Перейти к основному содержанию

Главная      ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

Закону об обязательном страховании владельцев автотранспортных средств (ОСАГО), именуемому в народе автогражданкой, исполнился год. Сию "знаменательную" дату нельзя не отметить без слез. Правда, у одних это слезы умиления, у других же - отчаяния и гнева...

Ах, какие задорные были песни!

"Встретил-то я автогражданку чуть ли не на "ура", - говорит водитель с 1968 года, инструктор одной из калининградских автошкол Геннадий Ковригин. - Нам ведь обещали - мол, случись что на дороге, не придется в судах мучиться. Но оказалось, что все это - обман".

Что широко разрекламированные "прелести" автогражданки - не более чем миф Ковригин понял два месяца назад. Тогда, когда его угораздило попасть в дорожный переплет. Дело было так. "Двигался я по улице Черняховского. Смотрю, впереди во втором ряду (первый был занят припаркованными машинами) останавливается легковушка. Попытался я объехать препятствие слева, как вдруг у автомобиля открылась пассажирская дверца. Тормозить было уже поздно. В общем, та злосчастная дверца основательно отрихтовала весь правый бок моего "Рено". Поданным экспертизы, сумма ущерба составила более тысячи дол ларов".

Вина шофера "волжанки" была очевидной - он не убедился в том, что высадка пассажира пройдет, что называется, без сучка и задоринки. Это нарушение правил зафиксировали гаишники. И вроде бы помех для получения страховой выплаты не было ни малейших. Тем более что обидчик и пострадавший оказались клиентами одного страховщика - Балтийского филиала компании "Гута-Страхование". Но не тут-то было...

"Сначала меня долго кормили "завтраками" - дескать, директор в командировке, а потом, когда я окончательно потерял терпение, прислали вот это письмо", - Геннадий Иванович демонстрирует бумагу с печатью, озаглавленную "Решение страховщика".

"В связи с тем, что технические повреждения автомобиля "Рено" получены в результате виновных действий пассажира, а не водителя, страховая компания не может признать вышеуказанное событие страховым случаем и произвести соответствующую страховую выплату. Дополнительно имеются достаточные основания полагать (! - А.Г.), что протокол об административном правонарушении и постановление вынесены с нарушением и могут быть признаны вынесенными незаконно..." - значится в письме, подписанном директором БФ ЗАО "Гута-Страхование" А. Еременко. Там же содержится рекомендация о том, что Ковригину нужно взыскивать сумму ущерба... с пассажира в суде.

Но автовладелец, к счастью, назубок знающий Правила дорожного движения, последовал совету лишь наполовину. Он подал иск в суд, но не на пассажирку, а На своего "партнера" по автогражданке. Ковригин убежден, что правосудие будет на его стороне. Тем не менее он не жалеет бранных слов в адрес страховщика, а ОСАГО называет не иначе как узаконенным мошенничеством.

"Я не халявщик, я партнер"

"Волокита и необоснованные отказы по выплате страховок - наиболее типичные "проделки" калининградских страховщиков, - утверждает председатель общества защиты прав автомобилистов "Оса" Георгий Румянцев. - Как известно, деньги должны быть выплачены в течение 15 дней с момента подачи заявления. Поэтому страховщики отказываются принимать эти заявления - мол, мы считаем, что именно вы виновник аварии. Хотя компания обязана принять заявление и дать ответ в установленный срок. Но фирмам "Альфа-страхование" и "Комфорт-гарант", видимо, о данной норме закона ничего не известно.

Впрочем, даже когда заявление принято, решение вопроса о выплате зачастую растягивается на месяц, два, а то и три.

А когда дела доходят до судебного разбирательства, выясняется: руководители местных филиалов российских страховых компаний не имеют доверенности от головных организаций на представление их интересов в суде. В результате рассмотрение дел приходится приостанавливать. Все это делается с единственной целью - протянуть время.

Что же касается отказов по смехотворным, явно незаконным причинам, то у нас таковых набралась целая коллекция. К примеру, компания "Росгосстрах" отказалась выплачивать страховку на том основании, что виновник ДТП "не был вписан в полис". По закону же страховщик обязан сначала рассчитаться с потерпевшим, а потом в порядке регресса взыскать убыток со своего страхователя. Вот другой характерный случай. Компания "Наста-Калининград", чьи клиенты столкнулись и были признаны виновными в ДТП, в течение долгого времени не может разобраться, сколько кому выплачивать. Разве это не нонсенс?!"

"Три кита" сладкой жизни

Итак, граждане, обделенные "ласками" привередливой автогражданки, призывают на ее голову кару небесную. Зато "крошке" умиляются ее родители. Те, кто, собственно, и "продавил" пару лет назад замечательную, с точки зрения ее рентабельности, законодательную инициативу. Шутка ли! За отчетный период времени вовлеченные в "игру по-крупному" страховые компании "развели" нас с вами на 40 миллиардов рублей, а облегчили свои кошельки, по одним данным, всего лишь на 4 "лимона", по другим - на 6.

Столь явная диспропорция стала возможна благодаря "трем китам". Первый - откровенно грабительские территориальные коэффициенты.

Второй "кит" - смехотворно низкие предельные размеры компенсаций. Как известно, за "железо" дают не более 240 тысяч рублей, за жизнь пострадавшего - не более 160. Для сравнения: в Англии "потолочная" планка находится на отметке 2 миллиона долларов, а в Германии ее и вовсе нет. Заметим, до появления ОСАГО ответственность можно было застраховать в добровольном порядке, заплатив ту же самую сотню баксов. При этом лимит "доброволки" - 10 тысяч долларов, что на 6 тысяч больше, чем у пресловутой "обязаловки".

Третий и самый "вкусный" для страховщиков "кит" - тариф. Заботящиеся о своем имидже думцы доверили право вершить заранее непопулярный тарифный "суд" самым честным и неподкупным - правительственным чиновникам. Те рассудили так, что от негодования взвыла вся Россия. "Ребята, ежели через полгода выяснится, что мы перегнули палку, поправим", - успокаивало народ правительство. Но прошел уже год, а тариф так и остался прежним - драконовским. Теперь в правительственных, думских и близких к ним страховых кругах все активней говорят о том, что достоверная статистика, на основании которой можно "тронуть" тариф, якобы появится лишь через 10 лет функционирования автогражданки.

Сегодня даже ежику понятно, что изменений в Закон об ОСАГО мы не дождемся. По крайней мере, в период работы нынешнего состава Госдумы, "замыливающей" даже мизерные скидки для "колесных" пенсионеров. А потому люди начинают самостоятельно бороться с ненавистной автогражданкой. Дабы в следующем году не нарваться на дорогущий полис "штрафника", одни компенсируют ущерб непосредственно на месте аварии. Другие меняют страховую компанию. Третьи неленятся оспаривать в суде сумму ущерба, определенную "независимым" экспертным бюро по направлению страховщика.