Перейти к основному содержанию

Главная      В СПОРТЕ ИНВАЛИДОВ НЕТ!

В СПОРТЕ ИНВАЛИДОВ НЕТ!

Пожалуй, свою главную победу в жизни Валерий Тимошкин уже одержал. Когда судьба поставила перед ним почти гамлетовский вопрос: быть или жить, - откровенно говоря, шансов на оптимистичный ответ почти не было. Прикованный к кровати медицинским диагнозом "перелом позвоночника" , означавшим, что весь мир для него теперь умещается в четырех стенах, Валерий о многом передумал, благо времени стало "взахлеб". И так уже складывалось, что больше всего думалось о будущем. А чего ворошить прошлое? Зачем душу травить? Случилось то, что случилось. Почти как в "Бриллиантовой руке". Шел через мост, поскользнулся, упал. Очнулся - гипс. И врачебный приговор - инвалидность на всю оставшуюся жизнь.

Валерию посчастливилось тогда услышать от кого-то: "В спорте, в искусстве инвалидов нет, так как душа не ломается, тело может сломаться, а душа - нет". Конечно же, отчасти спорное утверждение, но оно запало в голову, породило надежду. Вернувшись из больничной палаты домой, освоил инвалидную коляску, мастерил по заказу браслеты для часового завода. А рядом всегда была супруга. И уже медицинский диагноз не казался пожизненным приговором. Возвращались телесные и духовные силы, а вера в себя стала самым эффективным "лекарством". Шаг за шажком, но недуг все-таки сдавал свои позиции, а Валерию уже не терпелось перестать чувствовать себя инвалидом. Он убедился, что почти все зависит от самого человека, и поэтому пробовал силы даже в том, до чего не доходили руки абсолютно здорового Тимошкина. Так и случилось, что почти через три года после вердикта докторов Валерий впервые сел за руль "Запорожца" , а затем - "Жигулей". Машина, конечно же, облегчала будничную жизнь, а что еще от нее надо?

Но в 1995 году Валерий лично удостоверился, что автомобиль не только средство передвижения. Как раз тогда в Пензу завернуло международное ралли "Париж - Красноярск". Событие для нашего города по тем временам неординарное, "звездное" и красочное по мировым стандартам. Но если мы, журналисты, пробивались за интервью к именитым гонщикам, то Тимошкина больше заинтересовали водители-инвалиды. Организаторы ралли, кстати, особенно подчеркивали их участие в многокилометровом и многодневном автопробеге по европейским странам. Мы в то время этого не понимали и гордились, что в области балета, хоккея - впереди Европы всей, а инвалиды как бы жили другой, своей действительностью...

Тот разговор с участниками ралли "открыл" для Тимошкина Московский автоклуб инвалидов. Валерий настолько заинтересовался им, что отправил туда письмо со всеми существовавшими в русском языке вопросами. А когда получил ответ, понял, что судьба дарит ему "золотой ключик". Ему уже мало было просто "крутить баранку" по городским улицам: адреналин ударял в голову с поворотом ключа зажигания. Но надо сказать, что Валерий научился за рулем держать себя в руках, свято чтит Правила дорожного движения, потому и не было в шоферской практике ДТП по его вине. Даже в самых экстремальных ситуациях он сохраняет самообладание.

Постоянная переписка с московским автоклубом привела к приглашению стартовать в ралли. А Валерий будто бы только и ждал этого (уж думал - точно), поэтому откликнулся, как пионер: "Всегда готов!". И замелькал "Жигуленок" с пензенским номером на трассах Подмосковья, Прибалтики, Украины. Конечно, поначалу не среди лидеров, но амбициозности Валерия хватало на целую команду. Этим он явно выделялся не только среди дебютантов, но и среди "старожилов".

Но правильно говорят, что опыт - дело наживное, а "наживное" предполагает какой-то временной отрезок. Для Валерия он растянулся почти натри года. Тимошкин уже стал признанным асом, ему всего чуть-чуть не хватало, чтобы стать призером то одного, то другого ралли.

И вот пробил "звездный час". Он выпал на чемпионат Европы 1999 года по ралли среди инвалидов в Чехии. Дебютант столь престижных соревнований сотворил главную сенсацию, завоевав бронзовую медаль. А ведь со "знакового" ралли "Париж - Красноярск" прошло всего лишь четыре года, один из которых ушел на переписку с московским клубом.

Успех на европейском чемпионате психологически раскрепостил Валерия как гонщика: начался счет призовых мест и в российских ралли. Тут особенно следует выделить второй результат в престижнейшей "Золотой осени" в Тольятти. А недавно Тимошкин стал бронзовым призером московской "Надежды". Но это явно не "вечер" в спортивной биографии пензенского гонщика, хотя все больше и больше времени у него отнимает параллельное занятие, также связанное со спортом. Дело в том, что, еще только начиная свою "карьеру" гонщика, Валерий озадачился организационными вопросами создания в Пензе автоклуба инвалидов. И что его особенно вдохновило тогда - начинание сразу нашло отклик. Так собрались единомышленники, которым всего-то и нужно было встретиться вместе, чтобы делать общее дело. И вот уже на их счету соревнования по фигурному вождению "Сурская осень" (кстати, Тимошкин лишь раз стартовал в них, проявив затем "педагогический" прием - дал возможность почувствовать вкус победы другим гонщикам).

Возможности клуба можно определить принципом - "не числом, а умением". Действительно, их всего шестнадцать, преданных автоспорту. Да еще, наверное, надо прибавить соратников из открывшегося в Кузнецке клуба. Но они уже загорелись очередной идеей Тимошкина - провести на пензенской земле настоящее авторалли. Конечно, задумка красивая, амбициозная, но по силам ли окажется общественникам? Валерий утверждает, что ралли обязательно будет, дайте только срок.

А знаете, что Тимошкин в каждом ралли, без исключения, приводил свою машину на финиш? Ни разу не сошел с дистанции! Уникальный гонщик.

Я бы еще добавил - уникальный человек...