Перейти к основному содержанию

Главная      Большой SOS от автогражданки

Большой SOS от автогражданки

Тарифы на страхование завышены однозначно, никакого экономического обоснования их, скорее всего, сделано не было. Судите сами: до введения ОСАГО наша транспортная организация страховала гражданскую ответственность в добровольном порядке. За три года страховая компания выплатила за ДТП, где наши водители были виновниками, около 400 тысяч рублей, примерно столько же мы и взносов заплатили страховой компании.

Ожидалось, что при обязательном страховании тарифы будут чуть больше. Но то, что увидели, просто ужаснуло. Сумму, которую мы уплачивали в качестве взносов за три года, сейчас уплачиваем за один.

В течение 6 месяцев мы постепенно заключили договоры на каждую машину, выплаты в пользу страховой компании наполовину съели премию рабочим и служащим. Получилось, что по новому закону залезли в карман людям и заставили выплатить все это в пользу страховых компаний. Работяга сначала выплатил куш страховым компаниям за личный автомобиль, а потом фактически оторвал от себя и заплатил страховой компании за машину, на которой работает.

Скажите, а откуда еще было взять предприятию 400 тысяч рублей? Транспортная отрасль и так едва держится на плаву. В 10 раз по сравнению с застойными годами снизились объемы строительства, а ярославские транспортные организации наполовину были задействованы именно на стройках области. Упало строительство - еле дышит транспорт. СуперМАЗы, КамАЗы и панелевозы не поставишь на прикол до лучших времен, как тот же пенсионер свой <Запорожец>.

<Ладно, заплатили, зато теперь спим спокойно. Когда сам виноват - за тебя заплатит страховая компания, когда ты потерпевший - тебе все оплатит тоже страховая компания>, - скажет читатель-оптимист. Дудки! Вот, к примеру, машина, перевозившая стройматериалы, попала в ДТП в Костроме. Потерпевшая сторона - наша организация. Составили извещение о ДТП, которое должно направляться в страховую компанию. В извещении было записано название костромской страховой компании, виновник аварии сообщил и ее телефон. Пока разыскивали страховую компанию, чтобы ей отослать все документы, прошло три дня. По правилам ОСАГО надо ждать пять дней, пока страховщики организуют осмотр поврежденного имущества. И только по истечении этого срока, если нет инициативы со стороны страховщика, мы имеем право сделать осмотр самостоятельно, обратившись в автоэкспертное бюро в Ярославле. Разве мы можем себе позволить, чтобы рабочая машина, работающая по контракту, стояла на приколе все эти дни. А дней прикольных будет минимум десять, несмотря на близость Костромы. Ясно, чем дело кончилось. Мы отремонтировали машину сами, не дожидаясь осмотра, и отправили ее опять в рейс. И так будет всегда. Если, конечно, мы станем потерпевшими в Ярославле, может, что-то и получим. Но ведь машина-виновник может быть из любого российского города.

Мелкий предприниматель, владелец одной-двух машин, тоже не поставит пострадавшую машину на прикол на десять дней, постарается отремонтировать подручными средствами и как можно быстрей. А оплата убытков от простоя правилами обязательного страхования не предусматривается.

Даже у вполне благополучных транспортников, работающих на заграницу, и то ситуация будет не лучше. Машине завтра на таможню с грузом. Какие вызовы страховой компании? Ночь будут сами ремонтировать, лишь бы скорей отправить дальнобойщика в рейс.

Забросив в котел страховых компаний 400 тысяч рублей, мы никакой пользы от введения обязательного страхования не получили. И поняли, что не получили ее и те, кто пострадал от действий наших машин.

Конечно же, страховые компании, получившие лицензии на обязательное страхование, должны иметь филиалы в каждом областном центре. Но посмотрим на бланк извещения о ДТП, синенькую такую бумажку, что должна быть в салоне каждого застрахованного автомобиля. Графа для названия страховой компании имеется. А для адреса, телефона, факса - где? В правилах говорится, что виновник должен сообщить адрес и телефон своей страховой компании. Но нет гарантии, что вообще сообщит или сообщит верно (нам, например, адрес страховой компании виновник не дал, телефон дал неверный, и в случае спора нам бы и не доказать, как было дело. Хорошо что Кострома рядом и мы сами нашли все). А где гарантия, что потерпевший после ДТП (стресс же!) эти самые сведения у виновника запросит. Он что, после ДТП начнет читать правила об обязательном страховании? Водитель в лучшем случае все усилия направит на заполнение извещения о ДТП, где графы для адресов и телефонов страховой компании со стороны виновника не предусмотрено. Если участники ДТП из разных городов, для потерпевшего важен адрес филиала страховщика со стороны виновника, который находится в городе потерпевшего. После аварии мы стремились так и сделать: разыскать филиал костромской компании у нас в Ярославле. Напрасно...

У меня после только месяца практической деятельности в условиях автогражданки возникли огромные сомнения в целесообразности этого закона вообще. Наша транспортная организация три года не имела никаких проблем с добровольным страхованием, прежняя форма взаимоотношений была максимально выгодна, бумаг мы заполняли ровно в сто раз меньше. И главное, страховые компании выплачивали все без волокиты. А сейчас деньги платим огромные, а волокиты в сто раз больше.

Проблем нет, пожалуй, у частника. Хотя бы потому, что платит он меньше. Машину он даже может оставить неотремонтированной недели на две, пока страховщик все осмотрит или назначит экспертизу на усмотрение потерпевшего. Но, оказывается, и частник недоволен действием этого закона. Резонный вопрос: если транспортникам не нужен такой закон, основной массе частников тоже не нужен, то ради чего городился огород? В общем, кого ни спроси, закон об обязательном страховании не нужен большинству населения. Референдум, что ли, организовать по его отмене?..