Перейти к основному содержанию

Главная      ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ "АВТОГРАЖДАНКИ"

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ "АВТОГРАЖДАНКИ"

Прошел уже год со дня вступления федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", тем не менее в обществе по-прежнему к нему сохраняется негативное отношение. И тому есть причины. Закон был подготовлен наспех, в нем полно противоречий, упущен ряд гарантий, слабо прописана ответственность страховых фирм в различных ситуациях. Поэтому в почте тематической страницы "Дорога и мы" много острых писем. Житель Барнаула Борис Алексеев свои наблюдения озаглавил "О бюрократии в автостраховке".

"Я в обязательном порядке на полгода застраховал свою гражданскую ответственность как владелец "Запорожца". Мне вручили страховой полис, на двенадцати печатных листах правила автогражданки, введенные постановлением Правительства РФ с 1 июля 2003 года, бланк извещения о ДТП и инструкцию по его заполнению. Ознакомившись с полученными бумагами, я пришел к выводу, что моя гражданская ответственность уже выполнена тем, что я внес страховщику премию в сумме 900 рублей 90 копеек, а вот относительно ответственности страховщика у меня возникли некоторые сомнения.

В соответствии с инструкцией перед страхователем поставлена задача: в случае ДТП хладнокровно, обстоятельно и правильно составить извещение. Но водитель, попавший в аварию, даже если он не покалечен, обязательно испытывает стрессовое состояние и на хладнокровное обстоятельное заполнение извещения не способен. Однако допустим, что водитель, ставший участником ДТП, оказался человеком волевым и стойким. Тогда его трудности в заполнении извещения состоят в том, что ему надо инструкцию помнить назубок. Ведь во время оформления извещения ее не разложить перед собой для изучения, чтобы в случившемся ДТП не пропустить каких-либо деталей и правильно все отметить.

Трудность в заполнении создает сама форма бланка извещения: строчки для заполнения оставлены узкие - это какого калибра надо иметь ручку, чтобы вписать требуемые данные? А клетки в пунктах 2, 9, 11 и 12 настолько малы, что не каждый сможет уместить в них цифры.

Места для "нарисования" схемы ДТП отведено тоже, на мой взгляд, маловато. Да и какой из водителя окажется рисовальщик, запомнит ли он все, что требуется, тоже вопросы, конечно, интересные.

Инструкция предупреждает, что только правильно составленное извещение ускорит работу страховщиков и получение страхового возмещения. А если оно неправильно составлено? Может быть, потеряна и возможность получения страховки?

Сам порядок получения страхового возмещения усложнен. Непонятно, почему участник ДТП должен обращаться не к тому страховщику, которому он внес страховую премию, а к страховщику случайного напарника по аварии?

Если вы с одним экземпляром извещения вернулись домой, заполнили его обратную сторону, составили заявление о страховом возмещении и в течение пяти рабочих дней отправили все страховщику второго участника ДТП, то у вас на руках не останется ничего об аварии. А свой страховщик-то в стороне.

А если случится столкновение с автомобилем незастрахованным или с угнанным, то к какому страховщику идти? И опять свой страховщик остается в стороне.

Или, например, второй участник ДТП откажется заполнять извещение. Вы через милицию установите его данные, но он все-таки не сообщит адрес своего страховщика. Где его искать?

Очень странно в инструкции изложены отношения участника ДТП и представителя ГИБДД. В извещении требуется отметить нагрудный знак сотрудника ГИБДД и больше ничего, а инструкция требует, чтобы участник ДТП попросил сотрудника ГИБДД заверить извещение своей подписью и указать фамилию, имя, отчество, должность и звание, проследить за тем, чтобы видимые повреждения, отмеченные в извещении, были зафиксированы сотрудником ГИБДД. Ну, а если окажутся несовпадения, тогда что будет?

В инструкции сказано: "Извещение не является актом, признающим вашу виновность". Тогда спрашивается, для чего вся эта волокита?"

