Перейти к основному содержанию

Главная      Если автомобиль похищен, его нужно найти, а преступников задержать

Если автомобиль похищен, его нужно найти, а преступников задержать

Результаты последнего социологического опроса, проведенного среди столичных водителей, явились несколько неожиданными даже для корреспондентов газеты "Петровка, 38". Оказывается, доверие к милиционерам, носящих на форменной одежде жетон с аббревиатурой "ДПС", у московских автомобилистов заметно возросло. Стало намного меньше жалоб о "выдаивании" денег из кошельков трудящихся, претензий о длительном ожидании инспекторов на месте аварии. Немало нашлось и таких людей, которые признались, что во время суровых январских морозов при виде на оживленном перекрестке работника ГИБДД испытали по отношению к нему сочувствие и уважение. Однако в представлении большинства опрошенных, работа сотрудника ДПС заключается в регулировании дорожного движения, выписывании штрафов и разборов ДТП. Некоторые к этому списку добавили патрулирование и профилактику правонарушений на улицах города. На этом все! А как же борьба с преступностью? С угонами? К сожалению, про эти функциональные обязанности гаишников не вспомнил никто! Тогда нелишне будет знать, что в системе столичного ГИБДД есть подразделения, сотрудники которых мало интересуются нарушителями ПДД. Естественно, если это произойдет у них на глазах, то соответствующая реакция последует, но основное направление работы розыск похищенного автотранспорта, и людей, охочих до чужой собственности. В составе экипажа одного из таких розыскных подразделений отдельной роты ДПС УГИБДД наш корреспондент отправился на дежурство.

Смена начинается в половине восьмого утра. Развод. Командир взвода капитан милиции Андрей Коваленко зачитывает список разыскиваемых автомашин, проверяет у каждого сотрудника наличие служебного удостоверения, нагрудного знака и экипировку, производит расстановку личного состава.

- Работают экипажи не на свое усмотрение, кто-где захочет. Каждый направляется в свой, отведенный на инструктаже сектор, поясняет мне взводный. - Этот участок местности станет для них на время дежурства той зоной ответственности, за которую инспекторы в случае недобросовестного выполнения возложенных задач будут держать ответ. Основных и первостепенных задач две: предотвращение угонов с задержанием лиц, занимающихся этим криминальным ремеслом, и розыск похищенного автотранспорта.

Служебная "десятка" вывозит нас за ворота, мой экипаж инспекторы

ДПС лейтенант милиции Михаил Феоктистов (за рулем) и младший лейтенант милиции Дмитрий Чертков. Автомашина выезжает на МКАД, и водитель поворачивает на северо-запад. Мы направляемся в район Митино, где, согласно расстановке, нам предстоит нести дежурство.

Автомобиль и водка

- Митино за МКАД находится, что для угонщиков создает максимально комфортные условия, ведь в отличие от районов Москвы, расположенных в пределах кольца, злоумышленникам не надо рисковать на выездном посту-пикете, - отвечает Дмитрий на мой вопрос о необходимости присутствия экипажа розыска именно на этой "земле". - Вот мы и станем там своеобразным передвижным постом ДПС. Для того чтобы произвести должную проверку автомобиля, а также водителя и пассажиров, все необходимые учетно-регистрационные и оперативные базы данных у нас с собой - в персносном компьютере. Минимум, что нам сегодня нужно сделать, - это не дать охотникам за чужой собственностью пополнить список разыскиваемого автотранспорта.

- А максимум?

- Найти автомобиль, находящийся в розыске.

- А это случалось? Как давно?

- Две смены назад. Мы еще только на работу в свой сектор следовали, когда дежурный по радиостанции сообщил, что на Озерной улице совершен наезд на пешехода, в результате которого переходившая дорогу пожилая женщина скончалась на месте, а водитель - виновник аварии - с места ДТП скрылся. Для обнаружения и задержания транспортного средства в городе был объявлен специальный план "Перехват". Мы узнали домашний адрес и телефон хозяина искомой "Волги". Тут же позвонили ему и выяснили, что он продал машину по доверенности своему соседу. Адрес места жительства последнего находился от нас в трех кварталах, и получилось так, что, пока я приметы нового владельца у старого выяснял, Михаил во двор этого дома успел заехать. А в это время к подъезду нетвердой походкой подходит человек, внешне схожий по описанию. Проверили у него документы: так и есть, именно тот, кто нам нужен. В том, что он пешехода на своем пути не разглядел, нет ничего удивительного. Этот гражданин и нас-то не сразу заметил, такой пьяный был.

