Перейти к основному содержанию

Главная      Подсевшие на колеса

Подсевшие на колеса

День вождения

Автомобиль - беспроигрышная тема для общения. Как минимум потому, что о нем можно говорить дольше, чем о погоде. Некоторые могут обсуждать машины бесконечно - они и составляют костяк клубов любителей тех или иных автомобильных марок. Активист автоклубной жизни Сергей Чумин уверен, что в подобные тусовки людей притягивает не только возможность обсудить последнюю новинку любимого брэнда.

Отцы-"авторушники"

Говорят, со временем хозяин собаки и его питомец становятся похожи друг на друга. То же относится и к автомобилю. С той лишь разницей, что характер своего автомобиля человек иногда приобретает задолго до его покупки. Когда идентификация его личных черт с индивидуальными чертами той или иной марки доходит до предела, человек начинает искать общения с себе подобными (людьми, а не автомобилями). Так возникают автоклубы.

Фундамент клубного движения и его главный принцип - наличие автомобиля является лишь поводом для приятного общения - был заложен еще в советские времена, когда широко практиковались мужские посиделки "в гараже". Теперь все, конечно, солиднее: автоклубы бывают виртуальные и реальные, а чаще попадаются обе формы общения. Появилась даже статистическая закономерность: чем эксклюзивнее модель, тем больше ее владельцев (в процентном отношении к общему числу владельцев машин этой марки) состоит в клубах. И наоборот.

Поворотным событием для автолюбителей стало создание в начале 90-х Михаилом Рогальским сайта www.auto.ru, который стал стартовой площадкой для общения владельцев самых разных автомобилей и марок. Сайт www.auto.ru для многих и сейчас остается центром притяжения, несмотря на появление собственных сайтов у отдельных клубов. За время существования этот портал оброс массой околоавтомобильных конференций, дополнительных сервисов и даже новостной лентой, а за его участниками закрепилось прозвище "авторушник".

Собственно, "авторушники" и стали основателями самостоятельных клубов, обладающих своими сайтами и проводящих регулярные встречи. Первыми объединились владельцы отечественных автомобилей, затем немецких, а позже движение приобрело массовый характер. Затем внутри "марочных" клубов, стали появляться "модельные" секции. Поскольку рынок продолжает развиваться, новые клубы возникают до сих пор. "Причиной моего появления в клубе была одна из моих первых машин - ВАЗ-2105, - вспоминает Дмитрий Кудинкин, член клуба любителей Peugeot. - Потом Volvo, потом Peugeot. Вначале это скорее была потребность в информации, а затем просто желание пообщаться с близкими по духу людьми".

Клубное пространство не ограничено ничем - на нем мирно сосуществуют "Ока"-клуб и Московский клуб любителей Ferrari. Даже день проведения собраний у многих общий - четверг. Более того, бывают и совместные мероприятия, например, клубов любителей BMW и Peugeot. Отдельное течение - движение джиперов, имеющее свои законы и правила.

Правила автоклубного движения

Любой из клубов - это в первую очередь огромное собрание информации по той или иной марке. На сайтах клубов можно найти советы по самостоятельному ремонту (что особенно важно для владельцев подержанных машин, снятых с производства), узнать адреса сервисных центров, которые могут помочь с таким ремонтом за приемлемые деньги. Автоклуб (возможно, не один) полезно посетить перед покупкой автомобиля. Здесь потенциальный покупатель сможет узнать массу того, о чем не всегда расскажут в дилерском салоне или на официальном сайте автопроизводителя. На реальных же встречах членов клуба можно непосредственно ознакомиться со многими моделями, а на некоторых и прокатиться.

Как и в любом интернет-сообществе, участников клуба принято идентифицировать по прозвищам или никам. Иногда в нике может быть зашифрована информация об автомобиле - например, "Turboded" означает, что владелец ника, скорее всего, передвигается на автомобиле, оснащенном нагнетателем. Несанкционированное использование ника - одно из наиболее тяжких нарушений правил поведения в клубе.

Правила поведения в клубах напоминают неписаные законы других интернет-конференций. Но есть и чисто автомобильные нюансы - например, строго запрещено отзываться о других марках в оскорбительной или непристойной форме. Не приветствуется обсуждение тем, напрямую не имеющих отношения к марке или жизни клуба. Но если кому-то из членов клуба внезапно требуется помощь, ему ее всегда готовы оказать.

Пропуск на автосервис

Клубы автолюбителей - это неформальная сторона существования автомобиля, официальную же сторону представляют производитель, его представительство в России и дилеры. Отношение у них к клубному движению разное. Например, сотрудники и руководители одних дилерских компаний постоянно присутствуют в конференциях, а для других посещение форумов строго запрещено. Но и те, и другие внимательно следят за происходящим в сети. Иногда обращение к дилеру через конференцию становится последним аргументом в деле защиты прав потребителя. Забавно наблюдать, как меняется в лучшую сторону отношение к клиенту на сервисе, когда выясняется, что он член клуба. Сотрудники дилерских центров иногда тоже являются участниками автоклубов и в случае необходимости могут подсказать координаты "правильного" приемщика или расписание нужного мастера.

