Перейти к основному содержанию

Главная      Будем ли жить в "транспортной столице"?

Будем ли жить в "транспортной столице"?

23 июля пермским журналистам выпала уникальная возможность совершить экскурсию по транспортным объектам федерального значения - вместе с двумя российскими министрами.

ГЛАВА Министерства транспорта и связи Игорь Левитин инспектировал Пермь "с точки зрения взаимоувязывания всех видов транспорта". Особо его интересовали строительство нового моста через Каму, состояние шлюзов Камской ГЭС и реконструкция аэропорта "Большое Савино".

Глава Минприроды Юрий Трутнев, хотя и был "при галстуке", но находился отнюдь не на работе. Он специально взял два дня в счет отпуска, дабы "посмотреть, как продвигается начатое дело", а также "посодействовать решению вопроса о финансировании строительства камского моста".

Местное "самоуправство"?

СТРОИТЕЛЬСТВО нового моста в Перми было начато в 1997 году и поначалу буксовало: не выполнялись графики финансирования. Перелом наступил в 2001 году, когда объектом вплотную занялась областная администрация. Сегодня финансирование осуществляется на паритетных началах: наполовину - из федерального бюджета, наполовину - из областного.

Основные работы выполнены. Дело за малым - закрыть последние пролеты моста с двух сторон и выполнить "технологию сварки болтовых стыков". И тогда останется "родившегося ребенка" одеть: сделать проезжую часть, освещение, перила.

Первую очередь моста предстоит сдать осенью будущего года.

Министр Игорь Левитин пытался разобраться, насколько оправдано местное "самоуправство": вместо положенных по проекту шести полос движения пермяки намерены сделать восемь. И согласился с тем, что дополнительные полосы - далеко не лишние, если учесть, что транспортный поток у моста будет разделяться на две ветки.

К тому же пора закрывать на серьезный ремонт ныне действующий камский мост и реконструировать проезжую часть КамГЭС - а значит, желательно, чтобы пропускная способность нового моста была как можно больше.

Министр пытался составить представление о целесообразности возведения второй очереди моста. И пришел к выводу, что строительство нужно продолжить - пока на объекте есть техника, работники, материалы, пока не произошло удорожания работ.

К тому же, если длительное время эксплуатировать мост только с одной, построенной, стороны, то опоры будут нагружаться неравномерно. Это ухудшит их состояние.

Сегодня через действующий камский мост (а значит, и через центр города) проходит в среднем семь тысяч транзитных автомашин в сутки. Новый мост позволит вывести этот поток за пределы города. А из 26 тысяч единиц пермского автотранспорта около половины может также перейти на новый мост.

Для завершения второй очереди камского моста требуется почти миллиард рублей из федерального бюджета. Министр пообещал, что выйдет в правительство с предложением о выделении этой суммы.

Игоря Левитина и Юрия Трутнева "заставили" поработать не только головой, но и руками. Министры закрутили символический первый болт для начала замыкания моста. Им выдали соответствующие сертификаты, дающие право "осуществлять" подобную деятельность в дальнейшем.

- А на работу возьмете? - заулыбался Игорь Левитин. Пермяки "на полном серьезе" закивали головами.

"Стратегические" шлюзы

ОТ СОСТОЯНИЯ водного транспорта министр оказался не в восторге. Сказал, что 20 судов в сутки на шлюзовании - это мало (в советские времена было в два раза больше). Нет перевозчиков, по реке переправляется мало грузов.

На предложение министра финансировать восстановление шлюзов Камской ГЭС на паритетных началах, Олег Чиркунов ответил отказом. Федерация забрала в госбюджет водный налог - после этого у области отпали все основания финансировать какие-либо водные объекты.

Сегодня западная нитка шлюза находится в аварийном состоянии. Удалось заменить лишь четыре из семи рабочих ворот.

Министр назвал вопрос "по шлюзам" стратегическим. Отметил, что нельзя иметь важный объект в таком состоянии. Он намерен немедленно изыскать средства на восстановление шлюзов Камской ГЭС и пристально следить за этим сооружением в дальнейшем.

Будут ли платные дороги?

МИНИСТРА "покатали" на вертолете. С высоты птичьего полета хорошо видны стремительные потоки машин в направлении Краснокамска и очевидна необходимость объездной дороги - недостроенного федерального тракта. Министру показали, что эта дорога заканчивается прямо в лесу.

Достигнута договоренность, что из имеющихся федеральных резервов на строительство данного тракта может быть выделено около 70 миллионов рублей.

Руководителю транспортного министерства показали отрезок федеральной трассы (участок Пермь-Кунгур). Назвали цифры: более 100 аварий, 33 человека погибли за год. Министр убедился, что федеральная дорога находится в состоянии, не пригодном для эксплуатации.

У центра теперь новое увлечение: платные дороги. Министр предложил Олегу Чиркунову проложить платный 90-километровый тракт от Перми до Кунгура, параллельный федеральной дороге. И.о. губернатора ответил, что не против, но нужно четко представлять "правила

игры". Если строительство будет вести частный инвестор, пусть себе дорога станет платной.

Опасных грузов станет меньше

ГЛАВА Минтранса одобрил идею появления в Перми "городского трамвая" -пригородной электрички. Понравилось ему и предложение Свердловской железной дороги о выведении грузового потока Транссибирской магистрали за пределы областного центра.

Предполагается пустить весь грузовой транспорт, в том числе и опасные грузы, по другую сторону Камы, а у Левшино направить грузопоток в сторону станции Ферма. Для этого следует проложить 20 км путей. Освободившаяся в Перми дорожная ветка пригодится для "городского трамвая": можно запустить электричку в сторону Бахаревки, увеличив число остановок.

Продается аэропорт?

ДВА ГОДА назад предприятие "Пермские авиалинии", по сути, было банкротом. При стоимости основных фондов в 68 миллионов рублей кредиторская задолженность составляла 340 миллионов рублей.

Выкарабкаться из тяжелого положения помогли областные власти. За два последних года региональные вложения в реконструкцию аэропорта составили свыше 240 миллионов рублей. Но до сих пор отсутствует механизм защиты областных вложений в развитие пермских авиалиний. Аэропорт находится в собственности Министерства обороны, и Законодательное собрание неохотно идет на финансирование федерального объекта.

Министр внимательно выслушал предложение о передаче аэропорта региону или, возможно, в частные руки (речь шла о слиянии с крупной авиакомпанией). Дал согласие на проработку этого вопроса. Но высказал мнение: взлетно-посадочная полоса и рулевые дорожки должны оставаться в собственности государства, а вот "внеавиационный бизнес" и часть имущества можно отдать в руки частников.

На дальнейшую реконструкцию аэровокзала администрация области выделила 40 миллионов рублей. С 2002 года на федеральные и областные деньги ведутся работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы с усилением покрытия, удлинением ее до 3, 2 км. В прошлом году эта полоса введена в эксплуатацию. Она имеет возможность принимать воздушные суда любого класса, будет служить 20 лет без дополнительных вложений. Это и удобство, и безопасность, и инвестиционная привлекательность региона, возможность создать авиакомплекс международного класса.

Руководитель транспортного министерства высоко оценил качество взлетно-посадочной полосы.

Министру понравилось "отношение территории к транспортным проблемам", готовность к паритетному финансированию - именно таким регионам в первую очередь помогает сейчас центр. - В Перми есть все необходимое для создания конкурентоспособного транспортного комплекса, - отметил министр.