Перейти к основному содержанию

Главная      Кинобудка представительского класса

Кинобудка представительского класса

Кино постепенно становится такой же неотъемлемой частью жизни, как и 20 - 30 лет назад, когда в среднем на человека приходилось по 14 походов в кино в год. К сожалению, столь же привычными, как и поход в кино, становятся и долгие часы, проведенные в пробках. Чтобы совместить эти два способа провести время, автовладельцы все чаще задумываются о том, чтобы превратить свою машину в кинотеатр на колесах. И если раньше "мобильные кинотеатры" были доступны лишь в поездах, самолетах и в больших экскурсионных автобусах, сегодня уже несложно представить себе DVD-проигрыватель даже внутри продукции отечественного автопрома.

По набору компонентов, необходимых для того, чтобы комфортно посмотреть хорошее кино, кинотеатр в автомобиле практически не отличается от ставшего уже привычным домашнего кинотеатра. В основе системы лежит источник картинки - как и в домашних кинотеатрах, это чаще всего DVD-проигрыватель. В более дорогих и качественных решениях с проигрывателем дополнительно работает процессор-предусилитель (АV-ресивер), задача которого - обработка и усиление звука и обработка видео. Звук выводится через многоканальные акустические системы, а изображение - через один или несколько мониторов с диагональю от 5 до 30 дюймов (последние, правда, помещаются только в довольно крупные минивэны и фургоны).

Автопоказчик

DVD-проигрыватель - основа почти любого автомобильного кинотеатра. Правда, бывают исключения. Так, например, в компании SV-Art, занимающейся установкой автомобильных кинотеатров, говорят, что многим заказчикам помимо DVD-проигрывателя требуется и обычный VНS-кассетник - просмотр видеокассет им необходим для работы. Тем не менее большая часть автомобильных киносистем построена на DVD. Естественно, автомобильные проигрыватели отличаются от домашних.Большая часть автомобильных DVD-проигрывателей внешне похожи на обычные СD-магнитолы и легко размещаются на привычном месте в панели приборов автомобиля. Чтобы обеспечить устойчивую работу этой сложной оптико-механической системы в движущемся автомобиле, в DVD-проигрывателях используют специальные схемы амортизации и демпфирования.

Автомобильных DVD-проигрывателей за последние годы появилось достаточно, чтобы подобрать модель практически любой ценовой категории. Самые дешевые DVD (не самых раскрученных марок вроде Mystery или Power Acoustic) вообще стоят дешевле многих СD-магнитол - до $200. Правда, обычно системы автомобильных кинотеатров устанавливаются в автомобили представительского класса, поэтому большим спросом пользуются более продвинутые аппараты Alpine, Clarion, Pioneer. Цена наиболее совершенных моделей может доходить до $1000, правда, и набор их возможностей окажется довольно впечатляющим. Например, Alpine DVA-2510 ($750-800) может воспроизводить DVD-диски различных форматов, музыку в форматах МРЗ и WMA, видео на компакт-дисках, а управлять им можно либо с сенсорного дисплея, либо с входящего в комплект беспроводного пульта ДУ.

Вместе с "головными" устройствами в автомобилях часто используются многодисковые DVD-чейнджеры. Благодаря большому корпусу чейнджер позволяет спрятать в нем сложный амортизационный механизм, позволяющий смотреть фильм практически любого качества без помех на дороге. Свобода выбора с DVD-чейнджером тоже увеличивается, поскольку во время движения менять диск неудобно даже пассажиру, не говоря уже о водителе. Чейнджеры (до $1,5-2 тыс.), работающие, как правило, с шестью дисками, обеспечивают пассажиров или водителя видеотекой на всю поездку.

