Перейти к основному содержанию

Главная      ЕДЕМ В ЗАБЫТЫЕ БОГОМ ДЕРЕВНИ

ЕДЕМ В ЗАБЫТЫЕ БОГОМ ДЕРЕВНИ

Ульяновский эксперимент удачен!

Годы перестройки, изменение политического строя в России, переход к рыночным отношениям оказали заметное влияние на сферу досуга. Наиболее ощутимыми они стали для учреждений культуры. Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение поступлений в государственный бюджет обусловили снижение государственного ассигнования на нужды культуры.

Хуже всего дело обстояло в сельской местности. Если в городах аренда была спасением, то в селах, где на то время не было еще коммерческих структур, происходило полное затухание не только культуры, на и жизни района в целом. Кроме того, было заморожено начавшееся строительство Ульяновского районного Дома культуры (лишь четыре года назад "стройка века" закончилась).

Материальная база учреждений культуры района стала приходить в упадок, здания требовали ремонта, ассигнований не поступало, количество их стало сокращаться, снизился уровень заработной платы работников культуры. Текучесть кадров отличала клубные, библиотечные учреждения. Особенно на селе. Основные причины - отсутствие квалифицированных специалистов, плохие жилищные и бытовые условия, низкая оплата труда, падение престижа профессии, к тому же район оказался пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

ЕСТЬ СВОЙ ЦЕНТР!

Нужно было искать выход из кризиса, район не мог оставаться без культурной жизни.

Выход из ситуации предложила заведующая отделом культуры Ульяновского райисполкома Татьяна Ивановна Зотова. Она предложила централизовать средства, выделяемые из районного бюджета на культуру, упорядочить клубную сеть района, упразднить некоторые должности. В ряде сельских клубов стало нецелесообразно держать работников на полных ставках: из-за малочисленности населения сократился объем работы, возложенной на учреждения культуры. Решением администрации райисполкома некоторые из таких клубов закрыли, некоторые перевели на 4-часовой рабочий день, ввели должности культорганизаторов вместо должностей директора и художественного руководителя с оплатой труда по 6-8-му разрядам ЕТС.

Мастера искусства редко заезжают в наш район. Потому трудно переоценить роль самодеятельных артистов. Появилась мысль организовать коллектив со штатом в 14 человек - директор, заместитель, 4 методиста, режиссер, 3 артиста, аккомпаниатор, киномеханик, два водителя. Высвободившиеся финансовые средства за счет сокращения штатных единиц в неперспективных клубах пошли на содержание нового коллектива.

Так в районе появился передвижной центр народного творчества. Он имел свой устав и план работы на год. Все финансовые и творческие вопросы решались самостоятельно директором центра в рамках централизованной бухгалтерии отдела культуры, им утверждались штатное расписание, устанавливались должностные оклады, надбавки и доплаты в зависимости от объема работ.

Каковы задачи и методы работы? В первую очередь - проведение культурно-массовых мероприятий, обслуживание населения малых и дальних деревень, где нет стационарных учреждений. Ведущее место в работе - изучение фольклора, его сохранение и развитие, возрождение народных традиций, обрядов, праздников, организация концертов, активное участие в проведении и подготовке районных фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, семинаров, проведение на договорных основах платных мероприятий.

Наряду с творческой деятельностью центр организовывал встречи на селе с людьми, которые помнят песни русской старины, с целью возрождения пользовавшихся когда-то популярностью фольклорных коллективов.

Большое внимание было уделено поиску элементов русского костюма, характерного для нашего района. Одно время центр решал, особенно в отдаленных, малых деревнях, социальные проблемы. Центровцы с концертами привозили товары первой необходимости, которые заказывали им жители, - хлеб, лекарства.

Большим и важным делом для центра стал устроенный им День малой деревни, который проводился и проводится до сих пор. В это день РПЦНТ приезжает в забытые Богом деревни, собирает всех жителей устраивает чаепитие, где за столом поются старые, любимые жителями песни, а потом вручаются подарки.

КТО СТОЯЛ У ИСТОКОВ?

