Перейти к основному содержанию

Главная      Соло для страховщика

Соло для страховщика

Успех страхового бизнеса в России целиком зависит от уровня его автоматизации

Страховой бизнес в России сегодня переживает период развития и становления. За этим процессом пристально следят не только многочисленная армия потенциальных клиентов страховых компаний, но и поставщики IT решении для этого сектора рынка. Отрадно,

что отечественные страховщики в настоящий момент осознали, что для дальнейшего успешного продвижения на рынке им необходимы эффективные комплексные системы автоматизации.

Страхование является динамично развивающимся сегментом российского рынка. Введение программы обязательного страхования гражданской ответственности и распространение уже хорошо известных ранее форм страхования, таких как долгосрочное страхование жизни (Life Insurance) и других страховых услуг, обусловило стремительное увеличение клиентской базы и объемов страхования. Это приведет к значительному расширению потока обрабатываемой информации и, как следствие, потребует модернизации существующих информационных систем.

Поставщики решений предлагают в России сегодня множество комплексных систем для страхового бизнеса различных категорий сложности. Анализируя предложения, специалисты отмечают, что большинство систем автоматизации для страхования являются собственно отражением потребности страховщиков упорядочить и автоматизировать сам страховой бизнес. Слабым местом подобных систем остается невозможность с их помощью полностью решить блок финансово-управленческих задач страховой компании. Аналитики (www.cio-world.ru) отмечают, что универсализация страхового бизнеса предъявляет усложненные требования к автоматизации: "коробочные продукты" для учета одного вида страхования уже неинтересны рынку. Функциональные и технологические требования к страховым системам стали более детализированными и содержат до тысячи позиций. Подобным требованиям могут удовлетворить лишь полнофункциональные страховые системы. Большую роль в выборе системы играет наличие так называемого "генератора страховых продуктов" , позволяющего без дополнительного программирования, а лишь средствами настройки создать в системе необходимое количество стандартных и комбинированных (комплексных) страховых продуктов, число которых в крупной страховой компании достигает 100 и более единиц. По мнению разработчиков систем автоматизации для страхового бизнеса, можно выделить наиболее общие требования для универсальной информационной системы страховой компании. Специалисты одной из ведущих отечественных компаний - разработчиков систем для страхования ТопС ФинСистемс (ТФС) предлагают наиболее точные критерии подобной информационной системы.

Оперативность и поддержка распределенной работы

Рост числа клиентов в последний год - это уже не просто количественные изменения, а переход количественных изменений в качественные. Никакими ранее применявшимися инструментами невозможно обслужить всех потенциальных клиентов страховых компаний. А ведь после ОСАГО ожидается приход и других видов обязательного страхования, например имущества.

В этих условиях ключевыми факторами успеха в борьбе за клиента становятся скорость и удобство обслуживания. Информационная система компании должна предоставлять максимально полный сервис при выборе страхового продукта, формировании страхового договора, при любом обращении в компанию, особенно по поводу выплат страховых случаев.

Система должна обеспечивать информационную поддержку всех участников процесса обслуживания клиента: филиальную сеть, брокеров и страховых агентов. Таким образом, важнейшим требованием к системе становится поддержка удаленного доступа и распределенной работы при минимальных затратах на сопровождение всей распределенной сети. Идеальной является такая ситуация, когда функционирование всех узлов сети может осуществляться без дополнительных затрат на сопровождение, т. е. в системе должно обеспечиваться удаленное администрирование.

Гибкость, возможность быстрого создания и учета новых продуктов

В условиях возрастающей конкуренции выигрывает тот, кто в состоянии оперативно реагировать на потребности клиентов, своевременно выпускать новые продукты и поддерживать их выпуск как в контуре продаж, так и в контуре обслуживания.

Сейчас ведущие компании не могут позволить себе мириться с ситуациями, которые сплошь и рядом имели место еще год-два тому назад, когда страховые агенты не знали о новых предложениях собственной компании, а сотрудники офиса не могли объяснить клиенту выгоду от приобретения нового продукта. Один из авторов статьи был свидетелем, когда в отделе продаж уважаемой страховой компании с удивлением разглядывали принесенную брошюру той же компании, описывающую новый и очень выгодный вид страхования. Увы, воспользоваться этим видом страхования так и не удалось - из-за неподготовленности к нему офиса компании.

Во избежание подобных ситуаций информационная система должна поддерживать полный цикл формирования страховых продуктов: от анализа и расчета до подготовки всех необходимых отчетных документов и интеграции этого продукта в учетную систему компании.