Автозвук

Основная задача DVD-проигрывателя - считать информацию с диска и передать видеосигнал на дисплей. Однако, как показывает практика домашних кинотеатров, самостоятельное воспроизведение многоканального звука DVD-проигрывателями, как правило, отличается невысоким качеством. Тем более это актуально для автомобильных кинотеатров, в которых схему многоканального звучания необходимо подстраивать под индивидуальные особенности планировки салона разных моделей машин. Между тем в киностудиях давно пришли к выводу, что впечатление от фильма зависит от звука не меньше, чем от изображения. Поэтому, несмотря на то что многие современные DVD-проигрыватели умеют "разводить" звук, записанный на DVD, по нескольким аудиоканалам, чаще всего в автомобильных кинотеатрах класса high end используются дополнительные аудиопроцессоры, позволяющие декодировать звук, записанный в основных кинотеатральных форматах - Dolby Digital, Dolby Pro Logic II и DTS (стоимость процессоров колеблется от $300 до $1000).

Из-за особенностей строения и расположения автомобильной акустики аудиопроцессорам приходится решать несколько нетривиальных задач, которые обычно не ставятся перед аппаратурой домашнего кинотеатра. Например, если в домашнем кинотеатре акустические системы представляют собой колонки, динамики которых уже собраны с учетом всех нюансов звучания в единое целое, то с автомобильной акустикой все несколько сложнее. Каждая автомобильная колонка состоит из отдельных динамиков, расположенных не там, где они обеспечивали бы лучшее звучание, а там, где для них нашлось место. Поэтому автомобильным аудиопроцессорам приходится еще и корректировать звуковой сигнал: они раздельно регулируют усиление звука на разных частотах и вводят временные задержки, чтобы звук в сложных автомобильных условиях не отличался от звука в кинотеатре.

Другая проблема автомобильного кинотеатра - реализация центрального аудиоканала: ведь перед лицом водителя или пассажира (за исключением, пожалуй, пассажиров лимузинов, где аудиосистема часто создается "с нуля" в тюнинговых ателье) нет отдельного динамика, который присутствуете кинотеатре. Поэтому в задачу автомобильного аудиопроцессора входит и формирование виртуального (специалисты называют его фантомным) центрального акустического канала с использованием имеющейся в автомобиле акустики. Настроить такую систему самостоятельно практически невозможно, ее установкой и доводкой занимаются в студиях автозвука. "Высшим пилотажем" является такая настройка виртуального центрального канала, при которой кажется, что звук идет прямо из монитора.

При этом нужно быть готовым к тому, что под установку всего этого оборудования в тюнинговом ателье у вас отберут значительную часть багажника: в нем нужно разместить как минимум два чейнджера (CD и DVD), аудиопроцессоры и сабвуфер - специальную колонку для реалистичного воспроизведения низких частот. Автомобильные сабвуферы, кстати, ничем не напоминают привычные "ящики" домашних кинотеатральных систем. Встав на колеса, сабвуфер распался на отдельные составляющие: собственно сабвуферную головку, встраиваемую, как правило, в ящик сложной формы (так называемый stealth), и мощный басовый усилитель. Stealth в последнее время чаще всего проектируется под особенности конкретного автомобиля.

Автоэкран

Единственное, в чем автомобильный кинотеатр не может посоревноваться с домашним, - это размер экрана. Самые большие автомобильные экраны, установка которых удавалась российским тюнинговым компаниям, - 30-дюймовые. Более крупные мониторы не влезают даже в микроавтобусы, минивэны и лимузины. Зато небольшие размеры экранов компенсируются их количеством: часто в автомобили ставят по три монитора - один для водителя и переднего пассажира и два для пассажиров на заднем сиденье.

Самый простой и дешевый вариант - монитор так называемого автомобильного мультимедийного центра (например, Clarion VRX633R стоит менее $800). Такой центр включает DVD-проигрыватель и небольшой дисплей, интегрированные в одном корпусе. В выключенном состоянии монитор "лежит" над DVD-проигрывателем, и вся конструкция легко помещается в стандартное отверстие для магнитолы. При включении монитор выезжает вперед. Недороги в установке и мониторы в подголовниках передних кресел. Правда, оба типа мониторов невелики - от 5 до 8 дюймов в диагонали.

