Перейти к основному содержанию

Главная      Деньги на бампер!

Деньги на бампер!

Большой ложке дегтя и МРОТ радуется

На днях "МП" кратко ознакомила читателей со свежими законодательными инициативами Госдумы, многие из которых с 1 января 2007 года уже обрели статус закона. Столь же кратко в статье были изложены как очевидные уже сейчас плюсы и минусы новых законов, так и нестыковки, покуда еще сокрытые в мутных водах традиционной российской "притирки" идеалистических теорий и суровой жизненной практики.

Между тем депутаты, едва собравшись 9 января на посленовогоднее пленарное заседание, обрадовали россиян "повышенными обязательствами" рассмотреть, а если удастся, то и принять 40 ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ законопроектов. Одним из самых злободневных станет, вне сомнений, законопроект, ужесточающий ответственность за нарушение правил дорожного движения: слишком высокую цену платит общество за неоправданный и цинично эксплуатируемый многими водителями либерализм нынешних "полновесных" штрафов и иных "карательных" санкций.

Судя по накалу прошлогодних дебатов в Госдуме и Совете Федерации на тему ОСАГО, депутаты и сенаторы до недавнего времени полагали, что, если кто из участников дорожного движения и нуждается в защите, так это... транспортные средства. Оно и понятно. Политические небожители пешком не ходят, а их лимузины с (пока еще) мигалками и (все еще) "крутыми" номерами хоть и пугают гаишников и распугивают машины рядовых участников движения, на священных коров все-таки не тянут. Ведь VIР-трасс у нас, слава демократии, нет, во всяком случае пока, и ездить "членовозы" вынуждены по дорогам общего пользования. А беспредел на этих, с позволения сказать, дорогах угрожает отнюдь не только "Жигулям" рядового автолюбительского состава, но и проблескивающим и завывающим лимузинам чиновников "генштаба". И только ли лимузинам? Среди десятков тысяч жертв ДТП есть, то есть, увы, были, депутаты, министры, губернатор... Судя по всему, именно угроза "личной безопасности" и заставила наконец законодателей повернуться бампером к реальной, по их мнению, автодорожной действительности.

Поворот, надо отдать должное, обещает быть крутым. Успей Госдума до 31 декабря 2006 года "узаконить" новые размеры штрафов - и уже во время новогодних каникул на "большую дорогу" осмелились бы выехать разве что трезвенники, виртуозы экстремального вождения и иностранные автолюбители, уже выдрессированные огромными штрафами у себя на родине. Прочие шарахались бы от своих "коней", как от президентского кортежа. И то сказать. Проезд на красный свет - до 1 500 рублей или лишение прав на полтора года, выезд на встречную полосу - 2000 - 2500 или лишение прав на 1, 5 - 2 года... А как вам 15 суток за отсутствие прав, пусть даже забытых дома? Да что права, что "встречка"! Забрызганные грязью номера - эка невидаль на наших-то дорогах! - 300 рэ! Непристегнутый ремень, и тот "влетит" на пять сотен! Охота была в таких нечеловеческих условиях ездить, тем более в новогодние праздники! Впрочем, к бою курантов с новыми штрафами Дума, как и сказано, не поспела, и пьяного лихачества на дорогах в праздничные дни и ночи было как всегда, то есть с лихвой.

Но в самое ближайшее время этим безобразиям депутаты обещают положить законодательный конец. И прекрасно, и давно пора. Тем более что суровое наказание ждет нарушителей, несущих опасность не только сильным мира сего. Оно грозит владельцам неисправного транспортного средства, а такому "средству" без разницы, какую цель поразить - "Запорожец" или "БМВ" с триколором. Не поздоровится и лихачам.

Необходимость введения жестких санкций поддержал и президент, назвавший неэффективными все принятые в последние годы меры по обеспечению безопасности движения. А слово президента у нас закон. И в чем-чем, а в данном вопросе он прав: на дорогах ежегодно гибнут 35 тысяч человек, ущерб от последствий ДТП достигает уже 6% ВВП. Так что "борзятникам" действительно не место на дорогах. И не только на дорогах! Полторы тысячи за проезд по тротуарам - тоже деньги в сравнении с теперешней сотней.

К тому же штрафовать будут не только за автопробег, но и за автоотстой в пешеходной зоне: любителям парковаться где попало нынешние 100 - 200 рэ тоже покажутся медом в сравнении с грядущей тысячей.

Казалось бы, жить да радоваться, что за наведение порядка на дорогах взялись всем миром. Однако в назревшей и сверху, и снизу "штрафной" революции ложку дегтя обнаружит не только припертый (и поделом!) к бордюру нарушитель на колесах.

