Перейти к основному содержанию

Главная      [Перемены в "автогражданке"...]

[Перемены в "автогражданке"...]

Перемены в "автогражданке"

Страховая история обязательной "автогражданки" теперь закреплена не за автомобилем, а за конкретным водителем. Соответствующие поправки вступили в действие на территории России. Однако по мнению страховщиков, изменения будут не слишком серьезны: страховые компании до сих пор не наладили полноценный информационный обмен данными о своих клиентах.

Напомним, что раньше страховая история существовала у транспортного средства, а не у человека, который им управляет. Соответственно, водитель при смене машины автоматически "обнулял" все свои дорожные грехи и достижения. Ситуация была двоякая: с одной стороны, осторожные водители, не попадающие в аварии, при покупке новой машины лишались страховых бонусов. С другой стороны, водители, неоднократно становившиеся участниками ДТП, порой специально меняли автомобили, чтобы снять с себя повышающие коэффициенты и вновь стать "чистыми" в страховом смысле. Так или иначе, но смена машины влияла на итоговую стоимость страхового полиса. Теперь порядок другой. Отныне водители могут менять автотранспорт, сохраняя скидки при заключении договора со страховой компанией. В то же время для нарушителей, ставших виновниками ДТП, сумма страховки остается на порядок выше. Впрочем, по словам череповецких страховщиков, новшество носит скорее декларативный характер и в реальности мало на что повлияет. "Отслеживать страховую историю мы можем только в отношении своих клиентов. Если приходит человек, ранее имевший дело с другой страховой компанией, то мы не сможем выяснить, положен для него бонус или, наоборот, штраф", - признается сотрудник одной из городских страховых компаний. Проблема, таким образом, заключается в отсутствии единой базы данных по клиентам, из которой страховщики могли бы черпать информацию об их страховой истории. По мнению работников страховых компаний, отсутствие такой базы наполовину лишает смысла саму систему "бонусмалус", так как проштрафившийся водитель может, по сути, бесконечно менять страховщиков: приходя в новую для себя компанию, он будет кристально чист и не получит никаких штрафов, так как там о его водительском прошлом просто ничего не знают. Вместе с тем специалисты обращают внимание также на то, что отсутствие общих баз данных отчасти помогает страховщикам удерживать безаварийных (и следовательно, безубыточных для страховщика) водителей, поскольку они сегодня имеют возможность получить скидки только в своей страховой компании. Полноценное функционирование системы поощрений и наказаний возможно только при создании общей базы данных, появление которой активно лоббирует Российский союз автостраховщиков. Тем не менее помимо технических и экономических трудностей в последнее время возникли и законодательные проблемы. С 1 января 2007 года вступил в действие закон "О персональных данных", который запрещает какое бы то ни было "сведение" баз данных, содержащих персональную информацию о людях. Вполне возможно, что этот закон поставил крест на инициативе страховщиков и теперь им предстоит думать о других путях решения проблемы.