Перейти к основному содержанию

Главная      Платные автодороги в России: быть или не быть?

Платные автодороги в России: быть или не быть?

Национальных бед в России, как хорошо известно со времен Гоголя, - две. И если что делать с одной из них, до сих пор не совсем ясно, то с другой - дорогами - власти решили разобраться всерьез. В октябре в Госдуму должен быть внесен законопроект о платных автодорогах в России. В Министерстве транспорта убеждены, что это - радикальное решение проблемы: когда платных дорог в России станет много и они начнут окупаться, то часть денег, полученных от оплаты проезда по автобанам, будет направляться на реконструкцию бесплатных дорог.

"Чем больше будет платных дорог, тем больше средств из федерального бюджета пойдет на содержание оставшихся бесплатных", - заявил заместитель министра транспорта Александр Мишарин. И вообще, по его мнению, ездить по платным дорогам автомобилистам будет выгоднее, чем по бесплатным. Сегодня автолюбитель, являясь налогоплательщиком, и так платит за дороги. Кроме этого, он платит за топливо, за содержание машины и т. д. Он просто впустую тратит время, стоя в пробках, тогда как появление альтернативных платных дорог автоматически снижает эти расходы, поскольку водитель будет ехать в несколько раз быстрее. Тезис - не бесспорный, так как проблема пробок все-таки относится к поездкам внутри городской черты, а платные автобаны - нечто из совершенно другой сферы. Но это - уже детали, лишь подчеркивающие стремление Минтранса заручиться как можно большим количеством аргументов за введение платных дорог.

Интересно, что такие дороги в России уже есть. Это участок на федеральной трассе "Дон" (между Воронежем и Тамбовом), часть одного из шоссе под Липецком. Работает также платный мост в Барнауле - пока единственный в стране. По словам А.Мишарина, тот же участок трассы "Дон" уже очень хорошо себя зарекомендовал. Но российский опыт на данный момент можно назвать скорее экспериментом, тогда как за рубежом платные дороги уже давно стали обычной практикой. В США их на сегодня порядка девяти тысяч, в Японии - восемь тысяч, во Франции - десять тысяч. Это от двух до пяти процентов от протяженности всех автотрасс названных стран, но это магистрали, соединяющие крупные центры, и их доля траффика составляет до 20 процентов от всех объемов автоперевозок.

Основной вопрос на сегодняшний день - механизм финансирования строительства платных магистралей. По словам участников состоявшейся в Москве конференции "Перспективы развития платных автомобильных дорог в России", часть денег на это будет выделять государство, а другую - привлеченные частные инвесторы, в том числе и зарубежные. Процентные соотношения участия в строительстве дорог могут быть самыми разными, но предполагается, что доля частных инвесторов в проекте может составлять и 30 процентов, и 50, и более. Основной доход, который принесет платная дорога потенциальному инвестору, будет зависеть от количества автомобилей, которые решат ехать по платной дороге, и от размера платы за проезд. Уже сейчас известно, что плата за проезд по подобной дороге в России составит не менее одного рубля за километр, а окупаемость проектов - около 20 лет.

Несмотря на позитивный настрой чиновников, есть сомнения в том, что на практике все пойдет так же гладко, как в теории. В частности, хотя платные дороги наверняка будут пользоваться популярностью, то, что они окупятся в отведенные сроки, - пока большой вопрос. Вряд ли автолюбители бросятся платить не то что 600, но даже и 300 рублей за проезд по автобану Москва-Санкт-Петербург в одну сторону после того, как он будет построен.