Взять парковку в неположенном месте. Согласно обследованию НИиПИ Генплана Москвы, из 30000 автомобилей, ежедневно паркующихся на магистральной и местной уличной сети в пределах Садового кольца, около 80% паркуются стихийно, хаотично. Как вариант город предложил упорядоченные парковки на тротуарах и в притротуарном пространстве. И хотя лично я не разумею, как можно упорядочить парковку НА ТРОТУАРЕ, автовладельцы разумеют еще меньше. По данным столичной ГИБДД, водители по-прежнему игнорируют официальные стоянки, тем более "платные"!В итоге в прошлом году к административной ответственности за нарушения правил остановки и стоянки привлечены десятки тысяч водителей! И каков же результат устрашающих акций? Забит машинами двор дома 33, корпус 3, на Болотниковской улице, жители вынуждены ходить по проезжей части. В "жилых" дворах на улицах Савельева, Ефремова, Доватора, в сквере школы N45 паркуются как попало служащие ближайших офисов. Случись что, ни "скорая", ни "пожарная" не смогут подъехать к школе и домам. Дом 9 на Фестивальной тоже обложили "неместные" водилы. Попытка жильцов отгородиться заборчиком привела лишь к тому, что газон у забора превратился в ямищу, а жильцам приходится буквально протискиваться к подъездам. Жалобы такого рода поступают в нашу редакцию ежедневно десятками, на круг, стало быть, сотнями. И что? Сотрудники ГИБДД выезжают по КАЖДОМУ опубликованному в газете адресу, по каждой поступающей в управы, мэрию, милицию жалобе жителей и штрафуют ВСЕХ нарушителей?

6 сентября 2006 года в семь вечера я шла от станции метро "Дмитровская" по Бутырской улице. Вернее, пыталась идти. На этой улице есть ресторан, возле которого 20 - 30 метров ТРОТУАРА забиты машинами гостей. Пришлось мне идти по проезжей части, уворачиваясь от нескончаемого в час пик потока несущихся машин. Не повезло и пассажирам троллейбуса, следующего в попутном со мной направлении: из-за плотного автомобильного потока неповоротливая махина минут десять не могла вырулить влево, а следовать по прямой не позволяли легковушки гостей, хаотично припаркованные на проезжей части. Возвращаясь через два часа к метро, я вновь была вынуждена выходить "на дорогу". А тут еще к гурту "гостевых" машин прибилась совсем уж борзая BMW, перекрывшая единственную лазейку между гуртом и гипсовым ресторанным вазоном - двумя часами ранее в эту щель с трудом, но мог просочиться хотя бы ребенок. Ну, это уже наглость! Набираю "02" и диктую оператору столичного ГУВД Крыловой точный адрес "отстоя" и номерной знак иномарки. Оператор пообещала передать информацию куда следует, т. е. в ГИБДД. Передала ли, не знаю, но через пару дней на той же улице я наблюдала знакомую картину: машины на тротуаре, пешеходы на проезжей части.

"В Москве ежегодно фиксируется более 500 тысяч нарушений правил остановки и стоянки", - заявил недавно руководитель Департамента ЖКХ Артур Кескинов. Хорошенькое дело. Привлекают десятки тысяч, а нарушают, оказывается, полмиллиона! Что в таком случае означает "фиксируется"? И кому нужна такая "фиксация"? И сколько штрафов выписывается ежедневно подобным нарушителям?

Поддержав идею "ужесточения" санкций, министр транспорта Игорь Левитин заметил, что небольшие штрафы развращают участников дорожного движения и тех, кто их контролирует. Ой ли? В Великом Новгороде нарушителей, отказывающихся платить небольшие по нынешним временам штрафы, суд уже приговаривает к 15 суткам ареста. На то, впрочем, он и Новгород, на то и Великий. Другой суд, Кемеровский, приговорил гр-на Б. к лишению права управлять автотранспортными средствами на 49 лет. Этот Б. 55 раз задерживался за нарушения, сумма штрафов перевалила за 60 тысяч, но Б. не платил и продолжал нарушать. Даже в Москве уже зафиксирован подобный случай. Некий уроженец Дагестана, с молоком матери, видать, впитавший страсть к гонкам по горным серпантинам, за пару лет пребывания в Москве умудрился почти 70 раз нарушить ПДЦ. В ноябре прошлого года лихача в очередной раз остановил сотрудник ГИБДЦ. Выяснив, что у горячего парня нет водительского удостоверения, инспектор собрался составить протокол, а нарушитель возьми да укати с места "задержания". На следующий день, правда, сам явился в ГИБДЦ... за документами. На сей раз протокол был составлен, и мировой судья арестовал горца на 15 суток за неповиновение сотруднику милиции. Жаль, не "впаяли" лишение прав не на 49, а хоть на пару лет.