- "Волгу" обнаружили?

- Да, на соседней улице с характерными в таких случаях повреждениями.

"Маленький" и "большой" вместе повод для беспокойства

Проехав поворот на Осташковское шоссе, Михаил перестраивается из левого ряда и, плавно перебирая полосы одну за другой, прижимается к обочине.

- Что-то случилось? - справляюсь я о причине промежуточной остановки.

- На обочине фура с "аварийкой" включенной стоит, видишь? - указывает на грузовик Михаил. - А за ней в нескольких метрах иномарка замерла. Может, и не случилось ничего, просто сломались обе машины, но такие совпадения - редкость. Чаще всего водителей-дальнобойщиков вынуждают остановиться, а потом грабят. Надо проверить.На этот раз тревога оказалась ложной. Грузовик действительно сломался. А пассажиры легкового автомобиля для дальнобойщика никакой опасности не представляли, наоборот, оказались группой физической поддержки, специально выделенной в дорогу директором предприятия.

Рискнул прораб неудачно

Мы в Митино. По существующему положению о несении службы, все вышедшие на маршрут наряды должны объявлять об этом в радиоэфире. Но мы не обычный наряд, наши оппоненты -автомобильные воры, люди серьезные, поэтому запросто могут прослушивать этот диапазон. Получив весть о том, что на территории присутствуют те, кто представляет для них наибольшую угрозу, перенесут запланированный угон на другой день. О нашем приезде дежурного по ОВД предупредит телефонным звонком дежурный офицер отдельной роты УГИБДД, мы же настраиваем одну из радиостанций на местную частоту и вливаемся в поток транспорта, движущийся по Пятницкому шоссе.

Я сразу ощутил, что обстановка в салоне стала несколько напряженнее, а взгляды офицеров еще более сосредоточеннее и внимательнее. Задача непростая: надо высмотреть в потоке угонщика, а сделать это можно лишь оценив поведение человека за рулем: насколько оно адекватно, раскованно и спокойно. Время от времени Дмитрий стучит по клавиатуре компьютера, запрашивая информацию о том или ином автомобиле. То, что идущий впереди ВАЗ-211 с тонированными стеклами шарахнулся в другой ряд при сближении с патрульным автомобилем вневедомственной охраны, нашему экипажу показалось подозрительным. На отдалении сопровождаем "десятку" до съезда с шоссе на менее людную улицу, пристраиваемся в хвост и с помощью устройства громкой связи требуем водителя остановиться. Документы у него в порядке, однако встречи с представителями закона действительно хотел избежать. Сам он оказался прорабом московской строительной фирмы и перевозил с одного объекта на другой рабочих-нелегалов, граждан Таджикистана. Милицейская проверка сулит ему огромные убытки в виде потери дешевой рабочей силы. Вину за собой он не чувствуют, наоборот, не стесняясь, в открытую посетовал, что зря решился вывезти всю бригаду (шесть человек!) за один заход.

Привлечь к ответственности подобных бригадиров крайне тяжело. Официально в штат фирмы гастарбайтеров никто не оформляет и не заключает с ними письменных трудовых договоров. Поэтому остается только взывать к сознательности, что в наше время не результативно и смешно. Кстати, о смехе. Пришлось с трудом сдерживаться, глядя на то, как подъехавший к нам тот же экипаж ОВО, от которого посторонился водитель ВАЗа-211, грузил на свой борт рабочих. Ни так, ни эдак вся бригада туда не помещалась.

Гастролеры

Мы отправляемся дальше. Дмитрий рассказывает мне случай недельной давности, когда по точно такой же реакции водителя на проезжающий рядом милицейский автомобиль удалось задержать людей куда посерьезнее. Произошло это ночью в районе Щелковского шоссе. Инспекторам попалась на глаза выехавшая из-под арки многоподъездного дома "десятка", в салоне которой находились трое молодых ребят. Как только ее пассажиры заприметили невдалеке стражей порядка, человек, сидевший сзади, принялся что-то прятать под переднее сиденье, а водитель увеличил скорость. При досмотре машины выяснилось, что компания хотела скрыть от посторонних глаз автомагнитолу с перерезанным жгутом соединительных проводов. Клятвенным заверениям, что данную вещь молодые люди полчаса назад приобрели у неизвестного гражданина на кровно заработанные деньги, офицеры не поверили. Прокатившись по ближайшим дворам, милиционеры обнаружили автомобиль с разбитым боковым стеклом и раскуроченной "торпедой". Оказалось, троица из подмосковной Балашихи уже давно являлась головной болью местных сыщиков, на ее счету немало эпизодов подобных гастролей по столичным дворам.

