Перейти к основному содержанию

Главная      ПОЛОВИНА АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ РОССИИ - ПОД КРЫЛОМ РОСГОССТРАХА

ПОЛОВИНА АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ РОССИИ - ПОД КРЫЛОМ РОСГОССТРАХА

Российская государственная страховая компания - безусловный лидер на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), О результатах первого года действия закона об ОСАГО рассказал Алексей Савченко, директор Читинского филиала компании Росгосстрах.

- Прошел год после введения закона об ОСАГО. Есть первые результаты. Расскажите о них.

- Главный результат в том, что закон работает. Раньше без полиса ОСАГО споры о том, кто прав, кто виноват в ДТП, кому платить за ущерб, могли тянуться в судах годами. Теперь страховой полис автогражданской ответственности сохраняет нашим гражданам не только время, но нервы и деньги.

Для меня большая честь сообщить, что за прошедший год более 11 миллионов автовладельцев приобрели полисы ОСАГО Росгосстраха. В Читинской области каждый второй владелец машины доверил свою страховую защиту старейшей и действительно народной компании. Это подтверждают цифры. Всего в России полисы приобрели 22 миллиона автовладельцев, из них более половины - наши.

Радует, что закон обеспечивает реальную защиту потерпевшим. Впечатляет сумма выплат, произведенных российскими страховщиками за время действия полисов обязательного страхования автогражданской ответственности, - около 5,5 млрд. рублей.

По данным Российского союза автостраховщиков, за десять месяцев действия закона об ОСАГО страховыми компаниями был урегулирован ущерб более чем по 350 тыс. страховых случаев. На 1 июня Росгосстрах выплатил потерпевшим около 1,9 млрд. рублей. Это 97 тысяч урегулированных случаев. В Читинской области за первый год действия закона сумма выплат составила ,14 млн. рублей.

- После вступления закона в силу не наблюдалось особого желания у автовладельцев приобретать страховые полисы. Как обстоят дела сейчас?

- Первоначально прогнозы, действительно, были неутешительными - 25-30 процентов застрахованных. К Новому году стало ясно: закон никто не собирается отменять. И люди пошли. В конце декабря офисы продаж во всех страховых компаниях работали практически круглосуточно.

Кроме того, уже с 1 июня ГИБДД перестала принимать машины на техосмотр без страховых полисов. С начала текущего года за отсутствие полисов ОСАГО стали штрафовать.

Результат таков: за 10 месяцев действия закона застраховано 85 процентов от всех реально используемых автомобилей.

- А проблемы были?

- Да, Росгосстрах, как и другие страховые компании, столкнулся с рядом проблем. Во-первых, в бюджете госучреждений не была заложена сумма на приобретение полисов. В конце года у них не хватало средств на заключение договоров. Практически все попросили отсрочку или рассрочку оплаты. Но законом это запрещено.

Во-вторых, возникла большая путаница при применении коэффициентов по территории преимущественного использования транспортного средства. Простой пример. Многие забайкальцы пригоняют машины из Владивостока. Здесь ездят по доверенности. При расчете страхового тарифа должен применяться коэффициент, соответствующий Владивостоку. Нашим автовладельцам полис обходится дороже. Кроме того, отсутствует правовое регулирование многих вопросов, возникающих в процессе заключения договоров. Есть проблемы и с нашими конкурентами. Некоторые региональные страховые компании выписывают так называемые 15-дневные полисы для прохождения технического осмотра.

Надо заметить, на сегодня еще нет единых стандартов и методик расчета ущерба, причиненного транспортному средству.

- Доля Росгосстраха на рынке ОСАГО весьма велика. Будет ли принимать участие ваша страховая компания при обсуждении поправок к закону в Государственной Думе?

- Мы принимали непосредственное участие еще на стадии разработки закона. И тогда же указывали на его несовершенство. Недоработки есть как в самом законе, так и в Правилах по ОСАГО. Доля Росгосстраха составляет почти 50 процентов рынка ОСАГО. Кому как не нам знать, какие неувязки надо устранить.

В первую очередь, необходимо доработать вопросы, связанные с возмещением вреда жизни и здоровью потерпевших. Пока различные страховые компании по-разному оценивают размер ущерба, причиненного жизни и здоровью. Это вызывает справедливое возмущение потерпевших и самих страхователей.

