Перейти к основному содержанию

Главная      МАШИНЫ ПРЕВРАЩАЮТ В БОЛИДЫ, ЛЕОПАРДОВ И НЛО

МАШИНЫ ПРЕВРАЩАЮТ В БОЛИДЫ, ЛЕОПАРДОВ И НЛО

О ТЮНИНГЕ — ДОРАБОТКЕ АВТОМОБИЛЕЙ — ГОВОРЯТ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ О НОВИНКАХ АВТОРЫНКА. УВЛЕЧЕНИЕ НЕБЕДНЫХ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПЕРЕДЕЛКИ ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫХ КОНЕЙ НЕРЕДКО ВЫЛИВАЕТСЯ ВО ЧТО-НИБУДЬ ПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ. БУДЬ ТО ТЯЖБА АНГЛИЙСКОГО АТЕЛЬЕ И РОССИЙСКОГО НЕФТЯНОГО МАГНАТА АЛЕКСЕЯ КУЗЬМИЧЕВА, НЕ ДОВОЛЬНОГО КАЧЕСТВОМ ТЮНИНГА ЕГО КУПЕ "ЭСТОН МАРТИН" ЗА 732 ТЫСЯЧИ ФУНТОВ, ИЛИ ПОЯВЛЕНИЕ НА КРАСНОДАРСКИХ ДОРОГАХ ОЧЕРЕДНОЙ НЕ ПРИМЕТНОЙ С ВИДУ "ДЕВЯТКИ" С КАЧЕСТВАМИ ГОНОЧНОГО БОЛИДА. КАК И ПОЧЕМУ ПРЕОБРАЖАЮТ СВОИ "КОЛЕСНИЦЫ" В ТЮНИНГ-АТЕЛЬЕ АВТОЛЮБИТЕЛИ КУБАНСКОЙ СТОЛИЦЫ? НА ЭТИ ВОПРОСЫ ПОПЫТАЛАСЬ ОТВЕТИТЬ КОРРЕСПОНДЕНТ "КИ".

Снаружи - "классика", внутри — BMW

Тюнинг... Когда завзятый автомобилист слышит это слово, его сердце начинает биться чаще. Английское "tuning" хоть и переводится как "настройка, регулировка", но подразумевает большее — искусство придать одному из сотен тысяч сходящих с конвейеров автоблизнецов свое лицо. Серийная машина — это компромисс: в ней управляемость принесена в жертву комфортности, мощность двигателя ограничена из экономии топлива. Поэтому одним хочется иметь маневренную машину с "лишними" пятьюдесятью "лошадьми" под капотом, другим — эффектный спорткар. К их услугам внутренний (он включает в себя нешуточные изменения в конструкции двигателя, подвески, тормозов или рулевого управления машины) или внешний тюнинг.

... Обычный гаражный бокс в одном из пригородов Краснодара. От автомастерской отличие одно — аккуратные ряды полок, мастера в стерильно белых халатах и множество электроники. Переделывать коробки передач и моторы своих "ласточек" сюда едут со всего юга России. Потому что мастер и одновременно владелец бокса Алан Гаджиев — настоящая знаменитость автомира.

- Да прямо как моя "феррари"! — оценивает его работу, проехав круг на "девятке", ее владелец Андрей из Пятигорска. Отдав тысячу американских рублей за тюнинг двигателя, увеличившего его мощность, он собирается участвовать на ней в гонках. Его нынешний визит к Алану — третий. До этого за три тысячи долларов он переделывал коробку передач — его "шестиступка" позволяет переключать скорости без выжима сцепления.

- Среднестатистический клиент, еще не "подсевший" на тюнинг, обычно хочет лишь доработать упущения заводских конструкторов, - поясняет Гаджиев. — Настоящий интерес начинается там, где есть зависимость от желания улучшать и улучшать. Подкрепленное деньгами, оно рождает настоящие чудачества.

Недавно один из достаточно известных в городе людей пожелал оснастить обычные "Жигули" начинкой от "BMW": за два с половиной месяца в "шестерку" уложили всю начинку иномарки — от двигателя до сидений. А года два назад здесь переделывали желтый "ИЖ"-пикап: увеличили объем двигателя с полутора литров до двух, установили второй карбюратор, кое-что Доработали. Теперь эта машина с легкостью обгоняет спортивные "японки" или джипы.

Иногда "гаражные" мастера, подобные моему собеседнику, становятся настоящими легендами — как Юрий Шаман, получивший прозвище за искусность на грани шаманства. Оно стало своеобразной торговой маркой, стоящей только на классике семейства ВАЗ, с моторами и коробками которых он работает.

Говорят, удачный результат достигается, когда в отечественную машину вложены две-три ее стоимости -12-15 тысяч долларов. Он же (как и еще несколько краснодарских тюнинг-ателье) оснащает железных коней еще системой впрыска закиси азота примерно такой же стоимости. Такая неприметная машина превращается в "адреналиновый шприц", способный обогнать приличную иномарку за счет мгновенного ускорения.

