Перейти к основному содержанию

Главная      АБСОЛЮТНЫЙ ЧЕМПИОН И РЕКОРДСМЕН УКРАИНЫ ПО СИЛЕ ЗВУКА В АВТОМОБИЛЕ ОЛЕГ КУЩ: "КОГДА Я ПРОЕЗЖАЮ МИМО АВТОСТОЯНОК, У БОЛЬШИНСТВА МАШИН СРАБАТЫВАЕТ СИГНАЛИЗАЦИЯ"

АБСОЛЮТНЫЙ ЧЕМПИОН И РЕКОРДСМЕН УКРАИНЫ ПО СИЛЕ ЗВУКА В АВТОМОБИЛЕ ОЛЕГ КУЩ: "КОГДА Я ПРОЕЗЖАЮ МИМО АВТОСТОЯНОК, У БОЛЬШИНСТВА МАШИН СРАБАТЫВАЕТ СИГНАЛИЗАЦИЯ"

Самый шумный автомобиль в стране сконструировал бывший продавец киевского радиорынка, за спиной которого... восемь классов средней школы

Чемпионаты страны по силе "звукового давления" стали проводиться всего несколько лет назад. Побеждает в них тот, у кого в машине музыка играет громче всех, что замеряется специальным прибором. Главное требование соревнований -- выставленный на чемпионат автомобиль должен оставаться нормальным -- с присущим ему мотором, колесами, сиденьями... "Автозвуковиков" разбивают на "весовые" категории -- по сумме денег, вложенной в аудисистему. Делят "спортсменов" и по уровню подготовки. Всего существует три класса -- любители, профессионалы и эксперты.

На недавно закончившемся чемпионате Украины Олег Кущ выступал в высшем классе экспертов, и стал абсолютным чемпионом. С огромным отрывом от всех остальных "шумовиков". Правда, рекорд страны, принадлежавший... ему же, Олег не побил -- говорит, судьи выдали ему не совсем подходящую музыку...

Полдень. Железный гараж Олега раскалился на солнце, но он упрямо ковыряется в машине.

-- Соседи ругаются, -- улыбается Олег Кущ, -- я тут к следующим соревнованиям готовлюсь -- систему настраиваю, а они звонят начальнику нашего гаражного кооператива и жалуются, мол, в квартирах стекла дрожат. И начальник отключает у меня в гараже электричество. Я считаю, это неправильно. Все-таки, гараж -- частная собственность...

Жители столичных Нивок относятся к чемпиону без понимания. Хотя не исключено, что придет время и они еще будут гордиться тем, что страдают по милости мировой знаменитости. Пока же адская машина Олега раздражает весь микрорайон. Когда рекордсмен с играющим магнитофоном проезжает мимо припаркованных у домов машин, у всех врубаются сирены сигнализации. Но это еще "цветочки" -- в будущем Олег мечтает установить рекорд мира по "звуковому давлению". Тогда-то населению Нивок не поздоровится по-настоящему.

-- Для мирового рекорда мне нужно десять тысяч долларов, -- говорит кулибин, и на чемпионском лице расплывается мечтательная улыбка...

Какое-то время Олег работал продавцом на радиорынке. Продавал магнитофоны и аудиосистемы. Пользуясь возможностью, нашпиговал динамиками и свою машину. А два года назад услышал о чемпионатах по "звуковому давлению". И загорелся...

-- И пошло-поехало -- у кого система мощнее, больше, -- объясняет Олег. -- Автозвук -- это ведь сумасшедший азарт. Правда, выгоды, кроме чемпионских кубков, никакой. Я все делаю за собственные деньги. Вложил в свою машину уже порядка шести тысяч долларов...