Надо законодательно закрепить за потерпевшим право самостоятельно решать, куда обращаться за оценкой ущерба. Могут это сделать специалисты страховой компании, а может и независимая экспертиза. Однозначно, это упростит процедуру урегулирования убытков и сократит ее срок. Кроме того, потерпевший должен иметь предусмотренное законодательством право в случае несогласия с суммой возмещения ущерба обжаловать ее в суде.

Стоит заметить, все, что касается законодательства, должно быть продумано, взвешено. Иначе люди разуверятся в эффективности страхования.

- Алексей Викторович, с 1 июля начинается перезаключение договоров. Изменилось ли что-нибудь в условиях приобретения полиса ОСАГО. Тарифы не могут снизиться?

- Законом об обязательном страховании автогражданской ответственности предусмотрена раз в полгода возможность менять тарифы. Но, посудите сами, по данным ГИБДД, в прошлом году в стране произошло 204267 дорожно-транспортных происшествий. Тенденция последних лет свидетельствует о том, что рост ДТП на российских дорогах будет продолжаться. Вспомните, в каких цифрах выражается сумма выплат, и станет очевидно, что те тарифы, по которым страховщики сегодня работают, минимальны.

Конечно, можно снизить тарифы, чтобы привлечь автовладельцев. Но ведь не исключено, что поступлений страховых премий в компании может оказаться недостаточно для осуществления выплат, не будет и резерва.

По закону "Об организации страхового дела в РФ" страховая компания должна заниматься исключительно страховой деятельностью. Поэтому у нас нет иных источников, кроме как страховые премии, уплачиваемые страхователями по договорам.

По этой же причине мы не можем ввести льготы для ветеранов и инвалидов. Хотя предложения снизить тарифы вдвое были. Для реализации льготных тарифов потребуется компенсация. А это около трех миллиардов рублей. Надо заметить, к сожалению, это наиболее убыточная категория страхователей. Аварии среди водителей-инвалидов и ветеранов случаются довольно часто. Возмещение ущерба полностью ложится на страховые компании, а, следовательно, и на всех страхователей.

Но следует подчеркнуть, если эти льготы будут введены, наша компания в обязательном порядке обеспечит их безусловное исполнение.

Резко повысят убыточность ОСАГО краткосрочные полисы. Позиция Росгосстраха такова: необходим обоснованный и взвешенный подход к проблеме их введения. Очевидна убыточность такого вида страхования для страховых компаний. У водителей, не эксплуатирующих машину постоянно, утрачиваются водительские навыки. Они чаще попадают в аварии, чем те, кто водит машину ежедневно.

К тому же предполагается, что стоимость "полиса выходного дня" будет в два раза ниже стоимости сезонного шестимесячного полиса по ОСАГО. Хотя страховщик будет нести такую же ответственность, что и по остальным полисам ОСАГО.

- Предполагаются ли поощрения водителей, которые в течение года не совершили ДТП?

- Это так называемая система "Бонус-малус". Водителей, проездивших год без аварий, у нас большинство. Мы предоставим им 5-процентную скидку при перезаключении договора. А для водителей, совершавших аварии, Стоимость полиса возрастет. При одном ДТП тариф вырастет почти в полтора раза, при совершении большего числа аварий - в 2,45 раза.

- Алексей Викторович, не всякому обывателю, порой, понятно, что ждет автовладельца, попавшего в ДТП. Что он должен сделать, чтобы Росгосстрах возместил ущерб?

- Мы хотим, чтобы все граждане нашей страны почувствовали - закон об обязательном страховании автогражданской ответственности защищает каждого унастника дорожного движения. И будем делать все для того, чтобы наши клиенты видели, что они находятся под крылом сильной, надежной, заботливой компании.

Средняя стоимость страхового полиса ОСАГО у нас составляет 1500 рублей. Но заключение договора - только первый шаг. За прошедший год наша компания прилагала постоянные усилия, направленные на повышение уровня клиентского обслуживания. Сначала, введение ОСАГО водители восприняли как дополнительный налог. Зато когда страхование охватывало новых и новых автовладельцев, стало расти количество выплат, люди поняли: полис - реальная защита. Те, кто первоначально ругали государство и страховщиков, стали говорить "спасибо", когда вместо них ущерб возмещала страховая компания.