Конечно, горец сам явился в отдел. А не явись - стали б его искать? Не факт: хлопотно, муторно. Да никто и не предлагает вменять розыск в обязанность дорожно-постовой службе! Но разве нельзя создать общероссийскую, на худой конец локальную - московскую, питерскую, свердловскую компьютерную "штрафную картотеку"? И отслеживать поступление штрафных платежей, применяя к уклонистам законные меры типа взыскания долга через суд с уплатой набежавших процентов и судебных издержек?

Теперь о питии. Борьба депутатов за трезвость за рулем достойна похвал. Но дозволенными ли методами они намерены бороться? Сейчас в стране действуют правила медосвидетельствования лица, управляющего транспортным средством, утвержденные в 2002 году. По этим правилам процедуру освидетельствования может проводить только врач, руководствуясь приказом Минздрава РФ N308, в котором перечислены признаки опьянения. Депутаты предлагают заменить "медицинское освидетельствование" просто "освидетельствованием", фактически делегировав "постановку диагноза" инспектору ГИБДД. Это что же, инспектор будет решать, изменена ли у водителя окраска кожных покровов, насколько сильно выражено дрожание его рук, соответствует ли его поведение обстановке? Не остался в стороне от планов "делегирования полномочий" и Верховный суд. Он намерен ввести порядок, при котором доказательством вины (точнее, ВИНА) служат показания свидетелей, видевших, что водитель не стоял на ногах (не держал голову, лыка не вязал), и готовых присягнуть, что от него за версту несло водкой (текилой, самогоном)...

Повторюсь: в целом радикальный "антиалкогольный" настрой можно приветствовать, но ликование по поводу решимости депутатского и судейского корпусов все-таки преждевременно.

Да, МВД в сжатые сроки подготовило поправки в УК. В частности, водителю за причинение тяжкого вреда чужому здоровью в результате совершенной в пьяном виде аварии теперь светит три года, за "летальный исход" - семь. Но разве дело опять-таки в наличии суровых (и столь ли уж суровых?) санкций? Куда важнее, кто, как и на каких, так сказать, условиях будет эти санкции применять.

В ходе регулярных опросов ВЦИОМ столь же регулярно звучит мнение подавляющего большинства респондентов: коррупцией поражено все российское общество, а в числе наиболее "взятколюбивых" - сотрудники ГИБДД. И если даже согласиться с умозаключением министра Левитина, где гарантия, что развращенные малыми штрафами "отдельные" сотрудники ГИБДД станут аскетами после вступления в силу ужесточающих поправок в КоАП? Что помешает мздоимцу продолжить процесс самораспада в более крупных размерах? И станет ли он после этого выполнять свои обязанности с рвением, возросшим соразмерно новым штрафам, то бишь новым "откатам"?

И вообще: когда сотрудники ГИБДД, останавливающие машины, начнут исполнять приказ министра внутренних дел от 1999 года, внятно представляясь и сообщая водителю причину остановки? И кто, наконец, проведет массовый ликбез работников ГИБДД, преподав не только основы оказания экстренной медицинской помощи, но и азы законности? Недавно остановили машину моих друзей, возвращавшихся из театра: на автомобиле отсутствовал передний номерной знак. Знак, видимо, кто-то умыкнул, пока друзья были на спектакле, но они этого не заметили. Гаишник между тем грозил передать дело мировому судье, который "присудит" штраф в размере 25 МРОТ или даже лишит права управлять автомобилем на срок от одного года до трех месяцев. На самом деле такие санкции могут быть применены только к водителю, управляющему ТС без ДВУХ - переднего и заднего - номерных знаков. Отсутствие одного знака тянет максимум на... один МРОТ! Хорошо, что у моих друзей крепкие нервы и юридическое образование. А начни добросовестно заблуждающийся (в лучшем случае) инспектор давить на психику дремучего в законах водителя? Дело как пить дать закончилось бы "штрафом мимо кассы"! Тут, правда, тоже подвижки имеются: прошлым летом в Хабаровске суд приговорил автомобилиста к стотысячному штрафу за попытку дачи взятки сотруднику ГИБДД. Но то, вновь замечу, в Хабаровске...

***

Кто, наконец, проведет массовый ликбез работников ГИБДД, преподав не только основы оказания экстренной медицинской помощи, но и азы законности?