Перейти к основному содержанию

Главная      "НАРОДНЫЙ" Chevrolet

"НАРОДНЫЙ" Chevrolet

Чтобы опустошить кошельки простых американцев, был придуман Chevrolet BelAir

Осенью 1957 года кто-то из прикормленных в Детройте журналистов написал: "The Russians were ahead in space, but General Motors was ahead on the road". На русский это можно перевести как "Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей". Догнать и перегнать Америку в те годы было одним из лозунгов нашей партии и правительства. В мире чистогана погоня шла не за следами протектора "на пыльных тропинках далеких планет", а за кошельками простых американцев.

Считается, что именно запуск 4 октября 1957 года первого искусственного спутника земли положил начало холодной войне, - американцам только и оставалось, что гордиться продукцией концерна "Дженерал Моторс". Русские смотрели на опыт заокеанского автомобилестроения более широко: в качестве прототипов для постройки ракеты класса "земля-земля" - советского лимузина "Чайка" ГАЗ-13 - были взяты двигатель от "Крайслера", рама от "Кадиллака", а передок и интерьер - от "Паккарда". Еще от одного "Паккарда" был заимствован механизм складного верха для "Чайки"-кабриолета. Возможно, это было ошибкой, ведь лучшим автомобилем, выпущенным в США в 1957 году, был Chevrolet BelAir. Так, во всяком случае, считали и считают многие.

Самолет

Среди 5,8 млн легковых машин, построенных в США в 1956 году, автомобилей Chevrolet было больше, чем любой другой из семнадцати существовавших в стране марок. Поэтому в новый, 1957 год фирма вошла с пафосным девизом: Sweet, Smooth And Sassy! Going Place In Glamorous New Way!

Может быть, "Шевроле" и уступал в чем-то тому же "крайслеровскому" "Плимуту" с его клинообразным дизайном, сделанным Вирджилом Экспером, и имевшему такие новинки, как кнопочный селектор управления автоматической коробкой передач и поворачивающиеся для облегчения входа-выхода передние сиденья. Однако у "Шевроле" был ряд преимуществ, делавших его бесспорным лидером.

В этом году автомобили Chevrolet, впервые с 1918 года, получили под капот двигатели V8 - до этого три с половиной десятка лет самыми мощными агрегатами были "шестерки". Шутка ли, купить "народный" автомобиль за внятные деньги и, нажав на педаль, разогнаться до 60 миль в час всего за 8,7 секунды. Максимум, на который был способен BelAir, составлял 150 миль в час - на скорости 240 км/ч небольшой самолет уже отрывается от взлетной полосы! Еще одним выдающимся новшеством на Chevrolet BelAir 1957 года стала система впрыска топлива. Это не только улучшило работу двигателя, но и позволило дизайнерам внести стилистические изменения в кузов автомобиля - отсутствие карбюраторов и объемных коробок с воздушными фильтрами сделало капот более плоским.

Стайлинг, в разработке которого принимали участие такие звезды GM, как Харли Эрл и Карл Линнер, был, конечно же, главным козырем "БелЭйра". Обилие хрома, бамперы, интегрированные в облицовку радиатора, двойные декоративные расщелины на капоте, двухцветная корма, напоминающая киль самолета. И еще - сходство с "Кадиллаком". Даже заливная горловина бензобака пряталась у "Шевроле" за задним указателем поворота, как на самом престижном автомобиле концерна General Motors.

Ветер в прическе

Ну и, конечно же, имя. "Свежим воздухом" до поры назывались разве что яхты и отели на Западном побережье.

Изрядная часть всех "БелЭйров" 1957 года продавалась с кузовом "спорт-седан". Автомобиль имел четыре двери, однако центральная стойка отсутствовала, поэтому при опущенных боковых стеклах можно было чувствовать себя почти как в кабриолете. Принято считать, что созданием подобной конструкции мир обязан Саре Рэгсдейл - супруге Эдди Рэгсдейла, занимавшего в послевоенные годы пост генерального менеджера фирмы Buick. Ей очень нравились открытые автомобили в принципе, но она категорически не переносила дождь и ветер в прическе, а потому всегда ездила на кабриолетах со спрятанными стеклами, но закрытым верхом.

Многие американцы не расходились во вкусах с миссис Рэгсдейл, поэтому кузова без боковых стоек доминировали па американских автомобилях до 1976 года, когда федеральные стандарты безопасности наложили запрет на "хардтопы".

Увы, при опрокидывании на таком автомобиле шансов выжить было мало. Очевидность расплаты за комфорт даже угодила в художественную литературу. "Авария произошла в Харлоу. "Бел-Эйр" был до отказа набит друзьями и подружками Теди... Не знаю, сколько бутылок они успели осушить, но только "Шевроле" начисто своротил телеграфный столб, после чего перевернулся аж шесть раз. Лишь одна девица из всей компании осталась в живых, да и то лучше бы ей умереть на месте". Новелла Стивена Кинга называлась The Body - не в смысле "тело", а в смысле "труп".

Небо. Жители

Не будем о грустном, все-таки "БелЭйр" придумали для радости. В качестве стандартного оборудования здесь стоял Power Glide - лучший "автомат" того времени, но для любителей ручной работы имелась трехскоростная "механика" Syncro Mash. Шины низкого давления способствовали плавности хода, а гидроусилитель делал управление двухтонным автомобилем предельно простым. За отдельную плату можно было получить шины с белыми боковинами; передние сиденья с регулировкой в шести направлениях; стильные часы с ночной подсветкой, смонтированные на приборной панели; конечно же, кондиционер и несколько кнопочных радиоприемников на выбор. Чтобы и в дороге можно было послушать новую песенку Лены Хорн. В 1957 году певица записала свою самую удачную пластинку Lena Home At The Waldorf Astoria, популярности которой не помешали даже обвинения в симпатии к коммунистам.

Мир музыки, авиации и шпионажа заплелся тогда в один клубок. В 1957 году в США был арестован и приговорен к тридцати годам тюрьмы советский шпион Рудольф Абель. В том же 57-м один из пионеров рока Бадди Холли переименовал свою группу в Crickets и после турне по Штатам стал знаменитым. Спустя всего год Бадди Холли погиб в авиакатастрофе - арендованный им для гастролей небольшой частный самолет потерял управление при взлете и разбился. Его земляку, летчику Френсису Пауэрсу, повезло больше -сбитый во время разведполета над СССР в 1960 году, он был обменян на шпиона Абеля.

Под крылом

Помимо антикоммунизма в 1957 году в моду вошли джинсы, была учреждена музыкальная премия Grammy, кинотеатры продали 1,6 млрд билетов - рекорд, побитый лишь два года назад. Четыре "Оскара" из десяти номинаций получил фильм Sayonara с Марлоном Брандо в главной роли - слезная история про любовь американского офицера и японской девушки. А корпорация GM умудрилась построить за год 137 682 четырехдверных "хардтопа" Chevrolet BelAir - самой стильной новинки сезона. Хотя кому-то хотелось видеть в своем "БелЭйре" "Кадиллак". Интересно, что в этом навстречу потребителю шло тюнинг-ателье некоего Рубена Аллендера. "Армянский тюнинг" стоил $200 -хромовый обвес действительно делал этот "Шевроле" кадиллакообразным.

И еще каждая девушка мечтала познакомиться с летчиком. Ведь завтра он мог стать астронавтом и улыбнуться на всю страну на фоне звездно-полосатого флага в экстренном выпуске телевизионных новостей.

А. НОВИКОВ, Д. ТРОЙСКИЙ, фото Д. ПОПОВ