Перейти к основному содержанию

Главная      ПОКУПАЕМ ДАЧУ НА КОЛЕСАХ

ПОКУПАЕМ ДАЧУ НА КОЛЕСАХ

По подсчетам специалистов из немецкого автоклуба ADAC, в эти дни на автобанах, ведущих к морю или в горы, семь машин из десяти тащат за собой или на "спине" передвижной дом. Отдых в жилом прицепе втрое дешевле традиционного, позволяет оторваться от назойливой цивилизации, побыть наедине с природой. В России сегодня можно купить любые кемперы, какие только есть в мире, в том числе и отечественные - подешевле и попроще. Вот только у нас дачи на колесах все еще не имеют официального статуса, и их регистрируют как автолавки. В разных странах жилые прицепы и дома на колесах называют по-разному: camper, caravan, reismobil, motor home, autohouse, recreation vehicle. Уровень комфорта в американских - как в трехзвездочном отеле. Моду на автопутешествия ввели они же - американцы - еще в тридцатые годы прошлого века. Однако теперь отдых с домами на колесах в Штатах непопулярен: бессмысленно таскать бунгало за машиной, если буквально на каждом шагу есть первоклассные мотели. В Европе кемперы процветают. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, в прошлом году в Европе было продано почти 200 000 кемперов и жилых прицепов - больше, чем продается "газелей" в нашей стране. Наибольший выбор (после США) предлагает Германия - 120 различных марок и модификаций. За океаном и в Европе подход к их конструированию различен. Европейцы не переделывают кузова взятых за основу машин, а создают жилой отсек за счет начинки и дополнительного оборудования. В США выпускаются специальные автодома. Причем специально созданная Ассоциация производителей автотранспортных средств для отдыха (RVIA) подразделяет их на 8 типов. Самые громадные - трехосные (до 14 м длиной) - имеют раздвижные жилые модули. В связи с падением спроса на кемперы в Америке специалисты предполагают, что такие машины появятся в большом количестве в Европе и существенно снизят цены на подобную продукцию в Старом Свете.

"Самые выгодные по эксплуатации и вместительности те, что монтируются на грузовиках (в основном Fiat Ducato), - считает Евгений Демченко, продавец такой техники в России, - но такие кемперы неповоротливы и требуют определенных навыков по их вождению, иначе их можно завалить набок". Большинство читателей крупнейшего европейского журнала по автотуризму Promobil назвали лучшим кемпером стоимостью до 50 000 евро Volkswagen California (модель с этого года поставляется и на российский рынок). В ГАИ предупреждают, что для управления большими дачами на колесах и тяжелыми жилыми прицепами требуется иметь права категории "С" и "Е". Однако в России нет даже официальной классификации автодомов, и в графе техпаспорта "Тип транспортного средства" их отмечают как "прочие грузовые", т.е. приравнивают к автофургонам и автолавкам. По этой же причине невозможно определить, сколько автодомов и жилых прицепов зарегистрировано в стране. Но наличие представительств западных компаний и отечественных производителей свидетельствует, что бизнес развивается. Производством домов на колесах в России занимаются в основном небольшие специализированные фирмы, мастера-одиночки и несколько предприятий, выпускающих комплектующие для автомобилей. За основу, как и в Европе, у нас тоже берут серийную продукцию ("газели", "соболя", "бычки") либо импортные минивэны, микроавтобусы и малотоннажные грузовики. Дома-прицепы типа "Караван" изготовляют, в частности, в Набережных Челнах, прицепы-палатки "Скиф" - в Челябинске, одноосные прицепные автодачи - заводы автофургонов в Шумерле и Козлове, Минский машиностроительный завод в Белоруссии. Вся эта продукция рассчитана на проживание двух-четырех человек и, как правило, укомплектована соответствующим набором мебели, плиткой, мойкой, холодильником, биотуалетом. Некоторые производители дополняют автодома специальными стандартными разъемами для подключения их к электросети, водопроводу и канализации в автокемпингах и мотелях в Европе.

- Автодачи, сделанные "с нуля" на базе импортного автомобиля, стоят $52 000-100 000, на отечественной "основе" - в два-три раза дешевле, - рассказал "Известиям" мастер Александр Дуденков. - Переоборудование машины, которая уже есть у заказчика (например, минивэна или "газели" с фургоном), тянет на $3000-18 000 при условии, что не заказываются золотые ручки и унитазы. Жилые прицепы могут обойтись в $4000-30 000 в зависимости от начинки.

Но наибольшим спросом, по данным продавцов, у нас пользуются самые дорогие кемперы высшего - S-класса по цене 40 000-120 000 евро. Их покупают в основном работники нефтяной и газовой промышленности. Автодома можно привезти и из-за границы. За кемпер таможне придется заплатить примерно половину его стоимости, за жилой прицеп - около 15 процентов. Подержанные, особенно семилетки из США, на 20-40 процентов дешевле. Однако у машин из-за океана, как правило, многообъемные моторы, которые на таможне будут облагаться пошлиной из расчета каждого кубического сантиметра двигателя.

- Кемперы не предназначены для повседневных поездок, - рассказала "Известиям" Елена Крылова, сотрудница одной из турфирм. - Поэтому на Западе их чаще берут в прокат. Автодача обойдется в 80-100 евро в сутки, жилой прицеп - в 40-50 евро. Стоимость места в обустроенных кемпингах обычно не превышает $20 за ночь. Однако в сезон (а он уже начался) взять кемпер напрокат крайне трудно.

Графические материалы:

Таблица:

Характеристики и стоимость кемперов

Материалы доступны в бумажной версии издания