Проверено электроникой

О проводимой общегородской операции "Гараж" нас проинформировали на инструктаже. Это значит, что сотрудники разных подразделений и служб (ГИБДД, ППС, участковые, оперативники) обязательно должны проверить за смену хотя бы один гаражно-строительный кооператив или муниципальную автостоянку на предмет обнаружения угнанного, похищенного или разукомплектованного автотранспорта. Нас это тоже касается, поэтому Михаил заезжает в ворота одной из платных автостоянок. Автомобили здесь паркуются под открытым небом, мы объезжаем их по рядам и проверяем каждую по государственному номерному знаку на угон. Операция эта много времени не занимает, так как вся нужная информация под рукой, вернее в памяти электронного помощника.

- А если на стоянке найдется автомобиль без номеров, как осуществить проверку? - задаю ребятам вопрос.

- В этом случае у сторожа должна быть сделана соответствующая запись в книге учета о постановке такого автомобиля с указанием причины отсутствия номерных знаков и данными автовладельца, - отвечает Михаил.

- Как часто такие проверки приносят результаты?

- Регулярно. Ведь угонщики не сразу перегоняют добычу в свое логово. Большинство предпочитают выждать несколько дней, пока розыск не поутихнет, а такие автостоянки являются идеальным местом для отстоя.

- А о чем еще можно узнать при помощи ноутбука?

- Например, о личности человека. Мы всегда одновременно с проверкой автомобиля на угон загружаем данные водителя в программу федерального розыска лиц.В январе, таким образом нам удалось выявить двух мужчин, скрывающихся от правосудия, а в декабре минувшего года с помощью этой техники посчастливилось задержать наркокурьеров с крупной партией героина.

Подобные задержания для сотрудников ДПС - огромная редкость, поэтому прошу Дмитрия рассказать об этом случае.

В дороге укололся и на въезде прокололся

- Дежурили двумя экипажами на развязке Ярославского шоссе и МКАД. Видим, навстречу из области БМВ несется. Бросился в глаза этот автомобиль вовсе не из-за высокой скорости. На улицах еще не рассвело, а водитель габаритных огней не включил. Остановили, в салоне иномарки двое ребят - водитель и пассажир, у обоих взоры бессмысленные, глаза "стеклянные". Не иначе, как под воздействием наркотических препаратов находятся, - предположили мы. Пока с ними беседовали, подозрение окрепло, на все простейшие вопросы молодые люди отвечали лишь после продолжительного раздумья и не всегда логично. Если бы у нас тогда с собой бортового компьютера не было, отвезли бы обоих к врачу-наркологу, и на этом делу конец. Но войдя в базу данных федерального розыска, выяснили, что пассажир БМВ находится в розыске, а статья, которую ему инкриминируют, - торговля наркотиками. Получив такой ответ, отвезли обоих на стационарный пост ДПС, вызвали оперативную группу. Когда сыщики при понятых машину обыскали, то обнаружили тайник с двумя упаковками белого порошка. Позже экспертиза установила, что это высококачественный героин весом около 80 грамм. Если этот вес перевести в разовые инъекции, то получилось бы около 1000 доз.

Выставляемся на точке

Это значит, что по плану-заданию нам предписано указанный промежуток времени провести на определенном перекрестке и осуществлять там проверку и досмотр транспортных средств. Такие места выбираются руководством подразделения не случайно, а исходя из анализа криминогенной обстановки на патрулируемой территории. Опираясь на статистику, определяют районы с наибольшим количеством угонов, просчитывают наиболее вероятные маршруты следования преступников, получают на карте нужную точку, в которой их можно блокировать. По понятным причинам адрес описываемых событий я не указываю.

Автомобиль замирает на островке безопасности, инспекторы надевают головные уборы, берут в руки жезлы и приступают к работе. Процедура проверки транспорта на дороге у розыскников мало чем отличается от той, что проводят ежедневно обычные территориальные инспекторы ДПС: ознакомление с документами, досмотр багажника (если это необходимо), пожелание счастливого пути. Непривычен компьютер, через который прогоняют всех без исключения. Поэтому приведу только два запомнившихся момента.

