Перейти к основному содержанию

Главная      ГРАФСКИЙ ЗАЕЗД

ГРАФСКИЙ ЗАЕЗД

18 декабря 1898 года. Энтузиаст автомобилизма, французский граф Гастон де Шасслу'Лоба установил первый, официально зафиксированный, мировой рекорд скорости.

С этого номера "Клаксон" открывает новую рубрику - "Охотники за рекордами". В ней мы расскажем о людях и автомобилях, которые вошли в историю благодаря установленным ими рекордам скорости.

ТРЕМЯ годами раньше прошли первые автомобильные соревнования по маршруту Париж - Бордо - Париж. Их победитель Эмиль Левассор (он ехал за рулем "Panhard") на финише заявил: "Это было безумие. Я разогнался до 24 км/ч!" Именно эта гонка дала толчок к созданию автомобильного клуба Франции. На первом же заседании член клуба маркиз де Шасслу'Лоба напомнил, что по ту сторону Ла-Манша, в Англии, еще в 60-е годы XIX века был установлен рекорд быстрой езды на паровозе - 161 км/ч. Он предложил фиксировать наивысшие скорости, достигнутые автомобилями.

Младший брат маркиза, граф Гастон де Шасслу'Лоба загорелся этой идеей. 29-летний аристократ обратился к своему другу механику Шарлю Жанто, который изготовление кузовов колясок и карет совмещал с выпуском опытных партий электромобилей (тогда многие полагали, что будущее принадлежит электрическим безлошадным экипажам). К концу 1898 года Жанто специально для графского рекорда построил электромобиль с весьма мощным по тем временам двигателем - 36 л.с. Энергию он получал от лучших аккумуляторов фирмы "Fulmen". Что касается шасси, машина имела зависимую подвеску на рессорах, солидную раму и сплошные резиновые шины. Вместо привычного нам руля у водителя был поворотный рычаг с рукояткой.

Граф присмотрел участок прямой ровной дороги неподалеку от Парижа, близ местечка Ошер. Дистанцию длиной в один километр предстояло пройти с хода. Гастон замкнул контакты, машина помчалась вперед, щелкнули секундомеры... Хронометристы автоклуба Франции зарегистрировали рекорд - 62,78 км/ч.

Немыслимая скорость! Многие эксперты тогда полагали, что столь быстрая езда опасна: водитель может задохнуться и погибнуть. Однако Шасслу'Лоба, разумеется, остался жив и здоров. А 17 января 1899 года вновь отправился в Ошер. Дело в том, что у графа появился конкурент. Бельгиец Камилл Женатци на собственном электромобиле с сигарообразным кузовом с первой попытки показал результат 67,27 км/ч. Шасслу'Лоба принял вызов и в тот же день посрамил соперника, разогнавшись до 69,9 км/ч. Женатци не успокоился. Он оснастил свою машину более мощными аккумуляторами и 27 января того же года установил новый рекорд - 79,37 км/ч. Тогда граф решил усовершенствовать свой электромобиль и оснастить его обтекаемым кузовом. Что из этого получилось - уже другая история...

***

Гоночный электромобиль "Jeantaud", 1898 год

Двигатель - электрический постоянного тока.

Мощность - 36 л.с.

Масса (с аккумуляторами) - 1.400 кг

Скорость - 70 км/ч

Рисунок Александра ЗАХАРОВА