***

"Брабс" по-краснодарски

Показанные на последней выставке "MOBl-2004" "BA3-21099" и "BMW 320" с перепрограммированным чип-тюнингом двигателями, аэродинамическими обвесами и роскошным автозвуком — образцы превращений серийных машин в краснодарском тюнинг-ателье "Глобус". Одна из обычно выставляемых этой компанией "десяток" или "двенадцатых" за две недели попала в аварию, но, сделанная в режиме аврала, пользовалась не меньшим успехом. "Глобус" — настоящий законодатель мод в тюнинге, чья гордость — запущенные в серийное производство аэродинамические обвесы на различные модели.

- Визит к нам сродни обращению в обычное ателье по пошиву одежды. Вы советуетесь с мастером, рассматриваете варианты того, как будет изменен автомобиль, — объясняет директор "Глобуса" Сергей Фетисов. — Что обычно хотят получить клиенты? Поскольку чаще обращаются владельцы отечественных автомобилей, это внешний тюнинг и доработка двигателя. Буквально на днях случился забавный эпизод: компания по доставке пиццы пожелала украсить разъездную "Оку" дисками, светом и прочими техническими на-воротами. Когда посчитали стоимость всех изменений, оказалось, что проще купить более дорогой автомобиль...

В этом тюнинг-ателье только по "ВАЗу" и предлагают восемь вариантов доработки двигателя, самый простой чип-тюнинг стоит от 600 рублей, а самый дорогой из выполненных — около 67 тысяч рублей. Несколько лет назад в "Глобусе" полностью делали "мерседес" по образцу известного немецкого ателье "Брабус": работы обошлись его хозяину дешевле, чем в Германии, на 7 тысяч евро.

***

С лунным кратером на капоте

Оставив в покое железную начинку своего авто, владелец, как правило, переходит к тюнингу внешнему. На него тоже с легкостью можно потратить несколько тысяч американских "рублей" — если, конечно, речь идет не о копеечных украшениях вроде разноцветных огоньков на брызговиках капота или наклейки на заднее стекло "Achtung! В небе Покрышкин".

- Главная задача моей работы в том, чтобы удивить искушенных, — говорит Сергей Нарочный, мастер по аэрографии — росписи автомобилей. — Заказчики обычно приходят со своими рисунками, но чаще полагаются на художника и лишь корректируют работу, когда она готова процентов на семьдесят. Когда мы расписывали лунными кратерами и космической панорамой джип заказчика, он контролировал весь процесс. А другой клиент, пожелавший расписать "Ниву" под леопарда, оставил все мне на откуп.

В компании, где трудится Нарочный, помимо бортовой росписи (от 150 долларов за фрагмент до 1,2 — 2,5 тысячи за всю машину) могут подсветить номера или салон разноцветным неоновым шнуром. А днище — двумя такими же трубками: полосы света из-под машины делают ее похожей на НЛО. Удивлены? Оказывается, весьма популярная услуга, как и некогда тонирование фар в цвет кузова.

- Мода на последний вид тюнинга схлынула после того, как автовладельцы неоднократно получили удар в "спину" от водителей, не заметивших в темноте слишком слабый из-за пленки свет их габаритов, — смеется Сергей. — Сегодня то же самое можно сказать про аэродинамические обвесы по низу кузова и задние спойле-ры-"полочки", которые придают авто броский вид. Мало того, что под ними скапливается грязь, так еще и на месте их крепления шурупами образуется коррозия. А работают они только на скорости больше 150 километров: ну на какой краснодарской улице можно так разогнаться?

Из более практичных видов тюнинга стабильно популярны перетяжки салона машины кожей или винилом любого цвета (от 400 долларов), установка анатомических сидений (от 100 долларов), спортивного руля (от 2500 рублей), ручек коробки передач, хромированных накладок на педали и многоцветных панелей приборов. По минимуму любая из этих переделок обойдется в 10 — 15 тысяч рублей, зато и "квартиру на колесах" будет не узнать.

***

Кураж дороже денег?

Задавая различным мастерам один и тот же вопрос — о том, кто является их клиентами, — довелось услышать немало известных фамилий. Среди них - директор одного из самых стабильных банков, совладелец популярной сети супермаркетов, глава рекламного агентства, люди из власти. И, конечно, золотая молодежь.

- Причина популярности тюнинга — в эксклюзивности преображений автомобиля и том кураже, адреналине, который получает от них его обладатель, — уверен Сергей Фетисов. — Посколь- j

ку процесс переделки машины растянут во времени, на него "подсаживаются", заболевают. Тюнинг сродни тяге к татуировкам или наркотикам: если заболел — не слезешь. И очень часто это своего рода игра: новое авто. дорабатываемся под хозяина, потом продается, покупается следующее — и: все заново!

Результат труда профессионалов тюнинга — на-; стоящие технические чудеса, которые и стоят соот-. ветственно. Однако эту су-, перцену люди платят, желая: чувствовать себя не такими, как все. Строгое следование желаниям автолюбителя, на вкус и цвет которому, как известно, товарищей нет, — основа этого прибыльного, пусть и экзотического, вида автобизнеса.

***

фото: