Перейти к основному содержанию

Главная      "Автогражданка" нуждается в серьезных поправках, которые, возможно, будут приняты уже в следующем году

"Автогражданка" нуждается в серьезных поправках, которые, возможно, будут приняты уже в следующем году

В сегодняшнем виде закон об ОСАГО зачастую создает больше проблем, чем решает их. Между тем уже разработаны вполне внятные предложения, способные значительно улучшить состояние "автогражданки".

ПРОБЛЕМА задержки выплат. В большинстве случаев пострадавшие в ДТП далеко не сразу получают компенсацию по "автогражданке". Процесс затягивается из-за того, что за деньгами надо обращаться к страховщику виновника аварии. В Европе действует так называемое прямое урегулирование убытков: страховая компания возмещает ущерб своему клиенту, а затем направляет регрессный иск в компанию, застраховавшую гражданскую ответственность водителя, совершившего ДТП. Такую же схему предлагает ввести у нас Российский союз автостраховщиков (PCA).

В прошлом году на схему с прямым возмещением убытков уже перешли несколько страховщиков. Возможно, в 2007 году к ним присоединятся и остальные. Некоторые эксперты не исключают, что в течение года такой механизм выплат будет введен в обязательном порядке.

Проблема занижения выплат. Она связана с отсутствием единых методик оценки ущерба. Частично РСА уже начал решать ее, аккредитовав при себе около 1.000 техников-экспертов, использующих одинаковые стандарты при составлении калькуляции убытков. Однако методология, единая для всех оценщиков, пока не разработана. Возможно, она появится в 2007 году.

Кроме того, сейчас при расчете размера страховой выплаты эксперты делают поправку на возраст и пробег автомобиля. В результате за детали, подлежащие замене, автомобилисты нередко получают сумму меньшую, чем рыночная стоимость запчастей. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с инициативой не учитывать при определении размера компенсации амортизацию поврежденных деталей (см. "Клаксон" N 17 '2006). Однако в Федеральной службе страхового надзора РФ (ФССН) считают, что введение такого порядка приведет, выражаясь юридическим языком, к неосновательному обогащению потерпевших в ДТП - ведь новые кузовные детали в ряде случаев могут быть дороже всей разбитой в аварии подержанной машины. Страховщики предлагают альтернативный вариант, при котором стоимость новых запчастей оплачивается только в том случае, когда компания своими силами ремонтирует поврежденный автомобиль. Какое решение в итоге будет принято по этому вопросу, пока неизвестно: соответствующие поправки в закон об ОСАГО еще готовятся.

Проблема потерянного времени. Сейчас даже самое пустячное ДТП должно быть зафиксировано сотрудниками автоинспекции. Уже неоднократно предлагалось ввести в России упрощенную схему оформления мелких аварий (если столкнулись только два автомобиля и нет пострадавших), при которой участники ДТП не обращаются в ГИБДД, а самостоятельно заполняют необходимые документы и обмениваются реквизитами своих страховых компаний. Минфин разработал соответствующие поправки в закон об ОСАГО (см. "Клаксон" N 6 '2006). Однако, по мнению страховщиков и ДОБДД РФ, вводить упрощенную систему у нас в стране еще рано, и в 2007 году она вряд ли появится. Сначала, полагают они, необходимо перейти на прямое возмещение убытков и отработать схему взаиморасчетов между страховщиками.

Проблема стоимости страховки. В правительстве РФ звучали заявления, что в ближайшее время тарифы на "автогражданку" меняться не будут. Однако в ФАС предлагают установить "ценовой коридор", разрешив страховым компаниям предоставлять скидки на полис ОСАГО до 20% от суммы, утвержденной правительством (см. "Клаксон" N 16 '2006). По словам руководителя этого ведомства Игоря Артемьева, новый порядок может быть введен в 2007 году.

Проблема неиспользованного полиса. Сейчас минимальный срок, на который заключается договор ОСАГО, составляет полгода. Однако многие автомобилисты пользуются машинами только летом, например, для поездок на дачу. В конце ноября в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий уменьшение минимального срока до трех месяцев. Авторы надеются, что поправка вступит в силу с 1 января, однако едва ли парламентарии успеют рассмотреть законопроект до конца года. Скорее всего этим вопросом они займутся после зимних каникул.

Проблема страховых историй. По действующей системе "бонус-малус", автовладельцу за безаварийную езду при покупке следующего полиса ОСАГО дают скидку. А водителю, совершившему ДТП, новый договор должен обойтись дороже. Но, сменив машину, аккуратный автолюбитель вынужден вновь платить полную цену полиса "автогражданки". С другой стороны, водители-"аварийщики" легко уходят от наказания "малусом", покупая новый полис у другого страховщика.

В конце ноября президент РФ Владимир Путин подписал одобренные Госдумой и Советом Федерации поправки к закону об ОСАГО, по которым страховая история будет "привязана" не к автомобилю, а к его владельцу. При страховании любой, в том числе вновь приобретенной, машины на цену полиса "автогражданки" будет влиять то, насколько аккуратно ее владелец ездил раньше. Если у вас в собственности несколько транспортных средств, то "бонус-малус" распространяется на все эти автомобили. Страховые истории водителей будут храниться в единой информационной базе, которая появится в ближайшее время. Новый порядок вступит в силу через 90 дней после официальной публикации утвержденных поправок.

Проблема компенсаций за утерянное здоровье. В 2007 году может увеличиться лимит выплат по ущербу жизни и здоровью. Минфин разработал поправки к закону об ОСАГО, предусматривающие компенсацию до 160.000 рублей каждому пострадавшему в ДТП (см. "Клаксон" N 16 '2006). Сейчас такая сумма может быть выплачена только одному человеку, получившему травмы, а если жертв аварии больше, то лимит выплат составляет 240.000 рублей на всех. На момент подготовки этого материала Госдума данный законопроект еще не рассмотрела.