Перейти к основному содержанию

Главная      УДОРОЖАНИЯ "АВТОГРАЖДАНКИ" МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ?

УДОРОЖАНИЯ "АВТОГРАЖДАНКИ" МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ?

Исполнился ровно год действия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) в России. Страховщики отметят этот юбилей введением повышающих коэффициентов при продаже полисов тем, кто плохо ездил в течение года, и скидками в 5 процентов за безаварийную езду примерным водителям.

Однако неразберихи в законе об ОСАГО достаточно и спустя год действия нормативного документа, так что даже самые отъявленные нарушители могут избежать удорожания полисов. Для этого достаточно всего лишь сменить страховую компанию.

Пока система скидок и штрафов - "бо-нус-малус", как ее называют сами страховщики, - существует лишь на бумаге. Чтобы учесть количество аварий, совершенных по вине владельца полиса ОСАГО, утвержденные правительством тарифы предусматривают сложную систему повышающих и понижающих коэффициентов стоимости полиса. Все застрахованные (как это и было) начинают на равных: в первый год коэффициент равен 1. При безаварийной езде в течение года следующий полис будет стоить на 5 процентов дешевле. Зато одна выплата по вине застрахованного делает полис на следующий год дороже на 55 процентов, а две выплаты - в 2, 45 раза.

Суммы получаются солидные: например, потери владельца зарегистрированной в Москве иномарки мощностью 95-120 л. с. от одной аварии составят за два последующих года 7 200 рублей с учетом потерянных скидок, которые он мог бы получить за безаварийную езду. Таких автолюбителей в нашей стране должно оказаться около 2-3 миллионов. По данным Российского союза автостраховщиков, за первые 10 месяцев продано 22, 2 миллиона полисов, а доля "аварийных" клиентов, по оценкам экспертов, превышает 10 процентов.

При этом страховщики утверждают, что пока избежать коэффициента несложно. Самый простой способ - сменить страховщика. За год действия закона страховщики так и не озаботились созданием единой базы данных по договорам ОСАГО, поэтому проверить, был ли клиент ранее застрахован и происходили ли по его вине ДТП, невозможно.

Страховщики считают, что большая часть "аварийных" автовладельцев так и поступит. Правда, утвержденные правительством правила ОСАГО обязывают автолюбителя за два месяца до окончания срока действия договора известить страховщика о том, что он не намерен продлевать полис, и получить в компании особую справку с указанием количества страховых случаев с его участием. Эту справку он должен предъявить в новой компании.

Но страховщикам это не поможет: клиент может сказать, что первый раз страхует "автогражданку". Не продать полис таким "неблагонадежным" клиентам страховщики не могут - закон запрещает им отказывать в заключении договора ОСАГО.

Страховщикам остается только пугать клиентов. Если обман вскроется, стоимость полиса для нарушителя попросту возрастет настолько, насколько это предусмотрено законом. Но, чтобы применить этот коэффициент, необходима все та же база данных, которой нет.

Впрочем, избежать повышающих коэффициентов можно и без нарушений закона. В федеральной службе страхового надзора ОСАГО называют "гибридом" страхования автолюбителя и машины. Как только человек приобретает новый автомобиль, эта связка распадается, его страховая история обновляется, а коэффициент опять становится равным 1. Или же, на худой конец, можно просто перерегистрировать автомобиль на другого члена семьи.