Перейти к основному содержанию

Главная      АВТОБАН В РЕЛИКТОВОЙ РОЩЕ

АВТОБАН В РЕЛИКТОВОЙ РОЩЕ

Опубликовано admin - чт, 16.10.2008 - 00:00

Из двух российских бед одна становится менее заметной - дорог все больше, и они все лучше. Недавно, к примеру, начато строительство новой скоростной платной трассы Москва - Санкт-Петербург. Средняя скорость движения по ней составит 150 км/ч, и из первопрестольной до Северной столицы можно будет доехать всего за 4,5-5 часов. По проекту трасса имеет ширину 300-500 м, но, согласно Постановлению губернатора Бориса Громова, по обе стороны от дороги выделяется еще по 3 км земли для строительства прилегающей инфраструктуры. Решение, прямо скажем, неоднозначное. Дорога пройдет в том числе по Химкам, точнее, по самому центру реликтовой рощи города, и при ее строительстве будет вырублена тысяча гектаров живого леса!

В России впервые планируется строительство платной автомагистрали, имеющей столь высокие технические показатели.

Общая протяженность трассы, которая пройдет по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям, составит около 700 км. Автомагистраль обеспечит надежное современное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом (ЦФО и СЗФО), а также ускорит международные автомобильные перевозки между Россией и странами севера Европы. Строительство автобана даст новый толчок социально-экономическому развитию региона, окажет позитивное влияние на качество жизни в районе тяготения, уменьшит число ДТП, повысит мобильность и деловую активность жителей, а также будет способствовать развитию международной торговли.

Решение в общем-то разумное и своевременное, ведь существующая федеральная дорога М-10 (Е-10 5) "Россия" на отдельных участках практически исчерпала свою пропускную способность, что приводит к образованию заторов, снижению скорости движения и повышению аварийности. Новая трасса будет иметь до 14 полос, и проблемы М-10 будут полностью решены. Автобан не затронет территории населенных пунктов, а значит, не потребует введения значительных ограничений скорости движения.

В отдельный проект выделен головной участок дороги на 15-58 км. На него возложены специфические задачи, в том числе обеспечение скоростного подъезда к аэропорту "Шереметьево". Головной участок трассы проложат параллельно Ленинградскому шоссе. В соответствии с заявлениями властей, в Москве платных дорог не будет, поэтому и головной участок планируется сделать бесплатным для проезда. А вот далее, от Химок до Санкт-Петербурга, можно будет проехать только за деньги.

Строительство автобана потребует вложения немалых инвестиций, их обеспечат государство и частные инвесторы. Открытие новой дороги намечено на 2020 год, головной участок будет введен в эксплуатацию ориентировочно в 2012 году. Трасса М-10 "Россия" станет альтернативной по отношению к проектируемой платной скоростной автомагистрали.

В общем, жизнь налаживается...

Печально лишь то, что один из участков автобана по проекту пройдет по Химкинскому лесному массиву. Он уникален, поскольку в нем находятся реликтовые дубовые рощи, обитают дикие животные - лоси, лисы и кабаны. Кроме того, этот лес тесно связан с историей России. Изначально он был царской вотчиной, здесь охотились на вепря. В XVI веке, при Иоанне Грозном, в лесу находилось имение его старшего сына Ивана. Бывал здесь и царь Алексей Михайлович. Во время одной из охот на вепря, по свидетельствам летописей, он заблудился в дубраве неподалеку от реки.

Впрочем, Бог с ними, с царями и вепрями. Не заблудился ли здесь нынешний распорядитель вотчины, вот в чем вопрос!

Для строительства трассы выбран далеко не самый лучший вариант расположения дороги. Вырубки леса можно было бы избежать. Известно, что на стадии разработки проекта существовали еще два варианта расположения трассы, в соответствии с которыми лес не пострадал бы или ему был бы нанесен минимально возможный урон. Согласно первому варианту, трасса должна была обогнуть Химки и пройти стороной, но этот проект показался властям невыгодным. Согласно второму варианту, автобан проложили бы через пустыри Молжаниновского района, но и этот проект не пришелся по душе властям. Был выбран наиболее губительный для Химкинского леса вариант строительства дороги. И главное, никому не известны причины (возможно, и обоснованные), повлиявшие на данное решение.