Не могло быть и речи о центре, если бы в нем не было интересных творческих людей, именно они стояли у истоков его создания, - диспетчер совхоза "Ульяновский" Клавдия Михайловна Антипова, которой не было равной в исполнении романсов и русских песен, Александр Николаевич Денежкин, обладатель широкого вокального диапазона, Раиса Баранова, сотрудник ОБХСС, Виктор Жуков, известная во всем районе критическими к власти частушками, Александра Федотова, человек искусства Дмитрий Сергеевич Гончаров, мастер игры на баяне Михаил Васильевич Яшкин, Александра Тарасова, Владимир Черкесов.

Был создан вокально-инструментальный ансамбль "Контраст", который существует по сегодняшний день. Расширялся штат, приходила молодежь: Елена Терехова, Лариса Матюшкина, Михаил Садкевич, Михаил Алимцев, Татьяна Шишкова и другие.

За эти годы было все: выступления в холодных клубах, чествование победителей жатвы в тридцатиградусную жару под нещадно палящим солнцем. Можете представить себе выступления на животноводческих фермах, когда вокруг визжат и мычат. А ночевка в забуксовавшем автоклубе? Помним и наше пешее путешествие от Позднякова до Ульянова с тяжелой аппаратурой, а потом и выступление перед администрацией района.

Все это окупалось любовью и признательностью земляков.

В феврале этого года РПЦНТ отметил свое 13-летие. За эти годы много воды утекло. Любовь к музыке сблизила талантливых Владимира и Александру теперь уже Черкесовых, именно здесь они набрались опыта и профессионализма, теперь они уже сами создали свою группу "До-ми-нор". Для культуры района это большой плюс.

Сегодня в коллективе - в основном молодые кадры. Александр Степин, директор центра, пожалуй, самый талантливый и лучший аранжировщик эстрадных песен. На фестивале эстрадного творчества, проходившем в нашем районе, он получил диплом лауреата конкурса за лучшие аранжировки.

К сожалению, нет в районе специалиста по фольклору. Мы сами в заброшенных селах, брошенных домах искали предметы старины и быта. Мы восстанавливали краеведческий музей района, в частности, создали панораму фронтовой землянки.

Именно РПЦНТ стал организатором выставки народно-прикладного искусства, организовал фольклорный фестиваль художественной самодеятельности района, в котором приняли участие и школы.

РАДЫ, ЧТО ВСПОМНИЛИ О НИХ

Традицией стал День малой деревни, который мы приурочиваем к празднику Святой Троицы. Как и раньше, приезжаем со своим самоваром, угощением и подарками. Все оставшиеся в деревне жители с удовольствием приходят нарядные и обрадованные тем, что еще не забыли их. Сколько благодарностей мы получаем!

При центре существует женская вокальная группа "Калина", которая радует любителей русской баянной песни.

Традиционным стало мероприятие, которое посвящено удивительному миру романса, когда в краеведческом музее, в зале-горнице, накрывают столы, зажигают свечи, приглашают гостей.

Придумали мы еще одно мероприятие: встречаем старейших работников культуры, тех, кто уже не работает. Думаем проводить эти встречи с людьми разных профессий.

В 2003 году была разработана культурно-досуговая программа массовых гуляний, посвященных 60-летию освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков. Надолго запомнилась праздничная программа с театрализованным представлением - ожившими картинами войны, факельным шествием, салютом, народным гуляньем на площади.

ДОЛОЙ ШТАМПЫ!

Центр в последнее время старается отойти от привычных штампов и шаблонов, мы ищем новые формы. Создание сценария концерта - сложный, творческий процесс, в котором нужно так соединить все компоненты, чтобы получилось оригинальное художественно-просветительное произведение. Соединяем различные выразительные средства: стихи, музыку, песни и другие жанры в единую логическую композицию.

Именно так мы создали концертные программы, полюбившиеся зрителям: "Как упоительны в России вечера", "Осенняя мелодия", "Любовь всего превыше на земле". С последней программой мы объездили почти весь район и даже побывали в других районах, везде концерт прошел "на ура".

