Пешеходы -самые незащищенные на дороге
С данной статьи специалиста в области анализа и экспертизы дорожно-транспортных происшествий (ДТП) мы начинаем серию публикаций, в которых будут рассмотрены реальные, наиболее типичные происшествия с сопровождением рекомендаций по обеспечению безопасности движения в рассматриваемых ситуациях. Мы надеемся, что водители внимательно ознакомятся с этими статьями, скоординируют свое поведение на дороге таким образом, чтобы они стали безопаснее для всех участников движения.
Из общего количества ДТП, в которых причинены телесные повреждения водителям, пассажирам и пешеходам, наибольшее число составляют наезды транспортных средств на пешеходов: так, в 2001-2005 годах на их долю приходится от 52 до 66% от общего количества происшествий. Поэтому первые статьи решено посвятить анализу дорожно-транспортных ситуаций (ДТС) с участием пешеходов; при этом вначале рассматриваются происшествия в условиях нормальной видимости дороги.
Правила дорожного движения (раздел 4 "Обязанности пешеходов") достаточно четко регламентируют поведение пешеходов на проезжей части: "Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам... а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны". В реальной же обстановке пешеходы очень часто нарушают этот пункт Правил, создавая опасность для движения транспорту на дороге и подвергая опасности свою жизнь. Так, при движении по ул. Ленинградской водитель ВАЗ-2110 допустил наезд на пешехода, пересекающего проезжую часть справа - налево по ходу движения автомобиля (схема N1). Экстренным торможением водителю не удалось остановить автомобиль до линии движения пешехода, в результате чего пешеход получил смертельную травму, а по происшествию было возбуждено уголовное дело.
При определении степени вины водителя была проведена автотехническая экспертиза, в которой было установлено, что автомобиль двигался со скоростью не менее 76 км/ч. Поскольку ПДД предписывают водителям двигаться в населенных пунктах со скоростью не более 60 км/ч (п.10.2), то исследовалось наличие у водителя технической возможности предотвратить наезд путем экстренного торможения в данных условиях, но двигаясь со скоростью 60 км/ч. При этом удаление автомобиля от места наезда в момент возникновения опасности определялось как в момент реагирования водителя на возникшую опасность, так и в момент выхода пешехода на проезжую часть. Поскольку остановочный путь оказался больше, чем расстояние от автомобиля до линии движения пешехода в момент его выхода на дорогу и в момент применения водителем экстренного торможения, сделан вывод, что он не имел технической возможности избежать наезда. Уголовное преследование водителя было прекращено за отсутствием состава преступления и перешло в гражданское рассмотрение для решения вопроса об удовлетворении иска потерпевшей стороны к владельцу автомобиля для возмещения материального и морального вреда.
Практика работы с материалами ДТП показывает, что виновность водителя в происшествиях, связанных с наездом на пешехода, наступает в тех случаях, когда движение происходит со значительным превышением допустимой установленными ограничениями скоростью (в населенном пункте - не более 60 км/ч; в жилой зоне - не более 20 км/ч; в зоне действия дорожного знака 3.24 "Ограничение максимальной скорости" - не более указанной на знаке). В таких ситуациях, как показывают расчеты, при выполнении требований соответствующих пунктов ПДД у водителя имеется техническая возможность предотвратить наезд, прибегнув, согласно п.10.1 Правил, к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, т.е. к экстренному торможению. Особенно актуальной эта проблема становится при движения транспорта в жилых зонах, когда водители вместо максимальных 20 км/ч двигаются со скоростью 40 км/ч и более, забывая о том, что в жилой зоне пешеходы имеют значительное преимущество перед транспортными средствами (раздел 17-й ПДД).
Важной характеристикой ДТП при его экспертном исследовании является понятие "момент возникновения опасности для движения" водителя. Этот момент назначается судом, следствием или дознанием и, в зависимости от обстоятельств, существенно влияет на результаты (выводы) экспертизы. Поэтому водителям важно четко представлять это правовое понятие, уметь правильно и своевременно оценивать возникшую дорожную ситуацию и, если уж произошло ДТП, понимать принимаемые по отношению к нему действия. Рассмотрим наиболее типичные ситуации поведения пешеходов вблизи дорог и непосредственно на проезжей части (схема N2).