Построить мощную автомобильную аудиосистему -- серьезная задача для небольшого конструкторского бюро. Нужно очень точно рассчитать расположение динамиков, угол их наклона. Звук от разных колонок, которых в машине Олега больше десятка, должен, "складываясь", усиливаться, создавая тем самым резонанс. Но одного этого мало. Дело в том, что мощное "уханье" низкочастотных "сабвуферов" раздувает автомобиль, как гармошку. Машина дрожит, как бегемот в лихорадке, лопаются стекла, разваливаются сварные швы. А главная беда в том, что вибрация кузова машины гасит звуковую волну внутри салона, тем самым уменьшая количество децибелов, гремящих внутри автомобиля. И конструктор "звукомобиля" должен рассчитать все так, чтобы лихорадочная "дрожь" металла сочеталась с частотой звуковой волны. Тут одной-двумя формулами не обойдешься...

-- А ведь образования у меня никакого нет, -- разводит руками Олег. -- Восемь классов закончил, потом еще три года в вечерней школе, куда я ходил раз в неделю. А о звуковых волнах я все сам по книгам изучал. Компьютер тоже сам освоил. Теперь на нем высчитываю углы наклона динамиков... Я никогда и не стремился получить образование. Если мне что-то интересно, изучаю это сам...

-- Олег, на недавнем чемпионате в Крыму ты свой рекорд так и не улучшил?

-- Да, мой лучший результат -- 155,5 децибела. Побить его на этот раз не удалось, и вот почему. Есть на чемпионатах по автозвуку одно хитрое правило. Ты заранее не знаешь, какую музыку тебе выдадут для проведения замера силы звука. Музыкальный трек выдается в момент жеребьевки, за пятнадцать минут до начала соревнований. Моя аудиосистема оказалась просто не настроеной под мелодию, которую мне выдали, и нового рекорда не получилось. Но все равно я победил с большим отрывом. Мог бы и лучше, но не хотел особенно перегружать оборудование. Каждые соревнования влетают мне в копеечку, потому что обязательно сгорает что-то из оборудования. А оно у меня очень дорогое. Один усилитель стоит почти восемьсот долларов, динамик -- триста, аккумулятор -- 250 евро. А у меня их восемь штук.

-- А что значит "с большим отрывом"?

-- Второе место в моем классе занял "шумовик" со 130 децибелами. А моя машина показала 143 децибела. Кажется, разница не так уж велика. Но, по науке, для увеличения силы звука на три децибела мощность системы должна возрастать вдвое. Поэтому мощность моей машины в десять(!) раз больше, чем у автомобиля ближайшего соперника...

-- Олег, говорят, во время замера ты остаешься в салоне машины. Это же очень опасно!

-- Может, и опасно, но я, видишь, не оглох пока. В машине приходится оставаться, чтобы управлять аудиосистемой. Я медленно кручу ручку громкости, вывожу систему в пиковый режим. Через несколько секунд начинает пахнуть гарью. Я добавляю еще немного мощности и выключаю систему...

-- А в этот момент зрители с ужасом смотрят на камикадзе...

-- На соревнованиях машину облепливают двенадцать здоровенных мужиков. Они держат ее, чтобы не разорвало. Автомобиль ведь раздувается, как кулечек. На подпрыгивающей крыше лежит несколько ребят под сто килограммов весом. Так что меня почти не видно...

-- Ты после соревнований медицинское обследование не проходил? Может, у тебя давно сотрясение мозга?

-- Мне многие советуют сходить провериться к психиатру, но я это с улыбкой воспринимаю. Человек даже не подозревает, какие нагрузки способен выдержать. Хотя говорят, что болевой порог -- это 130 децибелов. Не знаю. Я сидел и при ста пятидесяти. Ощущение, будто барабанные перепонки проткнули палочками для чистки ушей. Неприятно, конечно. Все внутри тебя дрожит, внутренние органы дергаются так, что даже щекотно. Причем щекотно не снаружи, а именно внутри.Но чем спрашивать, сам попробуй это ощутить. Садись, все не так страшно.

Олег покрутил ручку магнитофона. Заплясали стекла, с полочек гаража посыпались многочисленные баночки и коробочки. В уши, как и обещал чемпион, просунулась спица, они как-то сразу онемели, и больше я почти ничего не слышал...

-- Вот видишь, -- прокричал Олег, вырубив магнитофон, -- ничего страшного, правда, я тебе систему лишь на половину мощности включал...