Естественно, столичные экологи выступили с резкой критикой проекта трассы. По мнению специалистов Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, строительство может серьезно повлиять на экологическую ситуацию в Москве и области. Реликтовая дубрава - важная часть зеленого пояса Москвы, она обеспечивает кислородом север столицы. По информации экологов, зеленые массивы столицы производят только 10% необходимого кислорода, остальное вырабатывают окрестные леса, в том числе лесозащитный пояс Подмосковья, куда входит и Химкинский лес. Если он будет уничтожен, Москве и области не будет хватать кислорода. Более того, экологи утверждают, что автобан, проходящий по центру леса, полностью разрушит экосистему района. В соответствии с Постановлением губернатора Московской области Бориса Громова о выделении земель под строительство скоростной магистрали, трасса будет иметь полосу отчуждения в 500-600 м, а кроме того, по обе ее стороны планируется выделить по 3 км (!) земли для размещения различной инфраструктуры: бензоколонок, супермаркетов и коттеджных поселков, т.е. тех объектов, без которых прибыли дорога не даст.

При таких условиях Химкинский лес будет попросту стерт с карты Подмосковья.

Как точили топоры

В официальных бумагах проект автобана впервые упоминается в 2003 году, в Постановлении Правительства Московской области N 743/48 "Об утверждении основных направлений устойчивого градостроительного развития в Московской области". Через полгода появилось Поручение Президента РФ N ПР-610 "Об организации работ по строительству скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург". В течение следующих трех лет шла разработка и согласование проекта дороги. В 2005 году на общественных слушаниях, о которых местных жителей даже не предупредили, было принято решение проложить трассу Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лесопарк, уничтожив 1000 га живого леса.

В 2006 году было вынесено положительное заключение Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области N 3633-тср-4. В этом же году правительство распорядилось о включении строительства дороги в перечень инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств Инвестиционного фонда РФ. В апреле 2006 года губернатор Московской области Борис Громов подписал постановление о выделении земель под строительство скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург. В 2008 году проект был согласован с администрацией городского округа Химки.

Сейчас, естественно, начались массовые протесты против строительства трассы, проводится сбор подписей против вырубки леса. Под экологической "петицией" подписались тысячи людей. В Администрацию г. Химки и Администрацию МО, в Министерство транспорта РФ, Росприроднадзор, Правительство Москвы направлены обращения в защиту леса. В Генеральную прокуратуру полетел запрос о проверке законности принятых решений. Эти меры не дали результата, и химчане направили открытое письмо Президенту РФ Дмитрию Медведеву. В нем содержится просьба "лично вмешаться в ситуацию и остановить уничтожение одного из немногих оставшихся лесопарков ближнего Подмосковья", поскольку разрушение экосистемы лесопарка приведет к потере единственной рекреационной зоны, доступной жителям прилегающих районов севера Москвы и Химок. "Прокладка трассы по территории леса не обусловлена технической необходимостью, - считают авторы письма, которых поддерживают еще 13 тыс. человек. - Решение о прокладке трассы принято без учета запланированного расширения Ленинградского шоссе на участке от Москвы до Химок. Возможности снижения автомобильного трафика путем повышения эффективности работы Октябрьской железной дороги также не учтены...".

***

[Графические материалы:

Материалы доступны в бумажной версии издания]

***

"...А за многую заповедных лесов посечку, учиняя наказание, вырезав ноздри, ссылать на каторгу"

Указ Петра I от 9 февраля 1722 года "О надзирателях корабельных лесов"

***

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгения Чирикова, организатор инициативной группы в защиту Химкинского леса, прокомментировала нашему изданию ситуацию, сложившуюся вокруг строительства.

- Что сейчас происходит в Химкинском лесу? Ведется ли вырубка?

- Одну из частей Химкинского леса - Вашутинский лес - хотели отдать под строительные склады. Сначала мы вырубку остановили, но недавно, причем ночью, строители вырубили все Вашутинские деревья. В основной части Химкинского лесного массива вырубки пока не происходит, но идут изыскательские работы, там вырубили подлесок. Кроме того, строители уже перекопали весь лес.

- Известно, что вы собираетесь обратиться в ООН, так как при строительстве трассы будут нарушены положения Киотского протокола. Это правда?

- Да, конечно. Согласно Киотскому протоколу, развитые страны и страны с переходной экономикой обязаны сокращать или стабилизировать выбросы парниковых газов. Вырубка Химкинского леса приведет к обратному эффекту. Сейчас мы готовит обращение в ООН.

- Какие действия по защите леса вы планируете предпринять в дальнейшем?

- 16 октября 2008 года пройдут парламентские слушания, на которых будут обсуждаться экологические проблемы и экологическое законодательство. Мы выступим со своим обращением. Кроме того, планируем провести серию митингов и пикетов в Химках и в Москве.

- Но пока действия защитников леса не дают видимого результата. Власти игнорируют ваши обращения.

- Ну, почему же? Реликтовый лес планировали вырубить еще весной, но он пока стоит.