Стоит ли говорить, как рады нам жители сел Брежнево, Кирейково, Поздняково, Касьяново, Озерно, Сорокино. Там всегда наш приезд - праздник. Особенно популярна там группа "Контраст".

Еще бы: колхозы закрыты, сообщение с райцентром желает быть лучшим, люди заброшены, забыты...

УЧИМ И САМИ УЧИМСЯ

Практикуется кураторство, за каждым работником центра закреплен свой клуб. При центре существует методический отдел. Эта своеобразная лаборатория обеспечивает внедрение в практику прогрессивных форм и методов работы. Мы анализируем сценарные планы, разработки, создаем методические рекомендации, обрабатываем все методические материалы, спецлитературу, которую достаем своими силами, на этой основе комплектуем библиотеку методкабинета. Собираем лучшие сценарии, методические разработки, партитуры песен. Здесь же мы изучаем репертуар и исполнительское мастерство, прослушиваем на местах, поправляем, подсказываем, советуем.

Чтобы помогать сельским домам культуры и клубам правильно оценивать социально-культурную ситуацию, нужно самим быть грамотными специалистами. И работники центра повышают свой профессиональный уровень. Сегодня в Калужском училище культуры обучаются четверо центровцев, причем двое из них по специальности, которая нужна в нашей работе, - фольклорное пение, так как до сих пор в районе еще не было ни одного профессионального специалиста в этой области. Двое обучаются по специальности педагоги-организаторы социально-культурной деятельности досуговых программ.

ДЕНЕГ БЫ ПОБОЛЬШЕ...

Очень у нас много планов, фантастически-прекрасных, но нет средств! Если бы спонсоры, богатые организации, частные предприниматели Ульяновского района чаще были бы такими добрыми, как в канун 60-летия! Тогда совместно с администрацией района они выделили средства на проведение праздника, салюта. Как жаль, что мало таких людей, как Михаил Владимирович Ярушин, который вкладывает свои деньги и время в группу "До-ми-нор".

Те же малые деньги, которые мы зарабатываем сами, не могут обеспечить нас, так как в основном они идут на содержание автомашины.

Износилась и аппаратура, которая 13 лет тряслась в машине по бездорожью вместе с нами, работавшая в сырых, холодных клубах. Да и устарела она, нужны новые инструменты, современные технические средства. В этом году благодаря администрации области выделен новый автоклуб, чему мы очень рады.

Центру нужен хотя бы один компьютер. Не будет проблем с распечаткой и распространением методических разработок и сценариев в помощь сельским клубам.

Уж не говорю о костюмах, которые время не щадит, нужно обновлять свой гардероб...

Сегодня мы размещаемся в двух маленьких кабинетиках, которые любезно выделила нам музыкальная школа. Порой некуда костюмы и реквизиты положить.

Можно закрыть глаза и сказать: "В тесноте, да не в обиде", а потом посмотреть на другие проблемы и сказать: "Все будет хорошо!". Именно так мы сейчас и живем, мы закрываем глаза на смешную зарплату, на многое другое. Мы, артисты (пусть непрофессиональные), не должны показывать нашим людям, без того обездоленным, озадаченным вечным поиском денег, наши проблемы. Мы должны нести добро, культуру в массы.

Хочется сказать спасибо всем: заведующей отделом культуры Татьяне Ивановне Зотовой, главе МО "Ульяновский район" Михаилу Ильичу Корнееву, Тамаре Васильевне Курбаковой, Михаилу Вадимовичу Ярушину, Людмиле Сергеевне Барановой - за понимание того, как много значит культура. И всем, всем, кто внес и сегодня вносит вклад в существование и развитие РПЦНТ. Наш центр задумывался как экспериментальный. Эксперимент оправдал себя и стал удачным примером для создания аналогичных центров в других районах. Ибо если на селе еще теплится культура, значит, жизнь продолжается...

Владимир ХРУСТАЛЕВ, режиссер районного передвижного центра народного творчества отдела культуры Ульяновского района.