На свой страх и риск
Каждый четвертый житель Петербурга пользуется услугами страховых компаний. Почти 70 процентов из них - автомобилисты, владельцы полисов ОСАГО. Ровно год прошел с тех пор, как страхование автогражданской ответственности стало обязательным. Что ждет автогражданку в следующем году, с какими трудностями сталкиваются сегодня участники страхового рынка и как будут решены их проблемы в будущем?
Жизнь или железо
Многие владельцы автомобилей, попадая в аварию, стараются как можно быстрее взыскать со страховой компании деньги на восстановление транспортного средства, напрочь забывая о причиненном вреде здоровью.
- Сегодня в России предъявляемые претензии по ущербу жизни и здоровью составляют 10 процентов от всех претензий по страховым случаям. При этом в стране ежегодно гибнут в ДТП не менее 35 тысяч человек, - констатирует факты заведующая кафедрой страхования СПбГУЭФ профессор Татьяна Федорова. По ее мнению, жители просто не понимают, что их жизнь "тоже чего-то стоит". Естественно, ситуация будет меняться. Страховые компании должны будут выплачивать больше.
Тарифы, выплаты, льготы
Практически каждый автомобилист не доволен суммой страхового взноса - она кажется завышенной, а также суммой выплаты в случае аварии - она всегда кажется недостаточной. Особенно больно бьют тарифные ставки по жителям регионов (сумма страховки порой достигает 50 процентов от зарплаты) и льготным категориям граждан.
- По вине комитета по соцзащите населения Петербурга страховые компании до сих пор не могут произвести возврат 50 процентов премии по ОСАГО инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и блокадникам, - сетует директор "Автоклуба 24" Денис Шубин. - Нет соответствующих законов, в результате пенсионерам приходится платить столько же, сколько и трудоспособным гражданам.
До сих пор не проработано положение о максимальной сумме в случае смерти владельца транспортного средства, утраты автомобиля. Камнем же преткновения является оплата ремонта - фактического или предполагаемого.
Чьи это проблемы?
Но больше всего раздражает участников дорожного движения нерасторопность органов ГИБДД. Ожидание автоинспекторов при ДТП задевает не только застрахованных и пострадавших, но и многих жителей города, вынужденных простаивать в пробках.
Получить справку в ГИБДД -это вообще отдельный разговор. Сегодняшнее законодательство настолько несовершенно, что пострадавший сам вынужден обивать пороги инстанций, ходить в компанию виновника происшествия - процесс затягивается нередко на несколько месяцев.
- К сожалению, наши клиенты не могут воспользоваться сервисом компании, - возмущен положением дел директор филиала "Московский" СК "РЕСО-Гарантия" Дмитрий Большаков. - Процесс общения должен происходить не между автовладельцем и компанией противоположной стороны, а между компаниями. А получать деньги человек должен там, где застраховался, все остальное - проблемы страховщиков.
Дурят и дурить будут
Как показал опыт, система ОСАГО была разработана с большой погрешностью. Только в будущем году начнется работа над созданием единой базы.
- Сейчас страховая история транспортного средства записывается со слов автовладельца, который может скрыть наличие аварий (за что, по идее, должен платить на 55 процентов больше), - отметил заместители руководителя департамента ОСАГО СК "Прогресс-Нева" Антон Рюмин.
Тем же, кто проездил первый год безаварийно, предоставляется 5-процентная скидка (за десять лет она может достигнуть 50%). Хитрость тут заключается в том, что вы должны отъездить все 10 лет на одном и том же автомобиле.
Однако самым спорным и до сих пор не решенным остался вопрос досрочного расторжения договора со страховой компанией. По закону все очень просто, а на деле автовладельцы постоянно сталкиваются с бюрократическими трудностями и требованием выплатить более 23% "за внесенные компанией налоги".
И хотя ни в законе об ОСАГО, ни в договоре с компанией об этой сумме ничего не сказано, страховщики упорно продолжают взимать 20% "на ведение дел" и 3% -в резервный фонд компании.