Официальные представительства автомобильных марок не скрывают, что они заинтересованы в существовании подобных объединений.

Для представительств клубы являются неофициальными послами культуры и ценностей марки. Сегодня уже почти все представительства включили работу с клубами поклонников своей марки в маркетинговые планы.

А некоторые клубы появились при непосредственном участии производителей. Например, объединение Mini-people, появившееся в июне 2004 года. Сейчас в нем больше 100 членов, что немало, учитывая, что в России всего несколько сотен автомобилей Mini. "Началось все с мероприятия, на которое мы позвали всех владельцев Mini, журналистов и потенциальных клиентов, чтобы рассказать о создании клуба и огласить план мероприятий на первый год, - говорит Елена Кравец, сотрудник ООО "БМВ Руссланд Трэйдинг", - Все были чрезвычайно рады знакомству. Ровно через месяц состоялся городской марафон, в котором приняло участие 25 автомобилей. В следующем заезде было заявлено уже не меньше 50 участников! Мы предложили ребятам название „Mini Clubsport", под которым и проходили первые мероприятия. Но спустя некоторое время стало ясно, что клуб владельцев Mini перерос в автономный организм со своим сердцем и движущей силой, огромным количеством творческих планов. Уже через месяц после основания клуба состоялась свадьба владельцев Mini, затем пикники, совместные просмотры фильмов и проч. В ходе бурных обсуждений было выбрано новое, „свое" название клуба, не подсказанное центральным офисом, - Minipeople. Мы сохраняем, на мой взгляд, замечательные отношения. Приятно, что и дилеры Mini не остались в стороне: „Автодом" поддержал поездку клуба в Киев, а „Борис-Хоф" устроил спартакиаду народов Mini".

С марками, которые присутствуют на рынке больше десяти лет, ситуация иная. Клубы этих брэндов сформировались самостоятельно, и иногда представительства рассматривают их как партнеров по формированию рынка. "В любой стране, где продается Peugeot, есть энтузиасты, которых объединяют не только технические оценки, но и личностное отношение к марке, уважение к ее истории и ценностям. Они объединяются в клубы любителей Peugeot. К счастью, Россия не исключение, - говорит пресс-секретарь ООО "Пежо рус авто" Константин Обухов. - Для нас общение с российским клубом - возможность получить обратную связь с владельцами и знатоками марки, чье мнение об автомобилях для нас очень важно".

Особая ситуация с редкими и эксклюзивными марками. Их владельцы - очень важные клиенты, и бросить их на произвол судьбы дилеры не могут. Поэтому практически все встречи владельцев Ferrari или Maserati проходят под патронажем импортера. Как правило, это светские тусовки, не имеющие ничего общего со стихийным пикником в окрестностях Москвы.

Чаще всего клубы стараются поддерживать дружеские отношения с представителями марки, не оформляя их официально. Независимость клуба - неотъемлемое условие его существования. Дмитрий Григорьев из Minipeople полагает, что клуб должен быть независим от всех, кроме его членов: "Материальная цена вопроса слишком мала, чтобы привлекать сторонние средства". Правда, ненавязчивое организационное участие представительств и дилеров в жизни клубов приветствуют все автолюбители.

Техника и жизнь

Разумеется, проблемы с запуском мотора и отказавшим генератором не единственное, что заставляет членов клуба общаться. Рассказывает Павел Курилкин, Клуб любителей Peugeot: "Сначала я попал на форум „ВАЗ", из которого позднее выделился форум „ВАЗ-переднеприводные". Потом участники интернет-конференции решили встретиться. Так виртуальное общение превратилось в реальное. Через какое-то время все заметили, что автомобиль как повод для общения перестал существовать. Он остался просто средством доставки своих хозяев к месту встречи. И это было замечательно. У каждого появилось много новых друзей и знакомых, нашлись общие интересы. На одной из таких встреч я познакомился с очаровательной девушкой, самым прекрасным человеком на свете, которая стала моей женой. Поэтому лично для меня клубное движение сыграло огромную роль в жизни, и зря говорят, что клуб - удел тех, кому нечем заняться".

Хоть свадьбы автолюбителей - для клубов дело уже привычное, в их жизни есть и другие приятные события: путешествия, занятия спортом, экскурсии и пикники. Мероприятия, как правило, безалкогольные - ведь все за рулем! А это делает их привлекательными для всей семьи. Кстати, если кто-то из членов клуба меняет марку машины, то его не вычеркивают из клубной жизни. Это лучшее доказательство того, что главной ценностью для любителей "железок" все-таки остается человек, а не него автомобиль.