Одна из главных задач для Росгосстраха сегодня - развитие системы урегулирования убытков. С этой проблемой сталкиваются все автовладельцы, попавшие в ДТП. Центры урегулирования убытков (ЦУУ) Росгосстраха оснащены специальным программным обеспечением, позволяющим быстро, квалифицированно и качественно производить расчет ущерба для любых автомобилей - не только отечественного, но и иностранного производства.

На сегодняшний день в России действуют 233 специализированных центра урегулирования убытков Росгосстраха. Из них два - на территории Читинской области. В Чите потерпевшие могут обратиться по адресу: КСК, проспект Фадеева, 5. Есть ЦУУ в Краснокаменске. Здесь окажут квалифицированную помощь вне зависимости от того, в каком регионе был оформлен полис Росгосстраха. Все ЦУУ работают по единым стандартам, что является немаловажным фактором для страны с такой большой территорией, как Россия.

Для удобства клиентов Росгосстраха у компании круглосуточно работает Контакт-центр, с которым можно связаться из любого региона страны (федеральный номер 8(800) 200-0-900, звонок бесплатный). Наши эксперты ответят на все вопросы, дадут консультацию, как действовать в той или иной ситуации.

Закон строго регламентирует срок рассмотрения требований потерпевшего о выплате. Это 15 дней с момента получения страховщиком всего пакета документов. Их перечень дается в законе и в правилах.

Иногда бывает не достает какого-либо документа, и выплата задерживается. К сожалению, может возникнуть волокита при получении справок в ГИБДД или при оформлении результатов независимой экспертизы.

В целом же по системе Росгосстраха срок рассмотрения заявлений потерпевших не превышает установленного законом срока.

- Кроме полиса обязательного автострахования, что еще может предложить Росгосстрах водителям?

- Росгосстрах выводит на рынок принципиально новый продукт РГС-Талисман "Дорожный". Он удачно дополняет линейку продуктов, предлагаемых владельцам транспортных средств.

РГС-Талисман "Дорожный" - это продукт по страхованию от несчастного случая в результате дорожно-транспортного происшествия, рассчитанный на самый широкий круг клиентов. Его уникальность, состоит в том, что полис предоставляет гарантию страховой выплаты в случае причинения вреда жизни и здоровью в результате ДТП, независимо от того, является застрахованный водителем, пассажиром или пешеходом. Это оптимальная страховая программа, построенная в зависимости от уровня дохода и потребительских предпочтений клиентов. По цене полис РГС-Талисман "Дорожный" доступен самым разным категориям граждан (от 120 рублей), а страховые суммы могут составлять от 15 тысяч до 0,5 миллиона рублей. Полис предполагает минимальные затраты на страхование и предусматривает простую схему заключения договора страхования: не нужно проходить предстраховую экспертизу и заполнять заявление о страховании: не проводится оценка профессионального риска: не применяются повышающие коэффициенты.

Клиент может заключить договор страхования РГС-Талисман "Дорожный" не только в свою пользу, но и в пользу своих родных и близких, жизнь и здоровье которых может быть подвергнута риску ДТП.

Росгосстрах является абсолютным лидером по ОСАГО. Но полис ОСАГО, защищая гражданскую ответственность владельцев транспортных средств перед третьими лицами, не обеспечивает защиту жизни и здоровья страхователей. Именно поэтому Росгосстрах разработал современный продукт РГС-Талисман "Дорожный", предназначенный специально для защиты жизни и здоровья водителей в результате ДТП.

Кроме того, мы предлагаем добровольное страхование транспортных средств. Полис Росгосстрах-Авто "Защита" гарантирует защиту самому водителю, совершившему ДТП. Пример: автовладелец налетел на столб, машина помялась. На руках полис ОСАГО, но он в данном случае не действует. А вот добровольное страхование как раз поможет.

Можно застраховать место хранения автомобиля (гараж, бокс, ракушка) и гражданскую ответственность его владельца. Договор заключается по полному пакету рисков, то есть на случай пожара, взрыва, стихийных бедствий, падения предметов, противоправных действий других лиц. Стоимость полиса РГС-Экспресс-Тараж" - от 150 до 3000 рублей.

ДИНАМИКА ВЫПЛАТ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ ПО ОСАГО

Графические материалы:

Материалы доступны в бумажной версии издания