Перейти к основному содержанию

Главная      БЛИЖАЙШАЯ ЦЕЛЬ - ДОВЕСТИ ДОРОЖНУЮ СЕТЬ РОССИИ ДО НОРМАТИВНОГО СОСТОЯНИЯ

БЛИЖАЙШАЯ ЦЕЛЬ - ДОВЕСТИ ДОРОЖНУЮ СЕТЬ РОССИИ ДО НОРМАТИВНОГО СОСТОЯНИЯ

Строительство и эксплуатация автомобильных дорог по-прежнему остаются одной из важнейших проблем России. 12 мая 2006 года заместитель министра транспорта РФ Александр МИШАРИН в Екатеринбурге выступил с докладом на заседании Совета при Полномочном представителе Президента РФ в УрФО о состоянии и развитии автодорог Уральского федерального округа. Публикуем его выступление с небольшими сокращениями.

Площадь Уральского федерального округа составляет около 10,5 процента от территории России. Округ пересекают крупные транспортные коридоры, связывающие его с соседними регионами европейской и азиатской частей России и обеспечивающие пропуск транзитных транспортных потоков. В их числе - проходящие по территории России трансконтинентальный маршрут "Транссиб" по направлению Москва - Владивосток, другие российские транспортные коридоры и ответвления от них в направлении на Казахетан, Среднюю Азию и Китай.

Протяженность автомобильных дорог на территории УрФО по состоянию на 1 января 2006 года составляет почти 43 тысячи километров, из которых свыше 37 тысяч имеют твердое покрытие. При этом протяженность федеральных дорог округа чуть превышает 3 тысячи километров (это менее 7 процентов). Все федеральные трассы имеют твердое покрытие.

Рассматривая сеть автодорог УрФО в общей структуре дорожной сети Российской Федерации, следует отметить, что протяженность федеральных автодорог Урала составляет 7,8 процента от общей протяженности сети федеральных дорог России.

Из 5682 сельских населенных пунктов 4168 (или 73,4 процента) имеют связь по дорогам с твердым покрытием, что несколько превосходит аналогичный средний показатель по России, равный 66,4 процента.

Основным документом, определяющим направления транспортной политики страны на долгосрочный период, является Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. С учетом Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, в рамках реализации основных положений Транспортной стратегии, была разработана система первоочередных мероприятий на среднесрочный период и определен объем ресурсов, который должен быть задействован для достижения запланированных результатов. Базовым элементом стратегического плана Министерства транспорта Российской Федерации являются развитие и содержание сети автомобильных дорог общего пользования.

В современных условиях задача ремонта и содержания автодорог приобретает приоритетное значение. Выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из важнейших условий обеспечения их сохранности, повышения безопасности движения и экологической безопасности объектов, долговечности и надежности автомобильных дорог и сооружений на них, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства.

Состояние автомобильных дорог не в полной мере соответствует современным требованиям к инфраструктуре.

К концу 2005 года доля автодорог, соответствующая нормативным требованиям, уменьшилась и составляет только 37 процентов, а доля дорог, работающих в. режиме перегрузки, увеличилась по сравнению с показателями 2004 года.

Несмотря на предпринимаемые меры, разрыв между темпами роста автомобилизации и развитием дорожной сети пока не преодолен.

Основная задача среднесрочного периода - переломить ситуацию и остановить ухудшение, довести состояние существующей дорожной сети до нормативного уровня к 2010 году. Для этого нужно откорректировать и утвердить новые нормативы текущего содержания объектов и полностью перейти к финансированию по нормативам. Кроме того, требуются заблаговременная организация и ужесточение контроля проектных работ. С этой точки зрения, переход на принципы трехлетнего планирования существенно эффективнее, поскольку позволяет заложить оптимальный график реализации каждого проекта.

Основным источником финансирования развития и содержания федеральной дорожной сети является подпрограмма "Автомобильные дороги" ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", которая была откорректирована по поручению Правительства РФ. Согласно откорректированной Программе, на 1 рубль федерального бюджета расходовалось 1,2 рубля из бюджетов субъектов Российской Федерации и 1,7 рубля - из внебюджетных источников.

На первом этапе (2001-2005 годы) было намечено выполнение работ, направленных на обеспечение функционирования дорожной сети. Планировалась реализация проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог в наиболее перегруженных автодорожных узлах, а также строительство дорожных объектов, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность государства. В УрФО к таким дорогам были отнесены Тюмень - Ханты-Мансийск, Москва - Челябинск (обход города Челябинска).

На втором этапе (2006-2010 годы) планируется ликвидировать отставание по объемам ремонтов на сети федеральных автомобильных дорог и сократить это отставание на сети территориальных автомобильных дорог.

При планировании расходов инвестиционного характера на текущий год более чем в два раза были увеличены расходы на содержание и ремонт федеральных автомобильных дорог в Российской Федерации; они составят 42,7 млрд. рублей. Сделано это практически за счет уменьшения расходов на строительство и капитальный ремонт, на что в 2006 году предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 39,9 млрд. рублей.

В Уральском федеральном округе предусмотрено выделение средств федерального бюджета:

- на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог в объеме 101,4 млн. рублей в 2006 году, 390,0 млн. рублей в 2007 году;

- на капитальный ремонт федеральных автомобильных дорог (включая расходы на проектно-изыскательские работы) 979,5 млн. рублей в 2006 году. В 2005 году на эти цели было направлено 467,5 млн. рублей.

