Перейти к основному содержанию

Главная      МОЯ ХАТА С КРАЮ

МОЯ ХАТА С КРАЮ

Почему ГИБДД пытается переложить ответственность за бардак на дорогах на автошколы?

В последнее время на Олимпе российского ГИБДД наблюдается нервная активность тамошних небожителей. Руководство госавтоинспекции всерьез озаботилось ужасающим ростом количества ДТП. Машины бьются, люди гибнут, и справиться с этим, похоже, никак не удается. Не мудрствуя лукаво, Москва поступила, как в лучшие годы эпохи застоя - нашла стрелочника. Но не повезло не какой-нибудь паре местечковых начальников ГИБДД из худших по показателям регионов. Нет. Виновник был найден глобальный, в масштабе всей страны. Оказывается, в росте ДТП виноваты: автошколы, которые плохо учат будущих водителей.

И пошло из Москвы негласное указание - давить, отслеживать, закрывать.

Вообще, подобное обвинение абсурдно по сути. Да, автошкола дает первые навыки вождения. Кстати, не обязательно автошкола. В российском законе прописана еще одна форма обучения - экстерн. Это когда гражданин подготавливается самостоятельно.

Но какой бы ни была подготовка во время учебного процесса, хорошей или плохой, водительское удостоверение выдает ГИБДД. То есть последней инстанцией, определяющей, готов ты к самостоятельному вождению или нет, является госавтоинспекция. Стало быть, и ответственность несет тоже она.

Сегодня у человека есть два способа стать водителем. Можно пройти курс обучения в автошколе, можно подготовиться самому (есть еще третий - права можно купить, но этот путь до первого столба, поэтому в расчет его брать не будем).

Оба процесса имеют свои плюсы и минусы, но "гаишники" почему-то недолюбливают экстерн. Попробуем разобраться, почему и есть ли у них на то хоть какие-то основания.

Обучение в автошколе - это классика жанра. Строго определенные сроки учебного процесса, свидетельство об окончании - это больше для проформы, так как при сдаче экзамена в ГИБДД свидетельство не обязательно.

Экстерн - пожалуй, более современный и прогрессивный метод обучения. Самоподготовка на самом деле таковой не является. Да и вряд ли массовый водитель способен выучить правила дорожного движения самостоятельно, с учетом всех нюансов. Поэтому самоподготавливается народ у нас организованно. Также в группе, тоже в учебных классах, где правила читают преподаватели, имеющие соответствующий допуск. Такое же, как и в автошколе, количество часов обучения вождению.

В чем же разница между самоподготовкой и учебой в автошколе? Для обучающегося - только одна, но существенная. В автошколе процесс обучения втиснут в жесткие временные рамки - от и до. Хватит тебе этого времени, чтобы подготовиться и сдать экзамен или нет, никого не волнует. Если не хватит, берешь допчасы, но уже за отдельную плату.

В классах самоподготовки в отношении правил дорожного движения такой жесткости нет. Здесь с тобой будут нянчиться до тех пор, пока не будешь готов на все сто.

В последнее время автошкол в Петрозаводске становится все меньше. Предприниматели-владельцы объясняют это многочисленными бюрократическими барьерами на пути получения заветной лицензии. Поэтому они предпочитают закрыть автошколу и заниматься самоподготовкой. Ибо для этого не нужно никаких документов, кроме свидетельства частного предпринимателя. А учебная база остается той же, что и в автошколе. Зато никакой бюрократ в погонах или из министерства образования не придет к тебе и не будет тыкать пальцем: а вот здесь у вас не той краской выкрашено, запятая не в том месте стоит.

Гоставтоинспекция с такой постановкой вопроса не согласна. Рычагов влияния на классы самоподготовки у нее нет - кроме как "валить" экстерн на экзамене. Начальник межрайонного экзаменационного отделения ГИБДД Карелии Вячеслав Шлямин говорит, что на экзамене все равны и никакой предвзятости не существует: "Мне все равно, где прошел обучение абитуриент, главное, чтобы он знал правила и умел ездить".

Похвально. Да только, как часто это у нас бывает, слова не всегда соответствуют делу.

Последние изменения в порядке сдачи экзаменов ущемляют права экстерна. Теперь к экзамену "самоподготовщиков" допускают спустя две недели после подачи документов. Вроде бы это не противоречит закону, где сказано, что "либо в этот же день, если с документами все в порядке, но не позднее двух недель". Однако любят у нас крайности.

А вот еще нововведение на местном уровне. "Экстерников" заставляют писать на экзаменационном заявлении, где он обучался, сколько отъездил на вождении, у кого, на какой машине и так далее. В ГИБДД утверждают, что это дело добровольное. Но как можно отказать в просьбе человеку в погонах, от которого зависит не только оценка на экзамене, но и сам допуск.

Экзамен по вождению сдают по четырем маршрутам, один из которых проходит по центру Петрозаводска, где движение всегда интенсивное. Так вот, почему-то этот маршрут чаще всего достается экстерну.

На вопрос, где же доказательства, что экстерн хуже, чем автошкола, В.Шлямин показал стенд статистики учета ДТП, совершенных водителями на первом после обучения году "жизни". Согласно показателям "самоподготовщики" попадали в ДТП на 4% чаще. Условность данной цифры очевидна.

Во-первых, это только учтенные ДТП (где пострадали люди). Как известно, количество неучтенных намного больше. По ним статистика отсутствует. Во-вторых, нет полных данных об общем количестве экстерна и прошедших обучение в автошколе. В-третьих, сами автошколы сегодня не брезгуют брать "самоподготовщиков".

За последние десять лет интенсивность движения на улицах выросла в несколько раз. Это требует от водителей повышенного внимания, а от начинающих автолюбителей - соответствующей подготовки. Если госавтоинспекция считает, что причина роста ДТП в начальной стадии подготовки водителей, то проблему решить очень просто - ужесточить правила приема экзамена, сделать их более требовательными. Станет ли тогда меньше аварий? Думается, что нет. Потому что дело не в навыках, а в культуре вождения, которая, кстати, прививается госавтоинспекцией. Почитайте сводки ДТП. Формулировки типа "выехал на встречную полосу", "превысил скорость", "проехал на красный свет" нельзя отнести к навыкам вождения, так как виновник сознательно идет на нарушение правил ДД. А ездит он так потому, что никто ему в этом не препятствует.