Существуют и более экзотические варианты установки. В компании SV-Art отмечают, что чаще всего клиенты просят установить монитор на кронштейне между передними сиденьями - так изображение на нем хорошо видно задним пассажирам, он никому не мешает. Довольно часто откидные мониторы устанавливают в крышу, а небольшие дисплеи, переделав панель управления, - прямо в центральную консоль автомобиля. Помимо мониторов традиционно "автомобильных" производителей (Alpine, Clarion, Pioneer) часто используются мониторы Sharp, которые хорошо выдерживают низкие температуры, и линейку "потолочных" дисплеев Prology. В автомобилях используются только жидкокристаллические ТFТ-мониторы. Любопытно, что в России большинство автомобильных кинотеатральных систем предназначено для развлечения водителя или его пассажира во время стоянки (благо штатное подключение такого монитора предусматривает, что он активизируется только при включенном стояночном тормозе). В других странах более популярной является установка развлекательных систем для пассажиров на заднем сиденье (чаще всего для детей).

Цена билета

Автомобильный кинотеатр почти всегда стоит дороже домашнего. Отчасти это связано с особенностями его эксплуатации. Аудио- и видеокомпоненты должны быть компактными, чтобы поместиться в салоне автомобиля, а также надежными, чтобы выдержать повышенную влажность, перепады температуры и вибрацию, возникающую при движении машины. Плюс, поскольку возможности штатной электросистемы ограничены, аппаратура не должна потреблять слишком много энергии. Кроме того, покупкой оборудования затраты на создание кинотеатра в автомобиле не ограничиваются: обычно требуется как минимум доводка штатной акустической системы, дополнительная шумоизоляция. Кинотеатры представительского класса предполагают масштабную переделку салона, крыши (в случае установки монитора в потолке) и так далее.

Самый дешевый вариант, с установкой мультимедийного центра вместо магнитолы, едва ли обойдется дешевле $1000. Мониторы в подголовниках или на кронштейне между передними сиденьями с установкой обойдутся минимум в $5 тыс. (с подключением к штатной аудиосистеме). Стоимость установки качественного акустического оборудования зависит от конкретного автомобиля и пожеланий его владельца и может доходить до $20 тыс

* * *

Программа автопередач

Пробки в мегаполисах уже стали притчей во языцех. Поэтому не стоит удивляться, если буквально за несколько дней все DVD-диски с фильмами в DVD-чейнджере автомобиля окажутся пересмотрены, а диски с музыкальными CD прослушаны по нескольку раз. Телевизор тогда станет одним из немногих способов скрасить поездку. В систему автомобильного кинотеатра нередко добавляется ТВ-тюнер, позволяющий ловить основные эфирные каналы. Однако у этого решения есть большой минус: во время движения картинка дрожит, искажается, появляются помехи. Учитывая, что прием эфирного сигнала в Москве из-за особенностей застройки вообще вещь довольно проблематичная, просмотр привычных каналов в движущемся автомобиле удовольствия не доставляет.

Чтобы восполнить этот пробел, в автомобилях появляются приемники цифрового телевидения. Внешне такой приемник выглядит как небольшая коробочка, которая легко спрячется в багажнике вместе с остальным кинотеатральным оборудованием. Специально рассчитанный на эксплуатацию в автомобиле, приемник обладает повышенной защитой от вибрации и ударов и может работать при температуре до - 20°С. К сожалению, выбор цифровых телеканалов весьма ограничен. В Москве пока есть только одна компания, вещающая для автомобилистов, - ЦТВ. В пакете компании два телеканала. Первый, Digital News, представляет собой дайджест новостных выпусков основных эфирных телеканалов: "Первого", "России", НТВ, ТВЦ, Euronews, "Культуры" и РБК-ТВ. Второй, DV-Live, - развлекательный life-style канал. На этом канале в основном транслируются передачи о новых автомобилях, яхтах, частных самолетах, правилах курения сигар, индивидуальных турах, светских тусовках и т. д. Как и оборудование, программное наполнение каналов "заточено" под просмотр в машине: в эфире преобладают короткие сюжеты продолжительностью 5 - 20 минут.

Удовольствие всегда быть в курсе последних новостей стоит немало. Комплект оборудования ЦТВ вместе с установкой обойдется в $4,5 тыс., в эту сумму включена абонентская плата за два месяца. За каждый следующий месяц придется платить по $200.