Я не трус, но я боюсь

Именно так можно охарактеризовать молодого под два метра роста бугая, владельца двенадцатой модели "Жигулей". Лишь только после того, как он тщательно изучил документы инспектора, решился выйти из машины и предъявить свои.

Вы меня поймите правильно, время сейчас такое, - - заявил он, обращаясь к Михаилу.

- Какое время?

- Доверяй, но проверяй. Сколько случаев разных по телевизору показывают - то грабят, то убивают.

- Понятно. А бейсбольная бита вам в машине зачем?

- Для отражения нападения!

- А баллончик газовый, вероятно, на тот случай, если палка не поможет?

- Так точно! Я ж говорю, время такое!

- Может, вы еще что-нибудь с собой для самозащиты возите?

Парень начинает переминаться с ноги на ногу и напряженно сопеть.

Откройте багажник, - потребовал инспектор.

- Да, да, конечно, -доставая ключи, произнес водитель и услужливо поднял крышку, -только вы не подумайте ничего, у меня на это разрешение имеется.

На полу в дерматиновом чехле лежал охотничий карабин "Сайга", копия автомата Калашникова. Разрешение на него было, правил транспортировки владелец не нарушил, поэтому милиционеры задали ему последний вопрос из любопытства:

- Что ж без патронов ружье возишь?

- А вдруг стрельну в кого, потом отвечать придется.

Права за двадцатку

Из остановленной "Волги" вышел мужчина, предъявил инспекторам документы: технический паспорт транспортного средства, доверенность, паспорт гражданина Армении на свое имя, регистрацию в Москве и пластиковую карточку, в которой латин скими буквами написано "Водительское удостоверение интернациональной автомобильной ассоциации".

- Что это такое? - интересуется офицер у водителя, указывая на ламинированную карточку.

- Мои права.

- Где вы их взяли?

- Купил за двадцать долларов, - и называет московский адрес. - Мне там сказали, что они международные и профессиональные.

Вот это да! Похоже на то, что этот вид мошенничества, столь распространенный несколько лет назад, получил новый виток, и подобные коммерсанты не вымерли как класс, а лишь взяли тайм-аут. Сократилась, правда, стоимость услуг, в былые годы за подобную филькину грамоту просили по 500 долларов. Хотя теперь это, видимо, рассчитано на массовость и исключительно на малограмотных людей. Ведь в бумажной книжице, которую позже достал из бардачка "Волги" водитель, на русском языке говорилось о том, что эта ассоциация всего лишь клуб любителей автомобилей, а данная карточка хоть и именуется правами, на самом деле не что иное, как пропуск в этот клуб.

Заезжаем еще на одну автостоянку. Пока Дмитрий проверяет автомобили, Михаил беседует со сторожем, интересуется, все ли в порядке, не появились ли в его хозяйстве новые автовладельцы или машины со следами после аварии. Таких нет, едем дальше. Смена подходит к концу, мы делаем завершающий круг почета по территории. Все спокойно. Отправляемся на базу.

Когда я договаривался с командиром отдельной роты подполковником милиции Владимиром Коротеевым о рейде в составе экипажа, он сразу сказал: "Ночью у нас практически всегда случается что-нибудь интересное, поэтому советую заступать с вечерней сменой". Однако технические возможности фотокамеры заставили отклонить заманчивое предложение. Что ж, упустил я свой шанс, а Владимир Михайлович как в воду глядел. В 03.00 в районе Митино семнадцатилетний подросток угнал из Ангелова переулка автомобиль ВАЗ-2106, правда, уехать далеко не успел. Спустя четверть часа он был задержан на Пятницком шоссе. А в 05.00 там же инспекторы ДПС остановили "Жигули" девятой модели, в багажнике была обнаружена автомагнитола. Ее происхождение ни водитель, ни пассажир внятно объяснить не смогли. Когда обоих доставили в дежурную часть, там уже находился житель района, который писал заявление о пропаже имущества. В предъявленном ему радиоприемнике он без колебаний признал свою собственность.

Но это еще не все. Отличился и экипаж, направленный на дежурство в Южное Бутово. Проверка двух граждан, уроженцев Чеченской Республики по базе данных показала, что они уже давно находятся в федеральном и международном розыске по подозрению в связях с террористическими организациями. В частности, им предъявлено обвинение в пособничестве взрыва в здании "Макдоналдса", который прогремел три года назад на юго-западе Москвы. Теперь они задержаны и дают показания следователям.