Очень важно сконцентрироваться на проведении структурных реформ в дорожном хозяйстве. Минтрансом России разработана и направлена в Правительство РФ Концепция реформирования дорожного хозяйства, она направлена на повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Одной из составляющих Концепции является внедрение новой техники и инновационных технологий дорожного хозяйства. Новый импульс работе в этом направлении придает обозначенное в ежегодном Послании Президента России создание благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности. Минтранс России проводит работу по формированию специализированного фонда научной поддержки транспорта. Создание специализированных региональных целевых фондов может стать дополнительным источником развития и содержания инфраструктуры.

По итогам совещания по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа 10 мая 2005 года Министерство транспорта Российской Федерации направило в Правительство РФ предложения об образовании целевых источников финансирования эксплуатации и развития автомобильных дорог. Необходимость целевого финансирования дорожного хозяйства поддержана органами законодательной и исполнительной власти большинства субъектов Российской Федерации; тридцатью пятью из них внесены предложения по конкретным источникам финансирования территориальной дорожной сети. Ключевым механизмом повышения инвестиционной привлекательности отрасли становится государственно-частное партнерство.

Приоритетным направлением государственно-частного партнерства должны стать концессии в сфере платных автодорог. Минтрансом России разработан и направлен в Правительство РФ проект закона "О платных дорогах", его скорейшее принятие станет новым шагом к развитию механизмов финансирования дорожного хозяйства страны.

Государственные транспортные концессии позволят только в дорожной отрасли к 2010 году ежегодно привлекать 2-3 млрд. долларов США частного капитала.

В соответствии с Посланием Президента России одним из основных приоритетов государственной политики в сфере автомобильных дорог становится повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.

Доступность рынка транспортных услуг, в том числе ценовая, является ключевым условием повышения мобильности, инструментом повышения качества жизни населения России.

Одним из направлений повышения транспортной доступности является развитие сети дорог общего пользования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в первую очередь сельских дорог, что позволит уменьшить затраты времени на поездки, повысить доступность услуг медицинских, культурных и образовательных учреждений.

Ныне мобильность российских граждан в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах мира. Около 50 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с системой наземных транспортных коммуникаций. Для значительной части населения страны по-прежнему остаются недоступными услуги магистрального пассажирского транспорта.

Средства на приведение в нормативное состояние связывающих населенные пункты сельских дорог для приемки их в сеть автомобильных дорог общего пользования пока не используются субъектами РФ в полной мере. Субъекты Российской Федерации, входящие в УрФО, не вносили предложения по финансированию сельских автомобильных дорог за счет средств федерального бюджета, направляемых в 2005-2006 годах в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования. Основная причина низкой активности регионов - отсутствие проектной документации. Анализ показывает, что регионы пока не имеют системного решения по организации и финансированию этой работы.

В первом чтении принят проект федерального закона "О транспортной безопасности", в федеральном бюджете на 2006 год зарезервированы средства на его реализацию. В 2006 году в соответствии с поручением Президента Российской Федерации начнется реализация Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения.

В 2005 году создан Инвестиционный фонд Российской Федерации.

В Минтрансе России разрабатываются механизмы финансирования инфраструктурных проектов, подписано соглашение с Внешэкономбанком России, организована образовательная программа для подготовки специалистов по концессиям на транспорте. Создан Экспертный совет по развитию государственно-частного партнерства. Уже представлено более 25 проектов, которые могут быть поданы на конкурс в Инвестфонд, по каждому из них активно функционируют рабочие группы.

Важнейшая задача 2006 года - старт реализации крупномасштабных проектов на транспорте, направленных прежде всего на обеспечение доступности услуг транспорта для населения, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской транспортной системы. Одной из важнейших задач в этой сфере является формирование рыночных отношений в сфере землепользования. Необходимо скорейшее завершение разработки нормативно установленного порядка резервирования и изъятия земельных участков в целях строительства и реконструкции объектов транспортного комплекса. Следующий неурегулированный вопрос - это отсутствие правовых механизмов вовлечения в хозяйственный оборот придорожных полос и полос отведения, которые мы рассматриваем в качестве одного из возможных эффективных инструментов сокращения бюджетных расходов на содержание дорог и создание дополнительной базы доходности для проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства.

В Минтрансе России действует Рабочая группа по развитию платных автомобильных дорог и других объектов транспортной инфраструктуры. В ее задачи входят мониторинг хода реализации инвестиционных проектов создания платных автомобильных дорог, совершенствование нормативной, методической и законодательной базы, организация взаимодействия с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Председателем Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадковым подписано постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года N 209 "О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации". Этот проект определяет критерии разграничения полномочий в отношении автомобильных дорог между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. При этом предполагается, что такое разграничение полномочий будет основой для выполнения функций по оказанию государственных и муниципальных услуг, управлению государственным и муниципальным имуществом в сфере дорожного хозяйства, для решения вопросов местного и межмуниципального характера.

Минтранс России подготовил и направил в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию механизма финансирования расходов на эксплуатацию и развитие автомобильных дорог. Предлагается создать межведомственную комиссию в составе ответственных представителей причастных министерств, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Дорожное хозяйство остается пока единственной отраслью в Российской Федерации, не имеющей законодательного акта прямого действия, регламентирующего особенности правового регулирования содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации. Поэтому важнейшим принципиальным вопросом были и остаются разработка и принятие базового федерального закона в сфере дорожного хозяйства, в котором должны найти отражение пути решения важнейших проблем развития автомобильных дорог. Концепция федерального закона "Об автомобильных дорогах" разработана, согласована с причастными министерствами и передана на экспертизу в Минюст России и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.