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Недавно мне пришлось участвовать в совещании-семинаре, которое проводил Российский союз автостраховщиков в Новосибирске. Были оглашены первые итоги работы страховых организаций в условиях действия закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В настоящее время уже застраховано около 80 процентов автотранспорта, состоящего на учете в ГИБДД. Страховые фирмы собрали с автомотовладельцев 39, 2 миллиарда рублей. За этот период зарегистрировано 274 тысячи страховых случаев, по которым было выплачено 3, 8 миллиарда рублей.

Приведенные цифры, естественно, не отражают всю полноту нюансов "автогражданки", ведь довольно часто страховые фирмы под различными надуманными предлогами отказывают страхователям в страховых выплатах. Об этом очень подробно рассказал руководитель Новосибирской межрегиональной инспекции страхового надзора МФ РФ Игорь Федяев, которому лично пришлось разбираться с десятками жалоб на страховые организации.

Кстати, жалуются не только на страховщиков, жалуются и на ГИБДД, причем страховые фирмы. Так, в декабре 2003 года в краевое УГИБДД обратилось руководство ОСАО "Ингострах" по факту несоставления протоколов об административных правонарушениях на месте ДТП сотрудниками ГИБДД г. Барнаула. А жалобу Барнаульского филиала страховой компании "Наста" в МВД РФ приезжал проверять представитель этого министерства. Факты, указанные в жалобах, в ходе проверки нашли подтверждение.

Проверкой установлено, что во многих случаях при совершении дорожно-транспортных происшествий, повлекших материальный ущерб, протоколы об административных правонарушениях не составлялись, решения о возбуждении дел об административных расследованиях не принимались. Хотя, исходя из схемы ДТП и объяснений участников аварии, явно видно нарушение правил дорожного движения, за которое предусмотрена административная ответственность. Кроме того, в ходе проверки установлено, что руководством отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД, а именно начальником штаба этого подразделения капитаном милиции С.Бочко нарушались должностные инструкции по контролю за работой дежурной части ГИБДД по оформлению ДТП, не повлекших вред здоровью. Данное положение стало возможным и из-за отсутствия контроля и неудовлетворительной организации работы по исполнению административного законодательства со стороны командира ОБДПС ГИБДД при УВД г. Барнаула майора милиции С.Лавринца.

Строго "указано" было также старшему инспектору административной практики и дознания УГИБДД капитану милиции А.Гладких, заместителю начальника УГИБДД ГУВД Алтайского края полковнику милиции О.Ховалкину.

Краевым управлением ГИБДД проведены совещания и семинары с сотрудниками дежурных частей, административной практики и дознания. Выработаны меры по организации делопроизводства, решается вопрос об изготовлении и обеспечении всех подразделений ГИБДД края соответствующими методическими рекомендациями.

Можно только приветствовать принципиальную позицию ГУВД края по устранению выявленных недостатков.

Правда, возникает и вопрос: а раньше-то их нельзя было заметить - без внушений со стороны МВД РФ?

И еще. Судя по всему, закон об "автогражданке" никто не думает отменять и видоизменять. Видимо, в ближайшие 2-3 года, а то и раньше следует ожидать повышения страховых тарифов. Ведь все страховые фирмы - коммерческие организации, заинтересованные получать прибыль, а хочется получить все больше и больше. После выборных кампаний президент, правительство и наши народные заступники - депутаты, похоже, потеряли интерес к автогражданке. Зато страховые компании не дремлют, они уже обкатывают в средствах массовой информации идею повышения страховых тарифов по причине отсутствия на автомобилях подушек безопасности. Да откуда же эта подушка возьмется на "Москвичах", "Жигулях", "Волгах" или "УАЗах", если даже на большинстве японских автомобилей она появилась в моделях 1996-1997 годов. А потом страховщики захотят повысить тарифы из-за отсутствия системы АБС, противозаносной и противобуксовочной систем, кондиционера, гидроусилителя тормозов и рулевого управления?!

Глядишь, страховые тарифы будут больше стоимости самого автомобиля.

Ну, а о попытках получить страховые выплаты в страховых фирмах после ДТП мы надеемся услышать от вас, наши уважаемые читатели.

Пишите, заходите, звоните. Телефон рубрики "Дорога и мы" -23-35-13.