В качестве пояснений к схеме N2 следует обратить внимание читателей на то, что при перемещениях детей вблизи дороги движение является опасным с момента первого их обнаружения водителем. При этом не имеет значения направление движения по отношению к транспортному средству: слева - направо; поперек дороги или под углом; лицом к водителю или спиной. К такой же категории опасности могут быть отнесены лица, находящиеся в нетрезвом состоянии и намеревающиеся пересечь дорогу.
Здесь рассмотрены дорожно-транспортные ситуации в условиях хорошей видимости и при отсутствии подвижных или неподвижных препятствий, ограничивающих видимость водителю.
Происшествия в условиях ограниченной видимости (туман, снег, темное время суток) и внезапного появления пешехода из-за препятствия будут рассмотрены отдельно.
Водителям, совершившим наезд на пешехода с причинением телесных повреждений или смертельной травмы, по действиям которых возбуждено уголовное дело, психологически тяжело ждать решений. Часто у них появляется желание иметь представление о последствиях, и они обращаются с просьбами произвести некоторые предварительные расчеты, например скорости движения. Для этого легко можно воспользоваться элементарными расчетами с учетом длины следа торможения автомобиля юзом, если он имеется на схеме ДТП. Так, например, для схемы ДТП N1 расчетная скорость автомобиля ВАЗ-2110, двигавшегося с одним водителем на сухом асфальте горизонтальной дороги, определяется по формуле:
Va=1, 8·jT·t3+ 26·jT (Sю-L) = 1, 8·6, 8·0, 35+ 26·6, 8(32-2, 5)=76, 5км/ч,
где jT = 6, 8 м/с2 - расчетное замедление для рассматриваемых условий;
t3 = 0, 35 с - время нарастания замедления до установившегося значения;
Sю = 32 м - длина следа торможения от начала до передних колес;
L = 2, 5 м - база автомобиля.
В других дорожных условиях и при других типах транспортных средств коэффициенты jT и t3 будут другие. Весь справочный материал имеется у специалистов, к которым, при необходимости, можно обращаться, имея на руках копию схемы ДТП.
Длительный опыт работы с материалами ДТП позволяет выделить основные действия водителей при движении в условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов:
- движение должно происходить со скоростью, не превышающей установленных ПДД ограничений;
- водитель должен быть всегда внимательным, уметь правильно оценивать постоянно меняющуюся дорожную ситуацию;
- поддерживать свой автомобиль всегда технически в исправном состоянии;
- при возникновении опасности для движения принимать адекватные меры и, прежде всего, снижать скорость в темпе, какой диктует сама обстановка.
При этих условиях, даже при совершении наезда на пешехода вследствие его неправильного поведения на дороге, можно и необходимо быть уверенным в своей правоте и отстаивать свои интересы активно. А это возможно в том случае, если водители сами будут владеть суммой познаний в области анализа ДТС.
Вопрос специалисту. Со мной, как пешеходом, произошло дорожно-транспортное происшествие в виде наезда на меня в тот момент, когда я двигался по пешеходному переходу, а транспортные средства находились далеко. В крайнем правом ряду автомобиль остановился, пропуская меня, и я спокойно продолжил движение, но водитель заднего автомобиля его объехал и сбил меня практически посредине дороги. Решение по моему делу все затягивается; меня всячески уговаривают отказаться от претензий к водителю, а мне необходимы средства на лечение полученных травм. Неужели водитель этот прав и к нему не будут приняты меры наказания?
Ответ специалиста. Согласно п.14.2 ПДД, если перед нерегулируемым перекрестком остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжить движение, лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.
Таким образом, действия водителя, совершившего наезд на вас, не соответствовали требованиям п.14.2 Правил и он должен нести соответствующую степени причинения вам вреда ответственность. Если вы располагаете схемой ДТП, то обратитесь через редакцию газеты к специалистам, с тем чтобы они просчитали ситуацию и подсказали дальнейшие действия.
Эксперт-автотехник 1-й категории.