Перейти к основному содержанию

Главная      Дух экстаза на капоте

Дух экстаза на капоте

В 1920-х годах два "Роллс-Ройса" обслуживали В. И. Ленина. Один из них оснастили гусеницами сзади и лыжами спереди для езды по заснеженным дорогам из Горок в Москву.

Во время Первой мировой войны "Роллс-Ройсы" служили... броневиками.

На "Роллс-Ройсе" князь Юсупов и его сообщники везли бросать в прорубь полумертвого Распутина.

4 мая 1904 года в манчестерском отеле "Мидлэнд" за одним столом собралась странная по английским понятиям компания. Разменявший пятый десяток сын мельника Фредерик Генри Ройс и 26-летний аристократ Чарлз Стюарт Роллс. Первый - сын мельника, механик-самоучка, к 40 годам обзавелся собственной фирмой, где в 1903-м уже собрали три автомобиля. Второй - 26-летний дворянин, выпускник престижного Тринити-колледжа в Кембридже, увлеченный машинами и аэропланами, недавно открыл торговлю импортными авто. Столь разных людей свело желание строить автомобили, каких еще не видывал мир, - самые прочные, самые надежные, самые комфортабельные. Вскоре джентльмены подписали договор о создании совместной фирмы. Но настоящее рождение легендарной марки произошло несколько позже: только в 1906 году на лондонском "Олимпия Мотор Шоу" представили первое шасси "Роллс-Ройс".

Лучший в мире.

Продажу шасси начали в 1907-м. Оно стоило 985 фунтов. В те годы за 800 фунтов можно было купить престижнейший "Кроссли-40НР" (что-то вроде нынешнего шестисотого "Мерседеса"), а простенькая машина обходилась всего в 150 фунтов. Но в заказчиках роскошных машин у именитых мастерских недостатка не было.

Первой машине дали необычное имя - "Сильвер Гоуст" ("Серебряный Дух"). По легенде, названием автомобиль обязан посеребренным наружным деталям одного из первых образцов и необычайно тихому двигателю. Говорили, что самый громкий звук в салоне - тиканье часов. Не исключено, что тогда речь шла о дорогих хронометрах пассажиров, ведь в первых "Сильвер Гоустах" других часов не было.

Уже в 1907-м "Роллс-Ройс" рекламировали как "лучший автомобиль в мире". Самоуверенность компании раззадорила Клода Джонсона - секретаря королевского автоклуба и бывшего партнера Роллса. Он организовал большие испытательные пробеги "Сильвер Гоуста" - сначала на 2000 миль (3200 км), затем на 15 тыс. миль (более 24 тыс. км). Огромное по тем временам расстояние автомобиль преодолел с единственной неисправностью - вышел из строя топливный краник. Джонсон скрупулезно зафиксировал стоимость ремонта: 2 фунта 2 шиллинга 7 пенсов. На хороших участках автомобиль удавалось разогнать до 120 км/ч. Такой скоростью в те годы не могла похвастаться ни одна машина.

А в конце 1909 года создатели увеличили рабочий объем двигателя и довели его мощность до 65 лошадиных сил. В 1911-м для автомобиля знатного заказчика лорда Монтегю (будущего автора первого в мире учебника по вождению "Роллс-Ройсов") художник Чарльз Сайкс нарисовал эскиз крылатой фигурки. С тех пор скульптура, названная "Дух экстаза", стала фирменным знаком "Роллс-Ройса". Кстати, легендарный символ рождался довольно прозаично: Сайксу позировала секретарша лорда Элеонора.

Кто на нем ездил?

Уже с начала 10-х годов прошлого века в автомобиль стали усаживаться самые знаменитые и богатые люди планеты, начиная с миллионера Ротшильда из США и кончая королями Великобритании.

В 1913 году в число именитых клиентов фирмы вошел российский император Николай II.

