Перейти к основному содержанию

Главная      ОСАГО СТАНЕТ "ПЕРЕХОДЯЩИМ"

ОСАГО СТАНЕТ "ПЕРЕХОДЯЩИМ"

Законодатели решили рублем воспитывать законопослушание в автовладельцах. И взялись за реформирование системы аварийных коэффициентов к полису автогражданки. Сегодня на цену обязательной страховки практически не влияет то, как водитель отъездил предыдущий год. Стоит сменить автомобиль или страховую компанию, как аварийная история обнуляется. А вместе с ней исчезает и стимул для автовладельцев ездить без аварий. Как только поправки к закону об ОСАГО будут приняты Госдумой, частым участникам ДТП уже не удастся избежать наказания в виде дорогой страховки. В Думе считают, что перспектива переплачивать в полтора раза за автогражданку кого хочешь заставит ездить аккуратнее. Впрочем, вчера этот законопроект Дума не приняла - отложила до 1 ноября.

В развитых странах, где обязательная "автогражданка" работает уже не одно десятилетие, система поощрения водителей за безаварийную езду действует безукоризненно. Отъездил год без аварий - получи скидку на полис. Стал виновником ДТП - стоимость страховки на следующий год автоматически увеличивается. При том что ОСАГО в Европе стоит в несколько раз дороже, суммы экономии и убытков для семейного бюджета тоже получаются нешуточные - бонусы и штрафы по страховке достигают порой нескольких сотен евро. Но главное достоинство этой системы - в ее неотвратимости. В России попытались скопировать западный опыт. Да не во всем получилось.

Система понижающих и повышающих коэффициентов к полису ОСАГО в России не работает. Ведь помимо несовершенства самого закона об ОСАГО не были созданы условия для того, чтобы страховщики обменивались информацией о страхователях. Стоит автовладельцу сменить автомобиль или при переходе в другую страховую компанию умолчать о своих прошлых "подвигах" на дороге, как его "аварийная" история полностью обнуляется. И при получении полиса ОСАГО на следующий год он платит вновь по базовому тарифу. И ладно бы это касалось только невозможности воздействовать на злостных аварийщиков. Из-за несовершенства правил законопослушные автовладельцы тоже нередко лишаются своего бонуса. "Сейчас систему коэффициентов "бонус-малус" реализовать на практике почти невозможно, - говорит Денис Макаров, замначальника управления автострахования группы "АльфаСтрахование". - У нас отсутствует информационная система для обмена информацией между компаниями. И не ясно, когда она появится. Нет и единого федерального ресурса, предусмотренного законом об ОСАГО. В ГИБДД тоже отсутствует должный учет ДТП и их виновников. В итоге система поощрения за безаварийную езду работает в очень ограниченном режиме".

Для водителя, ставшего виновником аварии, способов избежать повышения стоимости страховки хоть отбавляй. Можно поменять автомобиль. Можно вписать в качестве страхователя жену, а себя записать в полис в качестве лица, допущенного к управлению автомобилем. По новым правилам страхования при переходе из одной компании в другую страхователь должен рассказать, был ли он виновником ДТП или имел бонусы за безопасное вождение в старой компании. Но на практике это правило не работает. Компании обычно стараются не утруждать клиента сбором дополнительных справок: принес деньги - и ладно. В конце концов все "бонусы" и "малусы" пропадают, стоит автовладельцу переехать из одного региона в другой. Системы обмена данными о страховках, авариях и их виновниках между регионами у нас не существует.

Поправки, дающие возможность исправить положение, ждут своего часа уже более полугода. Вот и вчера Дума в очередной раз отложила их принятие во втором чтении. Как нам сообщил депутат Госдумы Алексей Сигуткин, один из авторов законопроекта, его рассмотрение было перенесено по "процедурным" причинам. В комитете Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам всецело поддерживают законопроект. Просто, как это обычно бывает, руки до него не дошли. Есть, видимо, в Думе дела и поважнее.

***

За соблюдение ПДД дадут скидку

Помимо бонуса за безаварийное вождение законодатели вместе с Российском союзом автостраховщиков подумывают о том, чтобы ввести поощрение и тем автовладельцам, которые не нарушают правила дорожного движения. Первоначально планировалось, что страховка подорожает лишь для тех водителей, которые превышают скорость. Информацию об этом будут брать со стационарных постов измерения скорости, которые на деньги страховщиков вскоре расставят по всем основным федеральным магистралям. Впрочем, в процессе обсуждения концепция меняется. Теперь уже речь идет о том, чтобы наказывать и поощрять водителя в зависимости от того, как часто он нарушал ПДД. Причем любые.