всю гамму шин, которую можно использовать в самом непредсказуемом ралли сезона.

Да, не зря ралли Монте-Карло называют шинной лотереей. Год за годом в интервью после финиша неудачники разводят руками: ошиблись с выбором шин. А призеры, наоборот, торжествуют - угадали с резиной.

Гадать приходится по-любому. Когда на побережье плюс 13, то в горах температура пляшет от плюс 5 до минус 5 - покрытие на скоростных участках ралли Монте-Карло, проложенных по узким горным серпантинам на высоте от 500 до 1700 метров над уровнем моря, крайне нестабильно. На открытых участках - сухой асфальт, в тени - лед. А на обочинах - снег, который предательски тает и смачивает дорогу в самых неподходящих местах.

Помочь командам определиться с выбором шин призван шейк-даун - тестовый участок, на котором в четверг, накануне официального открытия ралли, проводится свободная тренировка. Если на других этапах можно поберечь автомобили, то в Монте-Карло на шейк-даун все выезжают несколько раз. Вернувшихся с трассы пилотов окружают инженеры команд, а за их спинами стоят представители шинных компаний, которые берут на карандаш все замечания по поводу шин.

В этом году, как и в прошлом, шинный пул в ралли разыгрывают две компании - Pirelli и Michelin. Французы пока что удачливее итальянцев - Citroen Xsara прошлогоднего чемпиона Себастьена Лоэба была обута в шины Michelin. В этом году Michelin решил в рекламных целях "сменить вывеску" и продвигает американский бренд BFGoodrich, принадлежащий компании. Но сами раллийные шины от смены вывески мало изменились - на вид тот же Michelin, пусть и переименованный в BFGoodrich.

Впрочем, на покрышки с маркировкой BFGoodrich я мог взирать только издалека. А вот с шинами Pirelli и теми, кто их создает, можно было познакомиться поближе.

- На ралли Монте-Карло мы привозим минимум 110 покрышек для каждого гонщика заводской команды, не считая шин для "частников", - говорит инженер отдела Pirelli Competition Маттео Брага. - Мы предлагаем командам асфальтовые псевдослики четырех типов, отличающиеся составом резины - под разную температуру. Плюс шины для мокрого асфальта. Плюс зимние шины - нешипованные и с шипами. Вылет шипов, то есть высота рабочей части, выступающая из протектора, - 2,5 мм против обычных дорожных шипов с вылетом 1,2 мм...

Интересно, что зимние шипованные покрышки Pirelli в этом году могут иметь три вида ошиповки. Например, есть вариант с асимметричной схемой - с шипами только на внутренних дорожках.

- На участках, где много поворотов и асфальт перемежается льдом, такие шины работают лучше, - поясняет Маттео. - На асфальте, при больших боковых нагрузках лучше работают наружные дорожки из чистой резины. А в скользких поворотах боковые ускорения невелики, и в дело вступают шипы. Конечно, это компромисс. Если на трассе много льда, лучше поставить полностью ошипованные шины. Впрочем, какие покрышки использовать, команды должны были решить еще до старта ралли - по регламенту WRC каждый гонщик может заранее выбрать два типа асфальтовых покрышек и один тип зимних...

В этом году льда было предостаточно. И все же многие пилоты сделали ставку на слики - и ехали по льду медленно. Даже Лоэб, который сперва выбрал зимние шины и сразу же вырвался вперед, на второй секции все-таки предпочел переобуться в слики - и, "поскользнувшись", упал в кювет.

Ничего не поделаешь - это Монте-Карло. Шинная рулетка...

На второй день команды начали сдавать использованные колеса в шиномонтаж

Pirelli - чтобы взамен изношенных покрышек им поставили новые. Интересно, что оборудование спортивного шиномонтажа отличается от стандартного. Во-первых, здесь все на автономном питании. Во-вторых, в спортивные покрышки для машин WRC закладывают кольцо из вспененной резины, которое в случае прокола позволяет продолжать движение с минимальными потерями в скорости. В "младшей" группе N кольца запрещены - там шины обычные.

Интересно, а сколько стоят покрышки для WRC и кто кому платит - спортсмены шинникам или наоборот?

- Наше сотрудничество с ведущими командами WRC (в 2006 году это заводская Subaru и частная Mitsubishi) взаимовыгодно. Мы обкатываем новые материалы и технологии, раллисты работают с настройками и получают шины, наиболее подходящие к автомобилю и дорожным условиям...

Маттео ничего не сказал про рекламную кампанию - а ведь это основная задача, которую решает Pirelli, участвуя в чемпионате мира по рами. Каждый автомобиль, обутый в Pirelli, украшает логотип шинной компании. Он красуется на страницах журналов, мелькает в телерепортажах. Однако в Монте-Карло рекламная кампания больше удалась фирме BFGoodrich (читай, Michelin). На ее шинах выступали все призеры - Гронхольм на Форде, Лоэб на Ситроене и Гардемайстер на Пежо. А пилоты Subaru, Сарразен и Аткинсон заняли пятое и шестое места (более подробный отчет о гонке читайте на стр. 62).

Но итальянцы не унывают - в Pirelli возлагают большие надежды на ралли Швеция. Это единственный снежный этап в сезоне.

- В Швеции разрешено использовать шипы с вылетом до 8 мм, и мы устанавливаем их в шины еще на этапе вулканизации, - говорит Маттео. - То есть покрышка для шведского этапа "варится" уже с шипами...

Насколько хорошо будут "проварены" спортивные шины Pirelli, мы узнаем после финиша ралли Швеция.