В мае в Санкт-Петербурге открылась международная автомобильная выставка. Стенд "Роллс-Ройса" занимал в Михайловском манеже достойное место. Автомобиль с роскошным кузовом пополнил царский гараж, позже там появился еще один "Сильвер Гоуст". А на Английской набережной в доме 62 открыли представительство британской компании.

После февраля 1917-го царские "роллсы" служили Временному правительству, затем Совнаркому. В 1920-х годах два "Роллс-Ройса" обслуживали

В. И. Ленина. Один из них оснастили гусеницами сзади и лыжами спереди для езды по заснеженным дорогам из Горок в Москву. Конструкцию гусеничного движителя разработал еще до революции французский инженер, начальник царского гаража Адольф Кегресс. Из "Сильвер Гоуста" вышел неплохой вездеход. Кстати, во время Первой мировой войны "Роллс-Ройсы" служили... броневиками. Прочное шасси выдерживало "крепости" массой до 2 тонн.

После войны "Призрак" модернизировали - появились электростартер и электрическое освещение. Тормозами оснастили все колеса; водителю помогал оригинальный механический усилитель. Шасси существенно подорожало, но спрос превышал возможности завода.

Чтобы насытить заокеанский рынок, в 1921 году пришлось даже открыть филиал в Спрингфилде. Одним из первых покупателей американского "Сильвер Гоуста" стал Нельсон Рокфеллер. В Штатах до 1926 г. построили 1703 автомобиля. В Великобритании "Фантом" сменил "Призрака" годом раньше. На родине выпустили 6173 шасси.

"Сильвер Гоусты" верой и правдой служили хозяевам десятилетиями. В США в 30-х годах на неубиваемые шасси ставили новые модные кузова, а один из автомобилей Ленина, по слухам, безотказно возил некоего провинциального руководителя до 1939 года. И работал бы дальше, но машину вождя отозвали в московский музей.

Среди счастливых обладателей "Роллс-Ройса" были и Чарли Чаплин, и Бенито Муссолини, и Мухаммед Али, и Элизабет Тейлор, и Редьярд Киплинг, и Гульельмо Маркони, и Альфред Нобель, учредитель Нобелевской премии. На "Роллс-Ройсе" князь Юсупов и его сообщники везли бросать в прорубь полумертвого Распутина. Благодаря тому, что японский император решил купить в 20-х годах прошлого века "Роллс-Ройс", в Японии до сих пор левостороннее движение.

Блистательный век.

За прошедшие с момента основания фирмы 100 лет на мировом рынке появлялись машины быстрее, дороже и элегантнее "Роллс-Ройсов". Однако в целом фирма держит марку.

Про машины "Роллс-Ройса" ходят многочисленные легенды, которые сама фирма в прошлом далеко не всегда торопилась опровергать. Вот пример - самый старый вариант такой легенды относится к 30-м годам прошлого века, но в слегка видоизмененном виде появляется с каждой новой моделью. Владелец "Роллс-Ройса" едет по югу Франции, и у него неожиданно ломается какая-нибудь очень важная часть машины, скажем, коленчатый вал. Он звонит по телефону ближайшему французскому дилеру, из Англии немедленно на аэроплане прилетают два механика, быстро меняют коленчатый вал на новый и улетают. Немного потрясенный всем этим, путешественник садится в машину и едет дальше. Вдруг он вспоминает, что механики не оставили ему счет за работу и, будучи человеком порядочным, пишет напоминание об этом в фирму. Через некоторое время из "Роллс-Ройса" приходит ответ: "Описанный в вашем письме ремонт в наших книгах не значится. Коленчатые валы нашей фирмы никогда

не ломаются".

Во время Первой мировой войны фирма "Роллс-Ройс" начала выпуск авиационных двигателей, постепенно отдел двигателей разросся, и в наши дни это отдельная, не связанная с производством машин фирма, крупнейшая в мире в этой отрасли. Окончательный раздел произошел в 1998 году. Олицетворение Англии, самая знаменитая автомобильная фирма Туманного Альбиона была продана немецкому концерну-гиганту БМВ.