Масштабируемость

Далеко не все компании готовы тратить на информационную систему сразу и много. Очевидность этого положения скрывает неочевидность другого аспекта той же проблемы: чтобы затраты сегодняшнего дня, как бы малы они ни были, не оказались выброшенными на ветер, необходимо иметь гарантии того, что купленная сегодня система через год, два и пять будет соответствовать возрастающим бизнес-требованиям компании и определенной ею рыночной стратегии развития. Особенно следует предусмотреть, чтобы, например, переход от тысяч клиентов к десяткам и сотням тысяч не потребовал бы полной замены или перестройки всей информационной системы.

Масштабируемость системы, то есть ее способность обеспечивать опережение роста возможностей над ростом затрат на модернизацию, включает, как правило, несколько аспектов. Прежде всего, это масштабируемость количественная. Больше клиентов, больше видов страхования.Важна также масштабируемость региональная: тиражирование системы в географически новые точки продаж страховых услуг компании должно быть простым и стандартным. Наконец, необходима масштабируемость функциональная, то есть возможность удобного создания и эксплуатации новых страховых продуктов.

Наличие средств финансового управления

Интерес к компонентам системы, которые традиционно относятся к финансовому управлению, - управленческому учету, аналитике и бюджетированию, явно возрастает. Каждый второй потенциальный заказчик (по статистике компании TopS BI) считает данные блоки важнейшей составной частью информационной системы. Впрочем, если учесть все те обстоятельства, о которых было сказано выше, это не должно вызывать удивления.

Большинство компаний работают сегодня в условиях распределенной структуры и продают не один, а множество разнообразных страховых продуктов. Поэтому для компаний крайне важно понимать, кто зарабатывает деньги и на чем, кто их тратит и в каких количествах. Не менее важно знать, какова и рентабельность каждого из продуктов. Очевидно, что финансовое управление в распределенной структуре также должно строиться на базе формализованных процедур, основу которых составляют управленческий учет, аналитика и бюджетное планирование.

Соответствие российским и международным стандартам отчетности

Информационная система страховой компании должна учитывать, как минимум, два фактора - соответствие международным и соответствие постоянно меняющимся российским стандартам, которые зачастую приводят к противоречивым требованиям, поскольку наиболее приемлемой для российских условий традиционно считается (и является) система "1C" , а соответствие международным стандартам достигается внедрением западных продуктов. Однако, похоже, теперь два этих фактора можно примирить друг с другом, обеспечив их совместную работу.

Возможность создания индивидуальных блоков актуарных расчетов

Надежность компании все в большей степени определяется качеством ее "мозгового центра" , а именно теми людьми, которые занимаются анализом и актуарными расчетами, используя при этом эффективный инструментарий. Как правило, в каждой компании существуют собственные уникальные процедуры анализа. Поэтому важным требованием к информационной системе является возможность интеграции в нее уникальных алгоритмов для производства актуарных расчетов, а также накопления и структурирования данных, необходимых для этих расчетов.

Открытость

Открытость системы позволяет удовлетворить ряд требований, которые были сформулированы ранее. Однако, помимо возможностей для масштабирования и интеграции специальных модулей и блоков, открытость системы позволит адаптировать ее к постоянно меняющимся требованиям бизнеса.

***

Российский страховой бизнес пока по-прежнему "поле непаханое" для поставщиков IТ-решений. Однако сейчас на рынке наблюдается оживление спроса на системы автоматизации для страхового бизнеса. Страховые компании уже поняли, что цена промедления в этом вопросе при растущей конкуренции на рынке страховых услуг может быть очень велика. Кроме того, правила ведения бизнеса требуют от страховых компаний прозрачности и управляемости, чего также невозможно добиться, действуя старыми "дедовскими" методами, без современных информационных систем.

***

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Александр ЕФРЕМОВ.

директор по работе с корпоративными заказчиками компании "КРОК":

Страхование в России в настоящее время находится в состоянии гипертрофированного роста и, как следствие, - на этапе фундаментального становления отрасли в целом. Немаловажна здесь роль ОСАГО, ставшего основной причиной всплеска интереса к страхованию. Автострахование и весь финансовый институт в целом приобретают для потенциальных страхователей новый смысл. По аналогии с банковским сектором периода 90-х, ключевое значение имеет обеспечение данного процесса. Информационные технологии отныне становятся технологическим фундаментом успешного бизнеса, усиливающего конкурентные преимущества страховщиков. В сложившихся условиях решающее значение имеет расстановка приоритетов деятельности IТ-компании, прежде всего ведущих системных интеграторов, способных предложить страховым компаниям комплексное решение их задач. На мой взгляд, комплексный подход критически важен для страховщика, особенно в период подъема отрасли в целом, поскольку гарантирует успешный результат и обеспечивает вложение инвестиций в IT. Для нас страховой рынок является одним из приоритетных сегментов деятельности. Подтверждение тому - ряд крупных IТ-проектов, реализуемых нами в настоящее время, в частности информационная система Российского союза автостраховщиков.