Перейти к основному содержанию

Главная      Сага об ОСАГО

Сага об ОСАГО

Итоги года, в течение которого действует закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), показали, что за длительным процессом принятия данного закона последует урегулирование выявленных недоработок

1 июля 2004 года исполнился год с момента введения закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Несмотря на горячие дискуссии, разгоравшиеся вокруг Закона в Госдуме РФ, участники дорожного движения рассматривают введение автогражданки как положительный момент. Но за прошедшее время все же выявились и отрицательные моменты, с которым приходится сталкиваться, в основном, страховщикам. Но последние не собираются отказываться от данного вида страхования. К тому же, они утверждают, что в скором времени ОСАГО будут заниматься только крупные компании.

Выплаты будут расти

Закон <Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств> вступи в силу 1 июля 2003 года (а с 1 января 2004 года введены штрафные санкции для водителей, не имеющих полисов ОСАГО). ОСАГО представляет собой страхование в пользу третьих лиц, т. е. при наличии страхового полиса у водителя-виновника ДТП, выплату пострадавшему производит страховая компания. Таким образом, закон был призван обеспечить социальную защищенность участников дорожного движения.

По информации ярославского филиала <Росгосстраха>, который ссылается на Российский союз автостраховщиков (РСА), всего в России зарегистрировано 34, 8 млн. транспортных средств, включая грузовые машины, автобусы, мотоциклы и прицепы. За 10 месяцев действия ОСАГО было застраховано 85% от всех реально используемых легковых машин, заключено 22 млн. договоров.

РСА сообщает также, что на 1 мая 2004 года в рамках закона об ОСАГО страховыми компаниями был урегулирован ущерб более чем по 350 тысячам страховых случаев, в результате чего сумма выплат составила 5, 5 млрд. рублей. Но, как отметил директор ярославского филиала <Росгосстрах> Владимир Пикалов, тенденция последних лет свидетельствует о росте числа ДТП, в результате чего количество и сумма выплат будет увеличиваться. О росте числа ДТП говорят и в ярославском ГИБДД. Например, за 6 месяцев этого года их число выросло на 9, 5% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года (с 861 до 943 ДТП).

Проблемы выявились

В целом участники дорожного движения положительно оценивают введение закона об ОСАГО, отмечая, что теперь вопросы выплат решаются проще и быстрее. Уменьшилось количество <наездов> (имеется в виду применение силы и прочее) со стороны владельцев <крутых> машин по отношению к не очень обеспеченным виновникам аварий.

Тем не менее, несмотря на весь позитив, минусы ОСАГО успели выявиться.

Негативным моментом, связанным с принятием закона, стал вызов сотрудника ГИБДД на место аварии. Как уточняет директор ярославского филиала ЗАО <Страховая группа <УралСиб> Олег Афанасьев, согласно закону, даже в случае минимального ущерба автовладельцу вызов сотрудника ГИБДД обязателен. <Если раньше в таких случаях водители быстро расходились, то сейчас они вынуждены ждать инспектора, в результате чего на дорогах постоянно образуются пробки>, - говорит он.

По его мнению, усложняет работу отсутствие единой базы данных, куда вносится информация о виновниках ДТП. Данная база данных необходима для того, чтобы в случае перехода клиента из одной страховой компании в другую, можно было оперативно проверить его <водительское прошлое> и в соответствии с этим устанавливать определенный коэффициент при покупке полиса ОСАГО. Эта проблема выявилась в июле, когда автовладельцы стали перезаключать договоры, прося скидки за безаварийную езду.

Директор ярославского филиала <РЕСО-Гарантия> Марина Позднякова в числе выявленных проблем отмечает отсутствие единого стандарта при оценке причиненного ущерба. Сложность, по ее словам, вызывает ситуация, при которой участниками ДТП становятся несколько автомобилей, владельцы которых приобрели полисы в разных компаниях. В таком случае при урегулировании вопросов проблемы начинают возникать на уровне самих страховых компаний. Но эти сложности будут уменьшаться по мере приобретения опыта страховщиками.

Ко всем вышеперечисленным минусам, по словам Владимира Пикалова, добавляется и вопрос, связанный с возмещением вреда жизни и здоровью потерпевших. Из-за несогласованности различных положений законодательства, каждая страховая компания решает этот вопрос по-своему. Поэтому в данном вопросе также должны быть разработаны единые критерии.

Как говорят ярославские страховщики, все выявленные недостатки нужно будет корректировать в законодательном порядке, на что может уйти немало времени. На сегодняшний день ясно одно: закон об ОСАГО отменен не будет. В этом случае встает вопрос изменения тарифов.

Так, Олег Афанасьев считает, что установленные тарифы изменять не стоит, так как они вполне соответствуют сегодняшнему дню. А Марина Позднякова добавляет, что их корректировка может произойти через 2-3 года, когда <продукт будет обкатан> и страховщики увидят соответствие тарифов убыткам компаний. Тем не менее, она полагает, что в скором времени небольшие страховщики будут уходить с рынка ОСАГО, и данным видом страхования будут заниматься только крупные страховые компании.